Выражение "Мой дом – моя крепость" появилось четыре столетия назад, и уже тогда, в период войн и народных волнений, люди знали, что именно родные пенаты могут быть гарантом собственной безопасности. Шли десятилетия, менялись границы государств, технический прогресс набирал обороты, но эта пословица во все времена оставалась актуальной.
Сейчас, в XXI веке, прятаться от врагов в своих четырёх стенах нет необходимости, но на пути к комфортному проживанию иной раз встаёт препятствие другого рода – РЭУ, – и именно на эту обслуживающую организацию в нашу редакцию пожаловались кемеровчане, проживающие на проспекте Октябрьском, 62. Их дом не может быть крепостью и защищать своих хозяев, потому что не видел капитального ремонта с момента постройки, а в ремонтно-эксплуатационном управлении взывания жильцов к каким-либо действиям попросту игнорируют. Корреспонденты VSE42.Ru не остались равнодушными к этой проблеме и выехали на место, чтобы увидеть всё своими глазами.
На первый взгляд дом на Октябрьском, 62 не похож на слишком проблемный. Двенадцатиэтажное здание, расположенное прямо на перекрёстке с бульваром Строителей, не испещрено огромными дырами и трещинами в стенах, не выделяется, скажем, выбитыми стёклами в окнах и в целом не похоже на "развалюху". Но, по уверениям местных жителей, это впечатление обманчиво. Тут не так абсолютно всё, начиная с обустроенности двора.
Кемеровчане, владеющие здесь жилплощадью, называют себя "проклятыми": в соседних домах, мол, парковку грамотно расширили, положили качественный асфальт, сделали пешеходную зону, а до них блага цивилизации никак не могут дойти.
Осенью, во время проливных дождей, выйти из подъезда и не наступить в грязевые потоки – целый реалити-квест.
Ещё один существенный минус прилегающей территории – отсутствие детской площадки. Как говорит активистка Ольга Моргачёва, их двор – как из эпохи "восьмидесятых".
– Всё это, что есть, вкопали родители из дома напротив. Если бы не установили десять лет назад, то вообще ничего не было бы. Я сама лично приходила в РЭУ и спрашивала, почему у нас такой безобразный двор, столько детей много, но ни волейбольной, ни баскетбольной площадок… Хотя возможность-то имеется: у нас тут очень большая территория. Мы придём, спросим, поорём – и дальше идём. К сожалению, все эти процессы производятся без документов, и это – большой минус.
Не отвечают в обслуживающей организации и на требования сделать капитальный ремонт. По словам жильцов, с момента постройки (то есть с 1980 года) его не проводили ни разу. Пять лет назад навели косметический "марафет", но жильцов это мало обрадовало. Во-первых, "красота" уже обшарпалась, а во-вторых, делали ремонт фасадной краской.
– Нас тут три месяца травили, я уже пошла к ним и говорю: "Вы что, с ума сошли, ну невозможно же!". Краска вообще оказалась ядовитой – в Москве из-за этого даже дело возбудили. И ремонт мы, кстати, оплачивали сами.
Мусоропровод, например, гнилой и немытый уже двадцать лет. Чистили его один раз – вонь невыносимая. Мы сначала думали заделать его, но дело в том, что у нас много пенсионеров, и старики ходить зимой на улицу не будут. В подъезде света постоянно нигде нет, как видите, – делится с журналистами Ольга Моргачёва.
Большие претензии к РЭУ-2 Ленинского района есть не только по качеству оказываемых услуг. Жильцов интересует, куда уходят деньги, которые они платят за обслуживание дома. По уверениям кемеровчан, в квитанциях им пишут о регулярных процессах дератизации (уничтожение грызунов – прим. ред.), но жители первых этажей неоднократно говорили, что видели крыс, из чего сделали вывод, что эта пометка создана для отвода глаз.
Оксану Энграф тоже интересует исчезновение средств на ремонт: четыре года назад она устраняла последствия протечки крыши на собственные кровные. В 2013-м Оксана решила обратиться в РЭУ, но это ничего не дало.
– Заявление мы написали, они сказали, что всё устранят. До сих пор, спустя два года, никакого результата. Я потом пришла в РЭУ, где мне ответили, что денег на ремонт нашего дома нет. Мы сделали ремонт в квартире, а до сих пор крыша течёт. Вот куда деньги ушли, которые мы несколько лет копили? – задаёт риторический вопрос девушка.
