Кузнецкая земля воспета во множестве стихотворений. Безусловно, малая родина – едва ли не главная тема произведений поэтов Кемеровской области. Вместе с тем приятно вспомнить: Кузбасс привлекает не только наших художников слова и встречается в строках поэтов, чьи голоса гремят на весь мир.
Даже сегодня каждый новокузнечанин помнит если не наизусть, то хотя бы про существование "Рассказа Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка", принадлежащего перу не нуждающегося в эпитетах Владимира Маяковского.
Впервые стихотворение опубликовано в 1929 году в московском журнале "Чудак". Кстати, Иулиан Хренов – персонаж вполне реальный: участник строительства Кузнецкого металлургического комбината и – скорее, по приятному совместительству – знакомый Маяковского.
Другой его знакомый – художник Николай Денисовский вспоминает о "предыстории" стихотворения: "С Иулианом Петровичем Хреновым я познакомился на квартире у Маяковского, который его очень любил. Маяковский ценил его энтузиазм, безграничную энергию и преданность порученному делу... Хренов возвратился только что из Кузбасса и рассказал очень интересно о героических делах людей Кузнецкстроя". Увлечённый Маяковский переложил рассказ друга в новый ритм и рифму.
Этот ритм и рифма дошли даже обратно до Кузнецка. Краевед Борис Челышев приводит цитату выдающегося металлурга и главного инженера Кузнецкстроя (с 1929 по 1937 годы) Ивана Бардина: "Мне хочется... отметить, что уместное участие литераторов приносит большую пользу. Так, поэт Маяковский в самые, быть может, тяжелые времена жизни Кузнецкстроя, в момент, когда приехавшая на строительство первая комиссия "распушила" нас в пух и прах, написал свой "Рассказ о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка"... Этим он поддержал наш дух, и мы продолжали начатое дело и считали его самым главным в осуществлении нашей мечты".
По небу тучи бегают, дождями сумрак сжат,
под старою телегою рабочие лежат.
И слышит шепот гордый вода и под и над:
"Через четыре года здесь будет город-сад!"
Темно свинцово ночие, и дождик толст, как жгут,
сидят в грязи рабочие, сидят, лучину жгут.
Сливеют губы с холода, но губы шепчут в лад:
"Через четыре года здесь будет город-сад!"
Свела промозглость корчею – неважный мокр уют,
сидят впотьмах рабочие, подмокший хлеб жуют.
Но шепот громче голода – он кроет капель спад:
"Через четыре года здесь будет город-сад!
Здесь взрывы закудахтают в разгон медвежьих банд,
и взроет недра шахтою стоугольный "Гигант".
Здесь встанут стройки стенами. Гудками пар, сипи.
Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь.
Здесь дом дадут хороший нам и ситный без пайка,
аж за Байкал отброшенная попятится тайга".
Рос шепоток рабочего над темью тучных стад,
а дальше неразборчиво, лишь слышно – "город-сад".
Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть,
когда такие люди в стране в советской есть!
Не менее известная фигура отечественной поэзии ХХ века – Белла Ахмадулина нашла вдохновение уже немного севернее Кузнецка.
В 1960-м поэтесса с отличием окончила Литературный институт, хотя до этого имело место даже отчисление – за отказ поддержать травлю нобелевского лауреата Бориса Пастернака. Главный редактор "Литературной газеты" Сергей Смирнов на всякий случай посоветовал Ахмадулиной отправиться в Сибирь – так Кемерово ненадолго обрело внештатного корреспондента самой "Литературки".
Чуть позже столица Кузбасса легла в строчки внешкора – не репортажем, а стихотворением. Забавно, что произведение о Кемерове вошло в поэтический сборник 1977-го "Сны о Грузии" – хотя написано стихотворение намного раньше, а возникающие вопросы из области географии оставим как непрочитанную задумку яркой "шестидесятницы".
К нам города чужие строги
и словно замкнуты в себе,
пока мы озираем стройки,
не ведая о их судьбе.
Со смутным чувством одиноким
прошла я на исходе дня
сибирским городом далёким,
и он не замечал меня.
В свои заботы и заводы
он был глубоко погружён.
Дома, деревья и заборы
мне нехотя доверил он.
