Дорогу – новичкам: что ждёт желающих получить водительские права в 2016 году

28 декабря 2015 г., 14:48

Новый 2016 год принесёт с собой не только подарки и радость от встречи с родными за большим столом с яствами, но и коррективы в разных сферах жизни, в том числе новые законы и постановления правительства РФ. Одно из них – "О допуске к управлению транспортными средствами". Требования к желающим самостоятельно водить автомобиль ужесточаются из года в год, а причина введения всё новых и новых правил и условий получения прав проста – по статистике, водители-новички, чей стаж вождения не превышает двух лет, становятся зачинщиками ДТП наиболее часто.

Более тщательная подготовка, строгий экзамен в ГИБДД и высокая стоимость обучения, по мнению инспекторов, должны снизить процент аварий с участием начинающих водителей: мол, будут "на зубок" знать всё и даже больше. Кроме того, это может замотивировать их более бережно относиться к полученным столь тяжело, как финансово, так и морально, правам и не совершать серьёзных нарушений на дорогах.

Корреспонденты VSЕ42.Ru выяснили, какие именно изменения в получении прав ждут будущих водителей в наступающем году, узнали мнения автомобилистов по этому поводу, а также составили информативный обзор автошкол Кемерова для тех, кто ещё не определился, где грызть гранит дорожно-автомобильной науки. Обо всём этом и не только – в нашем материале.

НОВОВВЕДЕНИЯ: ЧТО ЖДЁТ ЖЕЛАЮЩИХ ПОЛУЧИТЬ ПРАВА В 2016 ГОДУ

Изменения в условиях получения прав начались ещё два года назад. Сначала утвердили новые образовательные программы, затем ужесточили требования к автошколам. К слову, обучение в них стало обязательным для получения прав – отныне недостаточно просто поучиться азам водительского мастерства у папы или старшего брата и сдать экзамен в ГИБДД. Ещё одно новшество двухлетней давности: если водитель не сдаёт один из экзаменов с третьего раза, возможность пересдачи у него появляется только через месяц. Ну а срок действия положительной оценки за теоретический экзамен, в период которого можно сдать вождение, продлили с трёх до шести месяцев.

Что же ждёт будущих водителей в 2016 году? По-прежнему три главных испытания: сдача теории, автодром и вождение в городе. Но если сейчас в сдаче теоретической части можно допустить две ошибки (то есть ответить правильно на восемнадцать вопросов из двадцати), то в 2016 году каждая ошибка принесёт испытуемому пять дополнительных вопросов из того же тематического блока. При этом, если допущено более одной ошибки в одном тематическом блоке, дополнительные вопросы не помогут: придётся уходить с экзамена с вердиктом "не сдал".

– На мой взгляд, важно не просто "зазубрить" правила, необходимо понимать их и разбираться в них, – комментирует Андрей Ляльков, начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения Управления ГИБДД по Кемеровской области. – Поэтому для тех, кто ответственно подходит к этому делу, разбирается в ПДД и действительно хочет выучить правила, а не абы как сдать на права и получить заветные корочки, никаких проблем не возникнет, несмотря на ужесточение сдачи экзаменов.

Идём дальше – практические навыки вождения автомобиля. По новым правилам экзаменуемому будут предлагать пять упражнений вместо трёх. Также расширится список возможных заданий, в частности, среди новых – "Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров", "Парковка задним ходом и выезд с парковочного места".

– В любом случае всё делается для повышения уровня безопасности на дорогах, потому что чем выше уровень подготовки водителей, тем меньше будет аварийных ситуаций по вине новичков, – поясняет Андрей Ляльков. – Безусловно, плохая подготовленность начинающих водителей создаёт напряжённые настроения на дорогах и подвергает опасности жизни и здоровье участников движения. Сегодня мы наблюдаем такую ситуацию, когда в каждой семье есть автомобиль, а то и не один, на дорогах – пробки, во дворах – огромное количество авто, всё это провоцирует разные инциденты на дорогах, ведь далеко не все водители аккуратны и грамотны за рулём. Повторюсь: чем серьёзнее будет уровень подготовки водителей, тем выше станет уровень безопасности на дорогах, а это – самое главное.

Слова начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения Управления ГИБДД по Кемеровской области подтверждают данные, представленные в "Российской газете". Издание сообщает, что на долю молодых водителей в нашей стране приходится примерно 17% аварий (около 29,6 тысяч ДТП), в которых в 2014 году погибло 3,3 тысячи и ранено 41,3 тысячи человек.