Подобная ситуация возникла и у Андрея Григоренко. На балконе его квартиры обнажилась арматура, а также разрушился бетон, вследствие чего по стенам текла вода, но, как говорит кемеровчанин, специалисты не спешили устранить повреждения.
– Я в своё время в системе ЖКХ работал, поэтому знаю, что это очень опасно. Сказали мне в РЭУ весной, что, мол, сейчас снег с козырька сойдёт, и мы бросаемся к вам. Как-то у меня это из головы вылетело, и я вспомнил об этом в середине июля. Позвонил, говорю: "Я не специалист, но у меня такое ощущение, что снег уже растаял". Они: "Ладно, сейчас… Ладно, сейчас…". В общем, "завтраками" кормили до августа. В итоге ответили: "Извините, ремонт не запланирован", я говорю: "Но это не текущее обслуживание, а аварийный ремонт". Они сказали: "Мы не будем делать – жалуйтесь кому хотите". Ну я принял это как руководство к действию, сразу соорудил кляузу и отнёс в "Жилищник" – контролирующую организацию. Через неделю появились специалисты. Я всё показал, включая протечки с технического этажа, в конце августа позвонил бригадир гидроизоляторов и рассказал, что они приступили к работе. Сделали.
Такая же ерунда была с обнажением щелей: штукатурка вывалилась из межпанельных швов. Дома было настолько холодно, что, когда мы сюда в 2012 году въехали, в Новый год, у нас по стене от потолка примерно до середины клин инея сантиметра в два толщиной. То есть осенью отсыревает, а зимой замерзает. Из-под плинтусов откровенно тянуло: бумажку подвешиваешь – а она болтается от сквозняка. Пришёл промышленный альпинист, посмотрел и сказал, что там утеплителя практически нет. Мы все эти проблемы решили, но для этого пришлось тратить время и нервы.
Ещё есть перебои с отоплением: оно в нашем доме двухконтурное. Первый уровень – от первого до шестого этажа, второй – от шестого до двенадцатого. В начале отопительного сезона всё вроде бы нормально, а вот зимой – хуже. В 2013-м, когда вернулся из командировки, раздеться не смог: батареи были откровенно холодные. Потом поняли, что, когда народ пошумит, пожалуется, в РЭУ вентиль отпустят немного – температура пошла, а потом, в целях энергосбережения, всё снова возвращается на круги своя, – поделился Андрей Григоренко.
– Мы всё время стоим на очереди, проходит десятилетие – ничего не меняется, – говорит Ольга Моргачёва. – Потом нам отвечают, что уже за свои денежки надо всё ремонтировать – крышу, двор, подвал. У нас есть парикмахерская, а это была наша лифтёрная, и если мы собственники, то это наше помещение, значит, арендные деньги должны идти в копилочку. Покажите нам, куда идут эти средства?
Пол вот вообще не делали: плитка как лежала тридцать пять лет, с начала строительства дома, так и лежит. Ни цементом не покрыли, ничего. Техничка бедная (она вообще, конечно, у нас молодец) помыть нормально не может: всё развозится этим веником.
У нас за тридцать пять лет не меняли стояки. Когда пятнадцать лет прошло, сказали, что выделили деньги, вот ждём, ждём – и тишина. Так мы и потеряли эти средства из виду, кто что выделял, куда всё ушло – неизвестно.
У нас нет главного, и никто не хочет им быть: дом очень проблемный. В РЭУ-2 нам говорят, что, мол, вы сами виноваты, вы сами не хотите и не можете никого избрать… А мы выбирали, их было пять человек, они тыкались-мыкались, но ничего не получилось, поэтому плюнули и не стали ничего дальше делать, потому что правды не найдёшь. Никто не хочет этим заниматься, потому что нас постоянно обманывают, – сетует Ольга Моргачёва.
Сложности с выбором старшего по дому возникают, по мнению жителей, ещё и потому, что на Октябрьском, 62 живёт большое количество квартирантов, которые, к слову, доставляют много неудобств. Например, Галина Константиновна Лобузнова пожаловалась, что образ жизни соседа мешает ей спокойно спать.
– Непонятно, кто живёт тут у нас. Заселили вроде как одного, с виду порядочный, хороший, а потом среди ночи просыпаюсь, думаю, фильм, что ли, какой-то порнографический смотрит… Через час слышу – топ-топ-топ, девушка побежала. Думаю: "Всё ясно". Утром говорю ему: "Это что за дела такие?", он мне: "А что? Всё нормально. Я здесь один живу". Потом смотрю, то три человека, то четыре, а буквально недавно я вообще не могла попасть в "карман". Там они привели какую-то девочку, я уже стучу, кричу, она: "Я сейчас милицию вызову", я ей отвечаю: "Да хоть десять вызывай!", потому что уже сама на нервах. Пока я нашла хозяйку, пока до неё дозвонилась… В итоге девочка через два часа открывает, я – в недоумении, спрашиваю её: "Ну и как это называется?". А она: "Я не знала, что вы здесь живёте".
Другая жительница проблемного дома рассказала про квартиру, находящуюся на восьмом этаже, которую сдают уже двадцать лет.
– Квартиранты приходят к 12 часам ночи, включают музыку, и до шести утра это "бум-бум-бум" на инфразвуке. У меня аж подушка прыгает. Потом мне рядом с дверью оставили угрожающую надпись, когда я ходила разбираться. Вызывала милицию среди ночи раза четыре, ну хотя бы действовало, слава богу, и они тише делали.
Беспокоят жителей проспекта Октябрьского, 62 не только нерадивые квартиранты. Каждый месяц жильцы дома платят тридцать рублей за использование домофона, который не работает уже давно. И дело даже не в деньгах: просто люди боятся наркоманов, которые проникают в подъезд, чтобы погреться на техническом этаже и "словить кайф".
Из беседы с жильцами мы поняли, что недочёты и даже откровенно мешающие жить минусы "своей крепости" они в состоянии обсуждать очень долго: Ольга Моргачёва, чтобы не забыть о чём-то важном, полностью исписала двойной тетрадный листок.
Как пояснил юрист Иван Покачалов, "молчание" РЭУ-2 не обосновано: жильцы имеют право обратиться в обслуживающую их дом организацию и получить все необходимые сведения.
– Согласно статье 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления и управляющие компании обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных тарифах на услуги и о работе по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты (в соответствии с установленными ценами), об объёме, перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.
Если РЭУ отказывается выполнять все требования жильцов, то я бы посоветовал собственникам помещений в первую очередь попытаться сменить управляющую компанию. Жильцам многоквартирного дома просто необходимо провести собрание, на котором за отказ от обслуживания нынешней УК проголосуют более 50 процентов, либо сбор можно провести в заочной форме (всё зависит от активности собственников). Понятно, что это самое радикальное действие, но в то же время невероятно полезное. Другие управляющие компании уже с особым пиететом будут относиться к данному многоквартирному дому. Также в качестве профилактики (и для того чтобы управляющая компания стала более "открытой и приветливой") можно инициировать проведение собрания, поставить неудовлетворительную оценку работе и дать время на исправление ошибок и выполнение требований собственников помещений. Даже если не удаётся провести сбор, советую собственникам, так сказать, группе активистов, обратиться с коллективной жалобой на управляющую компанию в прокуратуру, с уведомлением администраций города и области. Проверка со стороны прокуратуры обязательно покажет, были ли нарушения законодательства или нет. Далее, если не осталось других механизмов, а управляющая компания продолжает злоупотреблять своими полномочиями, следует обращаться в судебные органы – для пересчёта квитанций и наложения штрафов на компанию.
Согласно статье 165 ЖК РФ, орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме о невыполнении управляющей организацией обязательств в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации. В случае если по результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом. В статье 162 Жилищного кодекса сказано: если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчёт о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчёт в системе, – резюмировал Иван Покачалов.
Редакция VSE42.Ru, в свою очередь, будет следить за судьбой дома на Октябрьском после публикации этого материала и всеми силами помогать разобраться в ситуации. Мы попытаемся вместе с жильцами записаться на приём к начальнику РЭУ-2 Татьяне Челноковой и выяснить причины отсутствия сотрудничества с жителями дома по проспекту Октябрьскому, 62.