В историю России крепко вплетены судьбы тех, кто побывал в тюрьме. Ссыльные, жертвы репрессий, массово осуждённые в 90-е годы. Народная мудрость гласит: "от сумы да тюрьмы не зарекайся", и многие знают об этом не понаслышке. И речь идёт не только о жизни ЗК, которая меняется в одно мгновение, но и о жизни тех, кто ждёт по эту сторону колючей проволоки.
С момента, когда жёны декабристов жертвовали собой ради любимых, прошли десятки лет, но до сих пор их судьбы повторяют другие, готовые ехать за своим мужчиной по этапам, готовые ждать не один год, готовые верить, что это ошибка. Корреспондент VSE42.Ru на условиях анонимности пообщался с девушками, которые ждут своих любимых из мест лишения свободы, и выяснил, каково это – любить заключённого. Мы изменили имена наших героев, но сути это не меняет.
Москвичка Екатерина – молодая эффектная брюнетка с огромными зелёными глазами. Катя ждёт из тюрьмы своего парня – Никиту, который стал первым мужчиной в её жизни. Чуть больше года назад у пары завязались отношения, но завоевать Катино сердце Никита пытался пять лет. До встречи осталось три месяца, сейчас "режим ожидания" длится год и двадцать дней – Никиту осудили по ч. 2 ст. 228 – "Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств..." в крупном размере.
Он бегал за мной, а я думала: "Фу, чмошник, пусть мечтает...", но жизнь распорядилась иначе. Мы попали в одну компанию, стали больше общаться. Один раз я сильно напилась в клубе, где мы с друзьями отдыхали, и свалила к выходу, там ко мне мужик какой-то приставать начал, в свою машину тащил. Никита вышел, посадил к себе в машину и отвёз к себе домой. Там я закрылась в ванной, я была очень пьяная и в одежде залезла в ванную, сидела в ледяной воде. Он стучал, я молчала. Выломал дверь, вытащил меня оттуда, раздел, обмотал полотенцем, одеялом и начал целовать. Я еле смогла из себя выдавить, что ещё девственница.
По словам девушки, Никита оставил ей ключи от квартиры и уехал обратно в клуб. Утром, когда она проснулась, рядом спала её подруга, в квартире были друзья, а молодой человек спал отдельно.
На следующий день он позвал погулять. Я думаю: "Ну, вроде он меня от мужика спас, пойдём погуляем". Я была девственница, сколько бы меня ни разводили, я ни-ни. Но у меня такое поведение – я не стесняюсь высказываний на темы, при которых некоторые краснеют. В общем, он не верил в мою невинность. Мы погуляли, в итоге поехали к нему, лежали, смотрели фильм. Потом он начал целовать меня, ну и я ответила. Пять часов он пытался меня соблазнить, в итоге получилось, мы переспали. Было поздно уже, я попросила отвезти домой. И думаю: "Что я наделала, отдала свой цветочек этому дебилу". Он жуткий бабник, я знала, что не буду этого терпеть. Потом я его игнорила, но меня так тянуло. Спустя неделю я всё же взяла трубку, он попросил встречу на 15 минут. Я согласилась. Ну, увидела его, и всё, растаяла...
Он ревновал к каждому столбу. Не дай Бог кто-то что-то напишет. Но тут я у него увидела переписку с девушкой, кинула его везде в чёрный список и поехала в клуб. Там зажигала с парнями, он меня подкараулил у подъезда, затащил в тачку и сильно избил. Я думала, мне конец. Мы расстались. Спустя время снова сошлись, я его люблю, так получилось.
Я залетела. Он вроде бы перестал чудить, стал более менее. На третьем месяце он начал заниматься какой-то хренью, вечно где-то пропадал с друзьями. Потом я узнала, что они занимаются наркотиками, снова скандалы. На четвёртом месяце у меня была отслойка плаценты, опасная штука. Мы стали больше ругаться. Самочувствие ужасное, он меня не понимал, уходила – плакал. На пятом месяце их задержали. Он звонит и говорит: "Приезжай". Я приехала, они в наручниках все. И тут я чувствую, что его точно не оправдают. Посадили, у меня истерики, я лежала дома и не понимала, что произошло.