Что касается Кемерова, статистика, по данным отдела пропаганды безопасности дорожного движения Управления ГИБДД по Кемеровской области, такова: за 6 месяцев 2015 года произошло 32 ДТП по вине водителей со стажем управления до двух лет. В 2014-м эта цифра была немного ниже – 29 дорожно-транспортных происшествий по вине новичков за полгода.

Сами автошколы, в большинстве своём, положительно относятся к нововведениям при сдаче экзаменов, жалобы от учеников на слишком серьёзные испытания при обучении, в основном, не поступают.

– Качество обучения, безусловно, должно быть высоким, – говорит Лия Грачёва, руководитель автошколы "Магистраль-Авто". – Поэтому и программа обучения в автошколах, на мой взгляд, должна быть если не сложной, то, по крайней мере, обширной и разносторонней, включать в себя и психологию поведения на дороге, и медицинские аспекты, и теоретические правила. Ведь от того, насколько хорошо будущий водитель овладеет всем этим, зависят наши жизнь и здоровье, как участников дорожного движения. Мы реагируем на все нововведения положительно, у нас есть хорошая материально-техническая база, мы на все сто процентов готовы ко всем новшествам и ужесточениям. Что касается повышения стоимости обучения на права, это зависит только от следующего: если добавят количество часов или появятся какие-то дополнительные параметры, для которых нам нужно будет привлекать специалистов, тогда, конечно, мы будем вынуждены увеличивать ценник. Ну и, соответственно, такой расклад возможен при повышении цен на бензин, в любых других случаях мы будем стараться не увеличивать стоимость своих услуг.

Кстати, стоит отдельно сказать об экзаменаторах – к ним также ужесточились требования. По новым правилам ими могут быть только лица, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее образование и стаж управления транспортными средствами не менее пяти лет.

ЖДАТЬ ЛИ ПОВЫШЕНИЯ СТОИМОСТИ ОБУЧЕНИЯ?

Безусловно. Несмотря на то, что многие автошколы заверяют: "Повышения цен не будет", рост итоговой суммы за обучение практически неизбежен. Ужесточение процесса получения прав (появление новых упражнений, что означает более тщательную и долгую подготовку водителей, а также увеличение количества часов теории и вождения, для которых необходимо будет задействовать преподавателей) приведёт и к увеличению стоимости столь желанного документа о праве управлять транспортом.

Кроме того, как сообщает "Российская газета", если раньше кандидат в водители сдавал один экзамен, который разделялся на три этапа, то теперь каждый из этих этапов – самостоятельный экзамен. И сделано это не просто так. Многие слабо подготовленные водители пользовались экзаменом в ГИБДД как своеобразной "тренировкой", в результате чего количество сдач с первого раза сокращалось, а очередь на приём экзамена только росла. И создавали её именно те люди, которые не сдали экзамен с первого раза. Одна из причин этого – пошлина, которую кандидат платил только за получение прав. Поэтому экзамены он мог сдавать бесплатно бесконечное количество раз.

Разделив же этапы на три самостоятельных экзамена, государство дало себе возможность брать госпошлину за каждый этап. В итоге эта мера, как считают в правительстве, может стать барьером в том числе и для недобросовестных автошкол, которые не смогли качественно подготовить водителя.

По предварительным данным, минимальная стоимость обучения вождению будет составлять порядка 46.000 рублей. По мнению сотрудников ГИБДД, высокая цена обучения на права также, как и усложнённая система сдачи, приведут к тому, что водители будут вести себя на дорогах максимально аккуратно, дабы не лишиться того, что получено "потом и кровью", ещё и за такую "кругленькую" сумму.

