Попался дважды: можно ли уйти от ответственности за пьяную езду

13 декабря 2015 г., 11:00

С 1 июля 2015 года российский законодатель ввёл для любителей сесть за руль пьяным более суровую ответственность. Вместо административной статьи теперь предусмотрена уголовная, согласно санкциям которой водитель-пьяница может получить до двух лет лишения свободы. Это по максимуму. Разумеется, помимо лишения водительских прав, штрафов и прочих уголовных "наград". Но это – теория. На практике, как всегда, все несколько иначе.

Отказы…

С одной стороны, все логично. Если человек не понимает, что нельзя пьяным садиться за руль, а административного наказания в виде лишения прав и штрафа недостаточно, то впору вводить уголовную ответственность. И дело тут даже не в том, что можно угодить за решетку. По большому счету это еще постараться надо, чтобы суд вместо принудительных работ или запрета на занятия определенной деятельностью приговорил к реальному лишению свободы. Тут не просто должен быть рецидив, а с отягчающими, как говорится.Дело совсем в другом. "Административка" – это правонарушение. Вроде как за углом малую нужду справить или матом громко на улице выругаться. А вот статья уголовного кодекса куда серьезнее.

Тут уже на полном праве можно человека – пьяного водителя – называть преступником. Ну и судимость, как ни крути, влечет за собой определенные так называемые некодифицированные последствия. Например, не всякий работодатель захочет взять на работу судимого гражданина.

Так что, казалось бы, введение уголовной ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (равно как и отказ от прохождения медицинского освидетельствования) должно значительно дисциплинировать водителей. Но это – теория. На практике, как всегда, все несколько иначе.

Вот только несколько цифр, которые недавно привел начальник отдела организации дознания ГУ МВД России по Кемеровской области Андрей Левчук.

Итак, в общей сложности с 1 июля 2015 года в Кузбассе в состоянии алкогольного опьянения дважды пойманы 1165 водителей. При этом возбуждено 833 уголовных дела. Возможно, такая разница в цифрах, которые должны полностью совпадать, объясняется в том числе объективными причинами. Дело в том, что часть пьяных рецидивов пока находятся на стадии предварительной проверки. То есть проверка уже есть, а дело еще не возбуждено.

Однако в то же время, по словам Андрея Левчука, за все время действия поправки в Уголовный кодекс, вынесено 135… отказных материалов. То есть, сотрудники полиции 135 раз не возбудили уголовные дела против водителей, дважды попавшихся пьяными за рулем.

То есть грозная и неотвратимая уголовная ответственность, оказывается, может и не наступить… Часть из этих "отказных", по словам Левчука, приходятся на случаи, когда факт опьянения не подтвердился. Странно, конечно, но чего только не бывает. Если учесть, что водитель в данном случае прошел медосвидетельствование (в противном случае он признается пьяным по умолчанию), то как же инспектор, а вместе с ним и медики могли ошибиться и сначала обнаружить алкоголь в выдыхаемом воздухе, а затем и в крови, а позднее выяснить, что они ошиблись. Если исключить коррупционную составляющую, то здесь пахнет настоящей магией.

Преступление без наказания?

Однако, по словам Андрея Левчука, есть еще один весьма занимательный повод для ухода от уголовной ответственности. И секрет здесь, разумеется, в деталях.

Дело в том, что повторность управления транспортным средством в нетрезвом состоянии возникает только после того, как виновник расписался в постановлении суда о том, что он признан административным нарушителем. Ну и сдал свое водительское удостоверение. Собственно, именно с этого момента и исчисляется срок лишения прав. То есть, если водитель сдаст удостоверение спустя год после вынесения постановления, то именно через год и начнутся официально его 1,5 года без прав.

Если же водитель-пьяница не расписался в постановлении, не пришел на заседание суда и, соответственно, не сдал водительское удостоверение, то он, вроде как, и не правонарушитель. То есть в следующий раз, когда он попадется инспектору ДПС навеселе, он с чистым сердцем вновь станет административным правонарушителем. А если он и во второй раз решит не являться в суд, не видеть в глаза постановления и не сдавать права, то он и в третий раз может смело садиться за руль пьяным, и в четвертый, и в пятый…

И каждый раз, когда инспектор будет его останавливать и ловить на пьянке, он не сможет у него изъять водительское удостоверение на месте – это может сделать только суд. А в суд, как мы уже выяснили, водитель ходить не любит. Вот такой юридический казус.

А тем временем доля "пьяных" дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом в Кемеровской области выросла за год более чем на 4 процента от общего количества аварий с погибшими. И это при том, что в абсолютных показателях смертность в ДТП за это же время в Кузбассе сократилась.

То есть, доля смертей по вине пьяных водителей, как ни крути, растет. А уйти от уголовной ответственности, получается – раз плюнуть. Достаточно просто игнорировать судебный процесс. И ждать, пока неповоротливая судебная машина при огромном потоке судопроизводства отреагирует на это реальными действиями. Всем понятно, что ожидание это может, ой как, затянуться. И разница между числом тех, кто фактически сел за руль пьяным, и теми, кто за это понес ответственность, может продолжать расти.

А значит без изменения в законодательстве, призванном как-то урегулировать этот юридический казус, не обойтись. По крайней мере, думается, так должно быть.

Цифры:

  • За 11 месяцев 2015 года в Кемеровской области произошло 2926 аварий. В прошлом году – 3225. В них погибли, соответственно, 396 и 462 человека. Если в процентах, то получается 13,53 процента и 14,32 процента. Таким образом, в 2015 году пока отмечается небольшое (1,21 процента) снижение смертности от общего количества произошедших ДТП.
  • В то же время, количество смертельных ДТП с участием пьяных водителей на 1 декабря 2015 года составило 74 аварии против 67 прошлогодних. Если считать их долю от общего количества ДТП, то получится 2,52 процента и 2,07 процента, соответственно. Если же вычислить долю смертей по вине пьяных водителей от числа всех смертельных случаев на дорогах Кемеровской области, то рост получится значительно более существенный – более 4 процентов (2015 год – почти 18,7 процента, 2014 год – 14,5 процента).

Фото: VSE42.Ru