Красота обнажённого тела во все времена пробуждала творческую энергию и не раз становилась предметом изображения в различных видах искусства. Новая экспозиция в кемеровском Доме художников "Линии любви" интересна даже не обилием гениталий, грудей и ягодиц. Важно то, что выставка предоставляет уникальную возможность жителям областного центра приобщиться к бессмертной мировой живописи и увидеть литографии гениальных мастеров ХХ века.
Картины демонстрируют все оттенки сексуальности – от мягкого ню до откровенной порнографии. Помимо отрицания правил приличия и преодоления чувства стыда, в зале можно уловить множество высших посылов – тонкую иронию, вкусный эпатаж и глубину проникновения в самую сущность человека. Корреспонденты VSE42.Ru оценили, насколько по-разному выводят свои линии любви такие не похожие друг на друга титаны кисти и карандаша.
Линии любви Пикассо преувеличены, гротескны и даже уродливы. Маэстро кубизма не заботится о дословном изображении реальности, а уводит зрителя в свой мир, полный античности и аутентичности, мифов и чудовищ, первозданности и динамизма форм. У самого художника было много женщин, поэтому в деле любви ему можно доверять, хотя каждую из них, по его собственным признаниям, он уничтожал без остатка и называл себя демоном, воспевающим разрушение.
В его женских фигурах нет привычной красоты: огромные руки, корявые головы, несуразные части тела с натуралистично подчёркнутыми первичными признаками… Но от этого наблюдать его работы только интереснее, потому что он мгновенно завоёвывает сердца и внимание зрителей магнетизмом своего буйного таланта. Пикассо наиболее эпичен из представленных на выставке художников: на его картинах много персонажей, внутреннего движения и символов разных эпох в мировом искусстве.
Его линии изящны, но в то же время и угловаты, просты, динамичны и стремительны. В целом это противоречивый и неоднозначный художник. В отличие от Пабло Пикассо, Шиле более эстетичен в выражении телесного, более естественен и прямолинеен. По его стилю заметно, что он восхищается человеческим телом, ведь для него оно не просто плоть и материал, но и выражение характера.
Например, в позе и покрове тела "Сидящего обнажённого мужчины" обнаруживается животное, мужское начало. А женщина в вульгарных чулках и доступной позе, видимо, глубоко симпатична художнику, и на картине отображается отпечаток его собственной к ней страсти. Шиле "заглядывает под юбки" героиням своих картин, раздевает их, для того чтобы увидеть характер, обнажить суть. В поисках свободы самовыражения его наиболее интересуют интимные переживания людей, поэтому он изображает любовные прелюдии, страстные мастурбации и нетрадиционные отношения обоих полов.
Линии Анри Матисса символичны, иносказательны и абстрактны. Для этого творца первостепенное значение имеют цвет и форма. За счёт тщательно проработанной колористики и предельной простоты объектов, расположенных на картине, художник доносит до нас глубину некоего неуловимого смысла.
Аппликации из цикла "Джаз" – загадка в мировой культуре: до сих пор искусствоведы и ценители спорят, что же на самом деле хотел сказать мастер, потому как его картины предполагают бесконечное множество интерпретаций. Матисс делится со зрителем субъективными восприятиями женской фигуры; картины "Голубая обнажённая" и "Лягушка" – это коллаж из отдельных фрагментов, линий, в совокупности которых угадывается нагое женское тело.
Линии произведений этого мастера глубоки, реалистичны и абсурдны. Содержание картин загружено разнообразной символикой, переданной контрастными, глубокими цветами, иногда с приставкой "ультра-". Его отличительная (среди художников на этой выставке) черта заключается в том, что в его картинах много постмодернистской игры: он не единожды цитирует и утрирует классические произведения живописи.
Истинное наслаждение оказывается доступно для тех, кто знаком с первоисточниками. Но, несмотря на постмодернистскую оболочку его работ, в них доминируют две главные классические и вечные темы: эрос (любовь) и танатос (смерть).
Конечно, неслучайные на этой выставке и как нельзя кстати вписывающиеся в общий контекст иллюстрации к одному из самых вольных произведений мировой литературы – "Декамерону" Джованни Боккаччо. Их автор – Бертом де-сент Андре. Для тех, кто не держал в руках эту книгу, эффектные миниатюрные (относительно других картин выставки) литографии всё равно будут самодостаточными высказываниями, которые будоражат воображение и погружают в атмосферу этого гениального собрания новелл эпохи барокко.
Немногочисленны на выставке, но не менее интересны картины из японской эротической живописи, в которых чувствуется интересный восточный колорит, простота и глубина. Также привлекают внимание картины на тему любви и телесной красоты менее известных художников.
Чувство стыда от столь откровенного искусства проходит довольно быстро, и дальше выставка уже завораживает, а картины доводят до высшей точки эстетического наслаждения.
Интереснейшими экспозициями жителей областной столицы в очередной раз радует "Арт-центр в Перинных рядах" из Санкт-Петербурга, который привозил в Кемерово "Параграфы" Пабло Пикассо. Данная же выставка примечательна нетипичным, порой даже пошлым представлением о любви известных художников. Большинство картин написано в период, когда мастера были влюблены. А Пикассо писал эротические картины в восемьдесят семь лет. Так что влияние любви не имеет границ и заставляет творить.
"Линии любви" ещё раз напоминают о тех первопроходцах в искусстве, которые стояли у истоков глобального раскрепощения в начале прошлого века. В наше время секс вездесущ, он – залог успеха любого зрелища, поэтому идея авторов изначально беспроигрышна и должна привлечь внимание разного зрителя: от эстета до любопытного обывателя.
Выставку можно будет посетить до 17 января 2016 года, после чего она уедет в Архангельск.