ОБЗОР АВТОШКОЛ КЕМЕРОВА

"Зелёная волна"

  • Стоимость обучения (на автомобиле с МКПП): 29.900 рублей
  • Программа обучения: 134 часа теории, 74 часа вождения по программе
  • Количество человек, сдавших экзамены для получения прав с первого раза в ГАИ (с 01.01. 2015 по 30. 11. 2015): 496
  • Сдавшие теоретический экзамен с первого раза: 97.6%
  • Сдавшие экзамен по вождению в городе с первого раза: 20%
  • Количество ДТП, совершённых по вине водителей-новичков со стажем вождения до трёх лет (за период с 01.01. 2015 по 30. 11. 2015г.): 5
  • Бонусы: акция "Online обучение" (электронно-очное изучение теоретического курса программы подготовки водителей транспортных средств категории "В", можно обучаться, не выходя из дома или офиса – в любом месте, где есть доступ к интернету); акция "Можно доучиться!" (для тех, кто прошёл обучение в других автошколах, но имеет "пробелы" в изучении водительского мастерства; предоставляется специальная программа изучения правил, основ безопасности дорожного движения, вождения автомобиля); акция "50 – не предел" (специальная программа для тех, кому 50 и более); специальная программа обучения к замене водительских удостоверений иностранным гражданам; бесплатный тест-курс для будущих учеников; акция "Окрыляем успехом" (специальная льготная стоимость обучения – 23.000 рублей).

"Магистраль авто"

  • Стоимость обучения (на автомобиле с МКПП): 19.950 рублей
  • Программа обучения: полный курс теории + практические занятия по вождению автомобиля на автодроме и в городе
  • Количество человек, сдавших экзамены для получения прав с первого раза в ГАИ (с 01.01. 2015 по 30. 11. 2015): 1.385
  • Сдавшие теоретический экзамен с первого раза: 87%
  • Сдавшие экзамен по вождению в городе с первого раза: 23%
  • Количество ДТП, совершённых по вине водителей-новичков со стажем вождения до трёх лет (за период с 01.01. 2015 по 30. 11. 2015г.): 11
  • Бонусы: новогодние скидки на обучение (категория В, автомат и механика).

"За рулём"

  • Стоимость обучения (на автомобиле с МКПП): 32.450 рублей
  • Программа обучения: теория + 56 часов вождения
  • Количество человек, сдавших экзамены для получения прав с первого раза в ГАИ (с 01.01. 2015 по 30. 11. 2015): 822
  • Сдавшие теоретический экзамен с первого раза: 88%
  • Сдавшие экзамен по вождению в городе с первого раза: 18%
  • Количество ДТП, совершённых по вине водителей-новичков со стажем вождения до трёх лет (за период с 01.01. 2015 по 30. 11. 2015г.): 9
  • Бонусы: скидка на обучение по приобретённым на сайте www.biglion.ru купонам; скидка на обучение в автошколе девушкам, заключившим договор с 1.10.2015 по 1.12.2015 г.

"Автокласс"

  • Стоимость обучения (на автомобиле с МКПП): 17.200 рублей
  • Программа обучения: полный курс теории + 56 часов вождения
  • Количество человек, сдавших экзамены для получения прав с первого раза в ГАИ (с 01.01. 2015 по 30. 11. 2015): 603
  • Сдавшие теоретический экзамен с первого раза: 83%
  • Сдавшие экзамен по вождению в городе с первого раза: 21%
  • Количество ДТП, совершённых по вине водителей-новичков со стажем вождения до трёх лет (за период с 01.01. 2015 по 30. 11. 2015г.): 7
  • Бонусы: действует рассрочка на обучение

"ВОА Кузбасс"

  • Стоимость обучения (на автомобиле с МКПП): 18.000 рублей
  • Программа обучения: полный курс теории + курс практического вождения автомобиля
  • Количество человек, сдавших экзамены для получения прав с первого раза в ГАИ (с 01.01. 2015 по 30. 11. 2015): 1.095
  • Сдавшие теоретический экзамен с первого раза: 84%
  • Сдавшие экзамен по вождению в городе с первого раза: 25%
  • Количество ДТП, совершённых по вине водителей-новичков со стажем вождения до трёх лет (за период с 01.01. 2015 по 30. 11. 2015г.): 11
  • Бонусы: предновогодняя скидка на обучение

"Автоконсультант"

  • Стоимость обучения: от 18.000 рублей до 28.100 рублей (в зависимости программы обучения)
  • Программа обучения: теория (заочно) + 56 часов вождения (МКПП), 54 часа вождения (АКПП) – 18.000 рублей; теория + 56 часов вождения (МКПП), 54 часа вождения (АКПП) – 23.700 рублей; теория + 56 часов вождения (МКПП), 54 часа вождения (АКПП) + внутренние экзамены + предоставление автомобиля в ГИБДД – 28.100 рублей
  • Количество человек, сдавших экзамены для получения прав с первого раза в ГАИ (с 01.01. 2015 по 30. 11. 2015): 263
  • Сдавшие теоретический экзамен с первого раза: 89%
  • Сдавшие экзамен по вождению в городе с первого раза: 19.8%
  • Количество ДТП, совершённых по вине водителей-новичков со стажем вождения до трёх лет (за период с 01.01. 2015 по 30. 11. 2015г.): 4