Лежу, чувствую боль и вода, я в шоке. "Скорая", осмотр, посадили на какую-то кресло-качалку, Носятся что-то. От боли не понимала, что происходит. Всё как в тумане. Боль ужасная. Вижу, тётка достаёт из меня кровавый пузырик какой-то и уходит. Слышу: "Вколи ей..." и название не разобрала. И тут жжёт руку после вкалывая иглы, всё. Я отключилась. Очнулась, какая-то ледышка на животе. И тут я начинаю всё понимать. Снова слёзы, истерики. Она не выжила. Сообщила ему, он плакал. Все вокруг говорили ему, что я специально убила ребёнка, что не буду ждать. Он каждый день меня хотел уличить в изменах. Даже находясь на расстоянии, мы дико ругались. Ездила на свидания, он орал: "Для кого ты так выглядишь?!". Ссоры. Я, бывало, не брала трубку, тусила. Рассказывала ему, он говорил: "Так и знал, что не будешь ждать". Но я не изменяла ему, мне было тяжело, но нет.
Он был 11 месяцев в СИЗО. Отправили в республику Хакасия. К нему я не езжу, но регулярно пересылаю деньги. На что их тратит, не знаю, захочет – сам расскажет. Недавно я узнала, что ему осталось три месяца, хотя он говорил, что два года по УДО (дали четыре всего). Он мне этого не сказал, не сказал, что скоро выйдет. Он это скрывает около месяца. Я через знакомых проверила. Это так. Он скоро выходит. В тюрьме Никита стал более спокойный, не ругает меня. Мы даже не ссоримся последние два месяца. В итоге дождусь, а дальше не знаю – люблю ли я его, как раньше? Но всё-таки он у меня первый...
Анна – восемнадцатилетняя жительница Новосибирска, уже пять месяцев она не видела своего парня. Костя отбывает срок за кражу, в общей сложности 2,2 года. Осенью пара планирует пожениться.
Мы с Костей живём в одном городе, раньше были лучшими друзьями, а потом как-то закрутилось, полюбили друг друга и решили быть вместе. Новость о его аресте стала для меня шоком, я находилась на учёбе, когда его привели в наручниках, я вышла в коридор и чуть не упала в обморок, было очень страшно, я не знала, что делать... Он просто попрощался со мной, сказал, что любит, попросил ждать, и его увезли. Я знаю, что он виноват – он сам это признал.
Тюрьма не мешает нашим отношениям, мы любим друг друга, стараемся не ругаться, да мы и так не ругались, в общем, мирно живём. Правда, на свидания я ещё не ездила, в августе первый раз поеду. Он очень сильно хочет домой, а так нормально там себя чувствует, скучает, конечно, очень, и за волю дофига гонит. Я его понимаю и стараюсь поддерживать, даже на расстоянии стараюсь быть рядом, чтобы он чувствовал, что не один.
В сентябре будем с ним расписываться, у нас получится арестованная свадьба. После того как он выйдет, я как раз доучусь, он пойдёт работать, потом купим дом, машину, когда встанем на ноги – заведём детишек, он мечтает о дочке Сонечке, будем жить так же, как все. Близкие мой выбор поняли и приняли, они свыклись с тем, что я его люблю и при любом раскладе мы будем вместе!
Марина ждёт своего любимого уже три года, впереди – пять лет срока. Михаила осудили за семь эпизодов по ст. 162 "Разбой, совершённый группой лиц по предварительному сговору".
Мы знакомы с 2013 года, тогда я была замужем, ждала сынулю, Михаил очень хотел быть со мной, и симпатия была взаимной, но нет, не вышло. Потом общение пропало. Прошло время, я овдовела, он начал писать мне, так я узнала, что его посадили. Страшно не было, они хорошие психологи. Но я и сама прекрасно понимаю, что просто мне затуманили мозг тогда. Единственное, что было оговорено в начале отношений, что никакой финансовой помощи я ему оказывать не буду, хочет семью, моральную поддержку – пожалуйста, но свои "хочу" он оплачивает сам, я могу только сходить и купить, всё.
Я езжу к нему на свидания раз в два месяца, мы с сыном приезжаем, оба с Мишей заявления на свидание подписываем у начальника колонии, потом отдаём в комнату свиданий, там оформляют бумаги, зовут нас. Перед входом я снимаю всё золото и вместе с деньгами и телефоном сдаю на КПП, где они лежат или трое, или шесть суток, смотря на сколько идём. После этого нас заводят в комнату, делают досмотр меня, вещей и продуктов. Минут через двадцать приводят мужа, мы располагаемся, после дороги я с сыном идём мыться, потом приготовим что-нибудь, поиграемся с ребёнком, посмотрим телевизор, так и день проходит.
