"Самое большое удовольствие для меня – сидеть в тёплом солнечном месте, выпивать и болтать с друзьями", – сказал как-то знаменитый музыкант Борис Гребенщиков. Уверены, что под его словами подпишутся многие россияне. При всей своей некоторой сумрачности и закрытости, мы никогда не откажемся поговорить о душе и смысле жизни, политическом строе и, конечно, любви. Когда такие разговоры происходят с приятным, но не очень знакомым собеседником да ещё и в хорошем месте, то достигается тот самый исконно русский "дзен". Журналисты VSE42.Ru прогулялись по городским "местам силы" и узнали, о чём же кемеровчане говорят с барменами.
Роман Третьяков, Harat's Pub
Зависит от времени суток, совершенно разные люди приходят. Днём, понятно, все хотят поесть быстрее, а вечером всё зависит от того, были они у нас или нет. "Новички" часто интерьер обсуждают, сравнивают с Европой, интересуются линейкой напитков. С постоянными гостями всё проще: только они зашли – кричишь: "Эй, привет!". Определённых тем нет, говорим, начиная от кино и до проблем проституции в Зимбабве. Чтобы люди пришли и начали бармену изливать душу – такое очень редко. Это не в нашем менталитете. И даже если кто-то пришёл в печали, его у нас быстро развеселят, напоят и поддержат. Разные бывают персонажи: от совершенно инопланетных девушек в трусах и до 45-летнего гендиректора фирмы, который заказывает водку и сало. Есть и первокурсники, и люди почтенного возраста, получившие пенсию и решившие прийти к нам. Общаться с людьми очень интересно: каждый человек что-то интересное затрагивает, что-то ты знаешь, а что-то он. Так, у нас много гостей, кто бывает часто в Европе по работе, они потом рассказывают о "тамошних" барах, предлагают идеи, "фишки". У нас заведение формата "разгуляй" с танцами на столах и прочим подобным, а душевные разговоры случаются с воскресенья по четверг.
Константин Кирсанов, Harat's Pub
Я согласен с Романом: какие-то задушевные разговоры – это крайне редко. Мне за полгода работы, пожалуй, встречалось таких человек десять, кто именно хотел посидеть-поболтать. Хотя мне, наверное, хотелось бы, чтобы их было больше. Ведь от разных людей получаешь уникальный опыт. Бармен же должен поддержать беседу со всеми, а для этого нужно общаться на разные темы. В последнее время, конечно, многие хотят обсудить футбол. Я как-то зашёл в туалет помыть руки, а там наш постоянный гость, переполняемый футбольными эмоциями. Ему срочно нужно было это обсудить, он показывал какое-то видео – что-то невероятное! Любят люди и о политике поговорить, о семье рассказывают иногда, что с подругой не ладится. Кстати, и девушки нередко изливают душу, мол, парень такой-сякой, не забрал, не приехал. Была одна, мы её назвали "принцесса": она так сильно жаловалась и переживала, что уже подключился весь бар и утешал её. Люди очень разные, но мы всегда стараемся к каждому найти подход. С кем-то шутим, с кем-то сближаемся, а кому-то приходится и резко ответить, когда гости слишком "забываются". Нет, они не пьяные, но встречаются слишком пафосные посетители. Это не очень хорошо, у нас ведь всё просто, без официоза. Кризис на настроении не особо сказался: люди как хотели гулять и веселиться, так и продолжают.
Василий Домнич, Speakeasy bar's "Хука Хаус" & "Брутальность"
За всё время я работал в разных барах, и всегда были те люди, которые делятся с тобой своими радостями или разочарованием. Кто-то, приходя в бар, на вопрос "Как дела?" просто искренне отвечает, что всё грустно, и рассказывает, что случилось. Кто-то, наоборот, делится яркими моментами своей жизни или секретами, они всегда остаются в баре. Люди любят изливать душу бармену, как священнику, и важно хранить эти истории в себе, иногда даже помочь советом. Никогда не относился к этому плохо, типа "опять этот пришёл, придётся слушать его". Очень важно прислушиваться к людям, ведь каждый человек – это маленькая история. Часто рассказывают о том, как прошла неделя или день, мужчины всегда говорят о спорте, машинах и девушках и выпивают крепкие напитки. Девушки. Каждая по-своему особенная и интересная. К примеру, у нас в баре есть девушка, которая приходит и рисует за баром, говорит, что ей нравится атмосфера, каждый раз, когда вижу её, хочется улыбаться. В самом начале моей карьеры к нам в бар ходил парень за стойку, совершенно закрытый и не настроенный на общение, всегда пил одно и то же и "рыскал" в телефоне. Как-то раз я решил разговорить его, и человек открылся совершенно с другой стороны: весёлый и общительный, оказалось, что он хороший маркетолог и дизайнер, мы стали общаться вне работы, и поддерживаем дружеское общение до сих пор.
Сергей Москалёв, Black Jack бар
К общению более расположены взрослые люди за 30, нежели молодёжь младше 25 лет. Чаще я говорю с мужчинами, девушки, конечно, общаются, но с ними таких разговоров "за жизнь" нет. С дамами получаются какие-то отвлечённые темы, лёгкие диалоги. Иногда девушки рассказывают о перипетиях в личной жизни, романах. Мужчины о любви редко говорят, в основном они хотят обсудить футбол, недавний Чемпионат Европы – это прямо наболевшая тема! Все, разумеется, в нём, разбираются, я сам разбираюсь ещё как! (смеётся). О работе много говорят. Недавно заходил врач, достаточно серьёзный. Было очень интересно, правда, я многое не понял. Но это всегда любопытно, общаться с людьми разных профессий. О машинах много разговоров: у тебя какой автомобиль? Я бы хотел такую, у меня была такая… Много автомобильной ностальгии: например, была у одного "тройка" 1973 года с "фиатовским" двигателем – безумные эмоции от воспоминаний. Человек, приходя в бар, хочет отдохнуть, задача бармена – обеспечить комфорт и поддержать разговор о том, о чём хочет гость. Пока у нас не очень много людей, кто может в баре эмоционально раскрыться. Русские же всё-таки более закрытые и сдержанные, предпочитают переживать всё в себе. Но те, кто приходит к нам, становятся добрыми приятелями и разрешают себе быть откровенными. Меня совершенно не напрягает общаться с людьми, я люблю это и думаю, что умею.
Дмитрий Крючков, бартендер-менеджер бара "Маяк"
Бармены очень много и часто ведут общение с гостями. Чем тише бар, тем больше диалога. Интересные персоны бары посещают нередко. Говорили обо всём, от любви до политики, о Боге. И разговорчивее, думаю, мужчины из-за того, что я мужчина, конечно, и наверное, мы более открыты для подобного рода общения. Хотя и любая барвумен скажет, что больше слов сказано мужчинами и им. О возрасте нечего сказать – все говорят и пусть говорят. Я могу поддержать беседу с моим поколением и поколением помладше, темой может стать музыка современная, любое творчество и искусство. Также могу поговорить и с людьми старше меня, также о музыке, например, вспомнить прошлое, у всех у нас есть отцы… А вообще, мы должны поддержать любую тему, поэтому нужно читать, интересоваться разным: новости, спорт, литература, актуальные темы сегодня. Зачастую бывают сопоставление профессий (моей и оппонента), черчение параллелей между ними, общие плюсы и минусы, хотя в моей профессионал мало минусов. Я приобрёл много интересных знакомств, крепкой дружбы не нашёл, но вот хорошее товарищество обрёл. Так, есть такой крутой художник Никита Париж, он мне кепку подарил со своим граффити. Такая только у меня.
Владислав Лебедев, коктейль-бар Cosmo
В нашей профессии, диалог – один из ключевых моментов. И, разумеется, это не ограничивается сервис-диалогом, приёмом заказа и техникой продаж. Очевидно, что люди в "подпитии" зачастую становятся несколько более общительными, чем в обычном состоянии. Особенно часто сталкиваешься с этим в тихие будние вечера, когда нет громкой музыки и большого скопления народа. Чаще всего, если человек пришёл к вам в одиночестве, то ваш долг как профессионального бартендера, выдержав паузу не длиннее 1-2 напитков, завязать разговор первым. И уверяю, результат не заставит себя долго ждать, уже в первые минуты можно выявить истинную цель визита "пациента", всплывают темы, не дающие покоя.
Да, в какой-то степени мы – эдакие алко-психологи, и алкоголь – наш метод наладить контакт, докопаться до сути и постараться помочь разрешить насущные проблемы. Главное, чтобы курс "медикаментозного" лечения не затягивался слишком сильно, как известно, всё является лекарством, но не в любом количестве. Не стану приводить примеры подобной психотерапии, не обессудьте, клятва Гиппократа. Скажу лишь, что темы, как правило, примерно одинаковые: отношения, семья, дела, работа, ну и жизнь в целом. Изредка доходит до разговоров о высоком и смысле жизни, но это всегда опасная грань, до которой лучше не доводить. Политика и спорт – это как о погоде, пустословие. Я, кстати, ни в одном, ни в другом не разбираюсь, но по долгу службы разговор поддержать могу. Вообще, конечно, не всегда одинокого человека в баре обуревает внутреннее переживание. Нередко гость заходит в бар просто пропустить стаканчик наедине со своими мыслями. Или же пребывая в прекрасном расположении духа, но не найдя себе компании. С барменом ведь всегда можно немного побалагурить. Как говорится, у каждого приличного человека должен быть свой знакомый врач, юрист, парикмахер и бартендер.
Денис Гончаров, бар-менеджер сети ресторанов Ивана Печерского
Немногие изливают душу, к такому состоянию нужно ведь дойти каким-либо образом, но итог один – это "поплакать бармену в жилетку", так сказать. Рассказывают практически все и всё. Так, в баре при гостинице приезжие гости абсолютно открыты. С ними интересно пообщаться и поговорить на абсолютно разные темы. Кто-то про личные проблемы, кто-то делится радостью, кто-то просто обсуждает спорт. Запоминаются, конечно же, яркие люди. Некоторые должностью и своим поведением, как положительным, так и отрицательным, а кто-то своей сущностью. Иногда приходят довольно странные люди, и тебе ничего не остаётся, кроме как общаться с ними и поддерживать их беседы. Но это наша работа, и мы готовы ко многим трудностям. Если диалог интересен, то бармен его поддержит и разовьёт, если не очень, то грамотно переведёт на что-то более "живое". Молодые гости примерно 23-35 лет, конечно, более открыты. Но когда разговорятся более взрослые люди то из такого разговора можно почерпнуть массу полезных вещей, как говорится, "опыт не пропьёшь", и гости с удовольствием делятся своими знаниями и хорошим настроением. Дружба с посетителями – это очень – очень тонкая грань. Ведь гость за баром должен оставаться гостем всегда, как для тебя самого, так и для окружающих. Ваша дружба вне бара осталось за дверью заведения. Это лично моё мнение, и на опыте также подтверждено. Но, конечно же, бывают и исключения, но это уже другая история.
Подводя итог, можно сказать, что синдром случайного попутчика, в данном случае собеседника, наблюдается у многих кемеровчан. В то же время назвать горожан чересчур открытыми довольно сложно. Вероятно, сказывается пресловутая загадочная душа нашего человека. Впрочем, раскрыть её опытному бармену, как можно заметить, довольно просто. Чтобы состояться в этой профессии, нужно быть ещё и весьма неплохим психологом, умеющим слушать, слышать, точно задавать вопросы, балансируя на тонкой грани искренней заинтересованности человеком и некоей отстранённости, чтобы не мешать гостю быть наедине с собой, даже находясь в толпе людей со своими историями.