"Формула-МАСТЕР"

  • Стоимость обучения (АКПП и МКПП): 28.400 рублей
  • Программа обучения: АКПП – теория + 54 часа вождения, МКПП – теория + 56 часов вождения
  • Количество человек, сдавших экзамены для получения прав с первого раза в ГАИ (с 01.01. 2015 по 30. 11. 2015): 193
  • Сдавшие теоретический экзамен с первого раза: 77.5%
  • Сдавшие экзамен по вождению в городе с первого раза: 20.6%
  • Количество ДТП, совершённых по вине водителей-новичков со стажем вождения до трёх лет (за период с 01.01. 2015 по 30. 11. 2015г.): 5

МНЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ

Михаил Пашковский, водительский стаж – 28 лет

Я обучался вождению ещё во времена Советского Союза, и тогда была хоть и схожая система получения водительского удостоверения, но совершенно иное отношение к делу, как у инструкторов, так и у новичков.

Система была такая: учиться нужно было полгода. После этого тебя допускали до сдачи теории – десять вопросов, ошибиться в которых можно было только один раз. Далее всё привычно – автодром с тремя упражнениями и "город". Одно важное отличие от современных реалий: если ты не сдавал три раза подряд, тебя отправляли учить всё заново ещё полгода.

Что касается преподавателей, то это были люди старой школы, действительно опытные и проверенные люди, которые контролировали весь процесс. Был не какой-то бездушный инструктор, а наставник. Сейчас же часто можно наблюдать картину, как на инструкторском месте в учебной машине сидит парень, которого ещё самого учить надо. Сидит, смотрит в смартфон, а рядом вцепившаяся в руль девушка не понимает, что вообще происходит.

Учили тогда всему: не только теории, но и, к примеру, азам ремонта автомобиля. Вождению уделялось огромное внимание – никаких ABS и прочих наворотов тогда и в помине не было, так что от твоих водительских навыков зависело очень многое. Ещё одна деталь – неписаные водительские правила, уважение к другим участникам движения – всё это прививалась с первых же уроков. В данный же момент всему этому не учат. Учат лишь одному – как сдать экзамен. Сдал экзамен, получил права, автошкола получила деньги. Дальше придётся справляться самому и учиться уже на своих ошибках, а мы все видим в новостях, к чему порой эти ошибки приводят.

Как человек, который каждый день выезжает на улицы города, я не вижу никаких изменений от усложнения экзаменов. Ситуация не меняется, и нынешняя подготовка водителей по-прежнему откровенно слабая. Да и отношение к правам у людей стало другое, многие небезосновательно полагают, что всё сегодня решается деньгами, а значит, можно позволять себе вытворять на дороге что угодно. Самое обидное, что уходит такая профессия – водитель. В советские годы обучение давало тебе именно профессию. Сейчас же – только удостоверение со скупым набором навыков.

Антон Евтушенко, водительский стаж – 12 месяцев

На мой взгляд, вряд ли усложнения экзаменов на права могут повысить степень безопасности на дорогах и вообще как-то положительно повлиять на уровень подготовки водителей. Всё дело в том, что те, кто относится к вождению автомобиля серьёзно, так и так ответственно подойдут к обучению и будут очень аккуратны и бдительны на дороге, им и не нужны дополнительные барьеры в виде усложнённых правил и условий сдачи. Ну а тех, у кого "ветер в голове", вряд ли поменяют нововведения, они найдут способ получить заветные корочки, при этом вряд ли будут аккуратнее и ответственнее на дорогах.

Для уменьшения числа ДТП следует, скорее, развивать культуру вождения и психологическую теоретическую часть на курсах обучения. Кстати, с мнением о том, что новички – наиболее частые зачинщики аварий, я не согласен: сам не раз был свидетелем, как водители без жёлтого восклицательного знака на авто создают опасные ситуации на дорогах, просто потому что они чрезмерно уверены в себе и своём огромном опыте вождения. В то же время как раз новички, как правило, ведут себя за рулём очень аккуратно и внимательно. Так что тут всё зависит от самого человека.

Фото: VSE42.Ru
Автор: