В Кузбассе становится всё смешнее, ведь кемеровские комики запускают новые юмористические проекты. В конце октября в баре "Табуретка" состоялся первый выпуск шоу "Гвозди", где в качестве специального гостя выступил участник шоу Stand Up на ТНТ Ваня Усович. Ему 22 года, он родился в городе Мядель Минской области, не окончил университет, снимает квартиру в Москве, а ещё даёт автографы со словами: "У меня нет единой подписи, всегда разные". Наше интервью состоялось сразу после выступления Вани, во время которого он рассказал о мечте всех стендаперов и выдвинул теорию, почему мужская дружба крепче женской.
– Ваня, когда вы начали работать в жанре "стендап"?
– Где-то года три-три с половиной назад. В Минске. Всё началось со Славы Комиссаренко, он предложил мне попробовать себя. Я согласился, у меня получилось. И со временем он "перетянул" меня в Москву.
– Сколько времени у вас уходит на написание одного монолога?
– На семи-восьмиминутное выступление нужно около месяца, чтобы найти темы, написать шутки.
– Где, кстати, вы берёте темы?
– Всё из жизни. Тебе кто-то что-то сказал, где-то что-то увидел – думаешь, что можно пошутить про это, и записываешь в блокнот. Потом приходишь домой, перечитываешь блокнот и прописываешь шутки.
– Есть темы, на которые вы никогда не будете шутить? Какие-то табу?
– У меня лично нет. Другой вопрос, что есть темы, на которые я не знаю, как шутить. Я бы с радостью, быть может, шутил бы и о политике, и о религии, но я не уверен, что получится смешно. У меня нет табу, если люди смеются.
– На ком вы проверяете свои шутки? Я знаю, что до ТВ стендап-комики "откатывают" свои программы в клубах. Кто слышит ваши шутки первыми?
– Часто я читаю шутки своим друзьям. Например, у меня есть друг Филипп, так он иногда и может что-то подсказать.
– Продолжая тему: юмор в ваших номерах – это результат вашего труда или штата авторов?
– Это, скорее, результат моей работы и работы друзей, которые мне помогают. Если есть напарник, ты сразу понимаешь, что смешно, что нет. Так легче. То есть штата авторов нет, есть друзья.
– Вы дружите только с юмористами?
– Я живу с юмористами. Нам нравится жить вместе (смеётся).
– Звучит неоднозначно…
– Ну, это лучше, чем жить с девушкой.
– Почему?
– Потому что мы друг друга не бесим, "притёрлись". И девушка не поможет тебе написать шутки.
– Но есть же девушки в юморе… Например, у вас в шоу Stand Up выступает Юля Ахмедова. Как вы, вообще, относитесь к женщинам в юморе?
– Хорошо, просто их мало.
– С чем это связано, на ваш взгляд? У женщин плохое чувство юмора?
– Нет. Просто у девушек другие интересы – быть красивой, выйти замуж, родить ребёнка. Юмор, если разобраться, это ведь сложно. Нужно тратить на это время, писать шутки, быть смешной, не бояться зрителя – много факторов. Девушка, которая не особо горит желанием прикладывать много усилий, долго в юморе не продержится: "это сложно, пойду-ка я лучше рожу дочь". То есть женщин в юморе меньше, потому что они меньше в него идут.
– Кстати, Юля Ахмедова говорит, что мужчины боятся с ней встречаться, потому что она расскажет о них в шоу. Вас девушки не боятся?
– Мне такого не говорили, но я практически и не шучу про девушек. У всех есть девушки, у всех есть парни – гендерная тема всегда работает. Очень многие шутят на эти темы. Я стараюсь не быть, как все, отличаться. Только если непроизвольно получается, то оставляю эти шутки.
– Кто самый жёсткий критик ваших номеров? Вы сам? Ваши друзья?
– Нельзя кого-то так выделить. Есть какие-то друзья-подруги, которые будут смеяться, только если это очень хорошая шутка. Если она просто хорошая, то они могут сказать, что она не очень, и ты рискуешь потерять шутку. Даже есть такие друзья, которым лучше не рассказывать ничего.
– Такие несмешливые друзья?