Миша в тюрьме на облегчённых условиях, работает там, к нему прислушиваются люди. Всё тихонечко, спокойно, никакой тюремной романтики, блатных фраз. Выйдет – будем жить дальше.
Жительница Екатеринбурга Ирина знакома со своим мужем Ильёй много лет – они жили в одном доме. Потом завязались отношения, пара стала жить вместе, Илья принял девочек-близняшек, которых Ира родила от другого мужчины. Счастье длилось около года, потом стало известно, что Илью арестовали. Мужчину обвинили по ч. 1 ст. 228 "Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств...".
– Мы знакомы очень давно, мы с одного дома. Я была замужем, после развода прошло больше двух лет, и мы случайно пересеклись на сайте знакомств, где я решила потешить своё самолюбие. Начали переписываться, на следующий день встретились, гуляли до утра. Ещё через день у моих дочерей был день рождения (у меня близнецы), и с тех пор мы вместе. Любовь росла с каждым днём. Чуть больше года было, когда его осудили и посадили, дали 2 года и 6 месяцев в колонии общего режима. Все знают, что это было всё спланировано, подстава!
Уже четыре месяца он сидит. Я езжу к нему на короткие свидания, также обещали дать длительные. До того, как его посадили, была запланирована дата свадьбы на 15 апреля, но пришлось перенести на 8 июня. Мы расписывались уже там. Свадьба прошла в присутствии сотрудника ЗАГСа и сотрудника ИУ, эмоции зашкаливали. Мы были очень счастливы. Правда, мы минут двадцать всего лишь побыли рядом, но эти минуты были незабываемые.
Мы поддерживаем друг друга, постоянно пишем письма. Наша любовь только растёт. Муж там учится на повара, ему безумно тяжело, так как он изолирован от любимых и близких людей, но есть стимул держаться и у меня, и у него. Он безумно любит моих детей, хочет ещё одного ребёнка, так же как и я. В планах у него, когда выйдет, устроиться на работу, жить и любить свою семью. Илья хочет по выходу поехать отдыхать на море всей семьёй. И дарить нам свою любовь и внимание.
Я старше мужа на 7 лет – через неделю мне 25 исполнится, мужу 18 лет. Дочерям по пять с половиной лет, вот так бывает... Нам совершенно всё равно на мнение окружающих, в наших отношениях, в общении, разница в возрасте не чувствуется. Я не стыжусь, что я жена осуждённого, что он младше. Это мой любимый мужчина, и я на его стороне.
Лёля, которая родилась и выросла в Томске, не побоялась уехать за своим любимым в другой город, туда, где он отбывает срок. Примечательно, что девушка познакомилась с будущим мужем, когда сама работала в правоохранительных органах, но отношения завязались позже. Ждать Лёле осталось четырнадцать месяцев – Сергея осудили на 4 года по ч. 2 ст. 162 "Разбой, совершённый группой лиц по предварительному сговору...".
Познакомились мы очень давно, когда я ещё в милиции работала. Но я его воспринимала сначала как нарушителя закона, мягко говоря. После нашего знакомства мы долго не виделись. Когда я ушла из органов и стала директором предприятия, мы встретились случайно в одной компании, начали общаться, потом стали хорошими друзьями. Так общались около двух лет и поняли, что хотим быть вместе. Стали вместе жить, запланировали свадьбу, и за три дня до торжества его арестовали. Я знаю, что он не виноват, что это было подстроено, так как в тот день я находилась с ним и видела всю ситуацию. Но... обратное не удалось доказать, хотя все доказательства были в нашу пользу.
Итак, суд вынес приговор – четыре года в колонии строгого режима. Я решила сразу, что буду ждать! Я ведь люблю, я ведь жена! Расписались уже в СИЗО. Все были против этого брака. Пришлось бросить всё: работу, дом и уехать в город, где отбывает любимый. Пришлось пройти много трудностей. Новое место, ни работы, ни жилья, ни денег, пришлось биться за место под солнцем.
Но постепенно всё наладилось, сейчас все хорошо! Сергею осталось 1,2 года, а я на свидания постоянно езжу. Свидания дают раз в четыре месяца. Знаю, что в колонии к нему относятся нормально, среди заключённых проблем никаких. Ну а с администрацией как у всех – не накосячил, значит, всё норм. Планы на жизнь у нас есть – быть счастливыми и наслаждаться каждой минутой, проведённой вместе! Тем более что мой муж если и изменился в тюрьме, то только в лучшую сторону. Он ещё больше начал ценить всё!
