Каким должен быть шаман – обязательно в обрядовых одеждах и с бубном? Или тот, кто разговаривает с духами, может работать рядовым строителем?
В современном мире шамана можно встретить даже в кафе, и при этом отличить его от обычного посетителя будет сложно. Среди таких простых людей – и родовой шаман Амаш из Таштагола, с которым пообщались корреспонденты VSE42.Ru.
– Как в наши дни становятся шаманами? Кто обучает этому искусству?
– Шаманами становятся по крови: в роду шаманы обязательно должны быть. У меня это мама. Сколько поколений всего, мы не знаем. Мама помнит, что у неё дядя и тётя были шаманами. Кто до них – неизвестно. Искусство каждого очень индивидуально: у всех есть свои секреты. Шаман получает знания только от другого шамана – надо искать себе наставника, который показывает и учит. Нужно долго наблюдать, слушать подсказки, ведь самостоятельно этому не обучиться. Мой учитель – верховный шаман Тувы – Кара-Оол Тюлюшевич.
– Когда у вас появилась уверенность, что будете этим заниматься?
– Есть люди, у которых в детстве проявляются особые способности. Они начинают видеть картинки, слышать голоса. Тогда им наставники говорят, что у них есть дар, но в юном возрасте становиться шаманом не советуют: мол, такие люди долго не живут. Рекомендуют начинать практиковать после 40 лет, ведь раньше у человека другие задачи: нужно детей вначале поднять. Для женщин дождаться определённого возраста – обязательное условие.
– А что делают те, у кого способности проявляются гораздо раньше?
– Детям родители должны объяснять, что это нормально. В раннем возрасте сложно принять, что ты не такой, как все. Проявлений необычных способностей начинают бояться, ведут детей к врачам. Это неправильно, поэтому поддержка и понимание старших очень важны.
– Когда вы начали практиковать?
– В 40 лет начал готовиться. Полтора года практикую. Сейчас мне 43. Моя специализация – стихия огня и воды. Взаимодействую, разговариваю, чищу людей.
– Можно ли сказать, что отчасти вы работаете как психолог?
– Да, конечно. Я помогаю справиться с трудностями, найти свой жизненный путь, но образования психолога у меня нет, я не планирую его получать. Я даже не знаю принципов их работы. Есть те, кто видит поле событий человека, его характер, что он делает плохого. Я работаю на уровне энергии. Общаюсь с человеком и вижу его нутро. Мне не нужно какую-то информацию вытаскивать из человека.
– А что для этого нужно делать? Как проходит встреча с вами?
– Ничего особенного. Мы просто разговариваем. Никакой особой обстановки для этого не требуется. Можем даже в кафе за чашкой кофе побеседовать. Общаемся, человек рассказывает о своей проблеме, я вопросы задаю и постепенно начинаю его направлять.
– А если человек, например, православный, скажет вам, что каждую неделю ходит в церковь. Будете с ним работать?
– Да, конечно. Тут нельзя разделять людей по религиозным убеждениям или по другим принципам. Если человек обратился, обязательно постараюсь помочь.
– Не за "спасибо", наверное? Сколько стоят услуги современного шамана?
– Всё зависит от желания самого человека. Кто хочет, тот платит. Никакого прайса у меня нет.
– А как вы зарабатываете на жизнь? Неужели можно совмещать шаманство и обычную работу?
– Конечно, можно, хотя сложности в этом плане есть. Многим приходится работать, быть специалистами в разных областях. Я наёмный работник в строительной бригаде. Мы строим дома, кроем крыши, клиентам подсказываем, где лучше дом поставить. Правда, эта услуга не очень востребована. Чаще всего заказывают только работу строителя, но если уж мы строим дом, то в нём будет только благо.
– Расскажите о вашей семье.
– У меня есть жена, трое детей. Старшему сыну уже 21 год, младшей дочери – шесть лет.
– Дети будут продолжать ваше дело?
– У них никаких способностей пока не видно. А просто взять и выучиться на шамана нельзя. Да и это ведь очень большая ответственность. Шаман – хранитель рода. Если случается что-то плохое, то нужно искать причины, избавляться от них.
– А если всё же кто-то из них проявит к этому интерес?
– Одного желания мало! Шаман – это человек, у которого есть бестелесные помощники. Мало кому это дано.
– Как определить, настоящий ли перед тобой шаман?
– На улице невозможно отличить от обычного человека. Хотя есть люди, которые это чувствуют. Мы сами друг друга видим, конечно.
– Значит, в обрядовых одеждах по улице вы не ходите. Но какие-то атрибуты должны быть? Мы все представляем вас как минимум с бубном в руках.
– Это не всем надо. Есть шаманы, которым, чтобы войти в состояние транса, достаточно щёлкнуть пальцами, но, для того чтобы проводить обряды, атрибуты обязательны. Одно дело пообщаться с человеком, посмотреть его поле событий, другое – почистить помещение, например. Тут без атрибутов не обойтись. Нужны огонь, дымокур и трава (чабрец, можжевельник). С бубном, кстати, не все работают. Я в их число не вхожу. У меня и бубен, и посох.
– В Кузбассе много шаманов?
– Много. Не только шорские, кстати. Есть татары, алтайцы... А вообще, делят шаманов не по национальности, а по роду. Я – шаман из рода Шор, от которого и пошли шорцы. Всего у нашего народа 17 родов.
– Общаетесь с ними?
– Если собираемся, то только на праздники – для совершения больших обрядов (в Туве и Бурятии такие проходят). Я пока мало где участвовал: работы и в Таштаголе хватает.