Он восходил дымами в небо
и мне свободу даровал,
и всё же сумрачно и немо
смотрел и мне не доверял.
Но вот взошла я на пригорок
над Томью, и, вздохнув легко,
мне вдруг открылся этот город
доверчиво и далеко.
Велик он был. Но кто начало
его воздвиг, разбил жильё?
О Кемерово, что означало
издревле прозвище твоё?
И так взволнованно, пристрастно,как будто город был моим,
оглядывала я пространство,
могуче занятое им.И город тот, меня проверив,
гудел, дымил, мерцал огнём.
Он величав и был приветлив,
и мне не позабыть о нём.
Сергей Юрский без сомнений известен зрителю. Однако восхищаться его, как оказывается, многогранным талантом имеет право и читатель.
Народный артист не только пишет стихи, но ещё и хорошо их знает: творческие вечера Юрского редко обходятся без мастерски подаваемых Мандельштама, Пастернака, Бродского, переводов Бернса и Гейне. Теплота отношений с Пушкиным и вовсе впечатляет: Юрский наизусть знает за сотню стихотворений и самого "Евгения Онегина" – достижение, которым даже в филологической среде может похвастать не каждый.
Собственные сочинения, часть из которых написана в прозе, Юрский заключил в шесть книг – вполне возможно, список этот скоро пополнится. Одна из них – "Жест: Стихи, стихи, стихи и немного прозы" вышла в 1997 году и для нас особо интересна. Отдельным городам и весям, где довелось побывать артисту, в этой книге посвящён цикл "Ритмы дороги" – который, между прочим, содержит строки о Кемерове.
Здесь всюду уголь, уголь, уголь
В земле и небе. Между тем
Помалу день пошёл на убыль.
Год увеличивает темп.Здесь протекает речка Томь,
И чернотрубые заводы
Вздымают сотни тысяч тонн
Туманной гари к небосводу.Ещё не видно желтизны
В тугих зелёно-пыльных клёнах,
Но в этих розах воспалённых
И в георгинах утомлённых
Уж нету свежести весны.Весна ушла, не воротить.
Не будем лето торопить.
Напоследок не грех вспомнить и стихи, талантливо положенные на музыку. Благодаря творческим усилиям Бориса Гребенщикова "Человека из Кемерова" напевают даже те, у кого совсем нет знакомых из наших краёв.
Песня "Человек из Кемерова" вышла вместе с шестнадцатым альбомом группы "Аквариум" "Песни рыбака" в 2003 году. Автор слов и музыки – неизменно сам БГ.
Поводом к написанию, как рассказывал Гребенщиков на одном из концертов, стал слух – причём совсем не музыкальный. В начале нулевых религиозные фанатики кричали о том, что в Кемерове родился необычный мальчик – земное воплощение Будды. "Весь смысл песни "Человек из Кемерова" сводится к тому, что было бы, если бы этот мальчик и вправду оказался высшим существом, достигшим просветления", – комментирует строки автор.
У меня были проблемы;
Я зашел чересчур далеко;
Нижнее днище нижнего ада
Мне казалось не так глубоко,
Я позвонил своей маме,
И мама была права –
Она сказала: "Немедля звони
Человеку из Кемерова".
Он скуп на слова, как де Ниро;
С ним спорит только больной.
Его не проведешь на мякине,
Он знает ходы под землей.
Небо рухнет на землю,
Перестанет расти трава –
Он придет и молча поправит все,
Человек из Кемерова.
Адам стал беженцем,
Авель попал на мобильную связь,
Ной не достроил того, что он строил,
Нажрался и упал лицом в грязь;
История человечества
Была бы не так крива,
Если б они догадались связаться
С человеком из Кемерова.
Мне звонили из Киева,
Звонили из Катманду;
Звонили с открытия пленума –
Я сказал им, что я не приду.
Нужно будет выпить на ночь два литра воды,
Чтоб с утра была цела голова –
Ведь сегодня я собираюсь пить
С человеком из Кемерова.
Давно и не нами замечено, что творчество живёт без границ. Его всеохватывающая сила, бравшая начало даже за много вёрст от наших мест, зацепила и Кузбасс – так, что с лесенки Маяковского рукой подать до высшего просветления "Аквариума". Нет никаких сомнений, что наш край ещё не раз отзовётся в новых стихах – своих и не только.