Тамара, жительница Московской области, готова ждать своего мужчину насколько долго, насколько это потребуется. Ивану грозит больше десяти лет заключения, если не повезёт. Мужчина уже осуждён по ст. 158 "Кража", сейчас супруги ждут суда по ст. 228 "Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств...".
Мы познакомились случайно, на речке. Через три дня он с вещами переехал ко мне вместе со своей дочерью. Жили два года вместе. К новости о тюрьме отнеслась с истерикой, его посадили в СИЗО. Там мы узаконили свои отношения, расписались. По ст. 158 его уже осудили, дали 2,7 года, по ст. 228 ещё ждём суда. Отношения у нас всегда были хорошие и когда он попал за решётку, они не поменялись. Сейчас я регулярно хожу на свидания, два раза в месяц, но только на короткие, в СИЗО длительных нет.
Ему тяжело там, из-за состояния здоровья. Хоть отношения с другими ребятами пока нормальные. Планов на жизнь мы пока не строим. Сейчас мы боремся за ст. 228, чтобы срок был меньше... Пока неизвестно. Но статья от десяти лет. На данный момент Иван сидит полных три месяца, и я готова ждать, сколько надо. Его ребёнок пока со мной живёт, а дальше будет видно.
Ольга, которая ждала своего мужчину из тюрьмы почти пять лет, верила, что всё изменится. Но едва её любимый освободился, как вновь совершил преступление и вернулся в тюрьму.
Я была глупая и молодая, мне было 17 лет. Мы познакомились в клубе, начались отношения, поцелуи... А потом он просто написал мне, что скоро его посадят. Написал, что скоро всё закончится, пригласил на свидание, а я обещала, что дождусь. Он занимался кражами и разбоем.
Я ездила к нему на длительные свидания, сперва было страшновато. Но там просто комната, несколько формальностей и обыск. Чтобы это свидание получить, нужно прийти в администрацию. Там говоришь свои данные и к кому на свиданку, он в свою очередь также пишет заявление. Всё делается заранее, подписывает всё начальник колонии. В день, на который запланировано свидание, ты приходишь, тебе выписывают пропуск, ты шагаешь за запретку с огромным баулом вещей, и тебя пропускают. Несёшь вещи: чай, сигареты, нижнее бельё, продукты питания, два дня нужно ведь кушать. В основном то, что он просит, я везла. Там, по сути, микроквартира в тюрьме – плита, кровать...
На длительных свиданиях он просто использовал меня как женщину, правда, я это потом уже поняла. Но тогда, после второго свидания, мне было даже приятно к нему ездить, я думала, у нас любовь. Родные мне говорили, что я дура полная, и были правы. Когда он вышел, взялся за старое, да и после отсидки он изменился. Любовью уже и не пахло, но я была привязана. Я ждала 4 года и 7 месяцев, он вышел по УДО.
Из тюрьмы он побежал не ко мне, а к друзьям. В целом стал тупее, агрессивнее. Ну, а потом опять сел. Я не жду сейчас, мы просто поддерживаем общение. Такие не исправляются...
Также нам удалось поговорить с мужчиной, который сам отбывает срок. При этом заключённым он стал в шестой раз – первый раз оказался в колонии ещё в 1998 году, "по малолетке". Георгию 29 лет, он родился в Мурманске, в этот раз в тюрьме ему предстоит пробыть 11 лет по ч. 3 ст. 228 "Хранение наркотиков".
Меня кроме родных и близких никто не ждёт. Есть девушка, Но я не хочу ей портить жизнь, хочу, чтобы она забыла меня. Я уже ничего не жду от жизни и знаю, что, скорее всего, вряд ли выйду, хоть и со здоровьем всё нормально. Психологически очень тяжело понимать, что тебе дали такой срок ни за что – за хранение.
Тем временем я сижу и вижу, как мне подобные получают по 7-9 лет, по ст. 105, а это убийство. Тут сидят люди, есть простые наркоманы, и лет им за тридцать. И большинство из них не выйдут, это точно! 85 процентов сидят по ст. 228. Многие, как и я, не строят планов на будущее, лишь поддерживая что-то в себе, как многие говорят – это надежда.
Моя девушка говорит, что готова меня ждать, что хочет ждать, и что ребёнка хочет. А я не хочу, но это личное.