– Да. Проверять шутки надо на тех, у кого нет проблем в жизни.
– Что такое, на ваш взгляд, мужская дружба?
– Хорошая штука (улыбается).
– А в женскую дружбу вы верите?
– А вы думаете, она существует?
– Думаю, да.
– Да я тоже считаю, что есть разная дружба. Просто в мужской дружбе мы, наверное, не конкурируем так сильно. Вообще никогда об этом не думал, просто дружу и всё (улыбается).
– Если будет стоять выбор между девушкой и дружбой, вы выберете…
– Дружбу, потому что девушек же больше, да? И, наверное, вы больше конкурируете, потому что вам нужно завести семью, ребёнка до определённого времени. У вас мало времени – нужно бороться. А у нас ты и в сорок лет нормальный тип, поэтому если вдруг вы оба познакомились с хорошей девушкой – ничего страшного, если её друг заберёт. Точно, вот разгадка (смеётся).
– Судя по шоу, у вас достаточно универсальный образ, хотя многие ваши коллеги придерживаются определённого амплуа: еврей, женатый человек…
– Мне проще не привязываться к образу, быть гибким, чтобы люди не ассоциировали тебя с какой-то одной темой: "А, это вот этот, который мусульманин". Лучше, чтобы они воспринимали тебя как человека, который шутит обо всём. Да у меня и не к чему привязываться, нет таких черт. Белорусы не сильно от русских отличаются, чтобы шутить по этому поводу.
– Часто бываете в Белоруссии?
– Раз в два месяца стараюсь ездить – с родителями увидеться, с друзьями. Вообще, мне нравится ездить в Белоруссию, там прикольно. Спокойно. Не так, как в Москве, где всё быстро, жёстко.
– Как в Минске обстоят дела со стендапом?
– В Минске очень хорошо развит этот жанр. Есть плеяда юмористов, которые постоянно приезжают на "Comedy Баттл", "Не спать". В Минске стендап, наверное, даже популярнее, чем в Москве. Возможно, потому что у нас сложнее играть в КВН, так как трудно найти спонсоров, чтобы оплачивать взносы, дорогу и проживание целой команде. А люди хотят заниматься юмором. В стендапе ты один, тебе не нужна команда, поэтому проще куда-то выезжать, участвовать в концертах. Такая теория.
– Вы бывали раньше в Кузбассе?
– Да, я уже в Кемерове второй раз, ещё был в Новокузнецке.
– У юмора есть "региональные" особенности?
– Они точно есть, просто я их не сильно замечаю. Есть темы города, которые понятны только жителям этого города. Я просто редко смотрю чужие выступления. Когда я приезжаю куда-то, то выступаю, как правило, в финале программы. Поэтому я не смотрю выступления местных ребят, а готовлюсь к своему выходу.
– Сегодня в вашем выступлении было несколько очень удачных шуток про Кемерово. Вы часто импровизируете?
– Я импровизирую, если получается. Если люди что-то выкрикивают, надо отвечать, пытаться парировать. Даже если это будет не смешно, это всё равно лучше, чем если бы ты и не пытался. Нужно всегда пробовать. Удачная импровизация всегда смешнее любой заготовленной шутки.
– Есть какие-то вершины в юморе, которых хотелось бы достичь?
– Мне кажется, у всех стендап-комиков есть мечта о своём сериале, где ты играешь сам себя. Это распространено сейчас в Америке. Например, Луи Си Кей снимается в таком сериале, Марк Мэрон. Как правило, это очень крутые сериалы, потому что там всё жизненно. А ещё многие стендап-комики хотят своё лэйт-найт-шоу типа "Вечернего Урганта". Тоже пришло к нам из Америки.
– Кстати, про американский стендап. Мне кажется, или он не очень смешной?
– Это дело вкуса. И нельзя смотреть стендап в озвучке! Важно то, как человек говорит. Нужно смотреть либо в оригинале, либо с субтитрами.
– Кого из комиков этого жанра советуете посмотреть?
– Эдди Мёрфи. У него есть суперкрутой концерт 80-х годов, очень смешной, но он как раз в переводе, в озвучке. Это единственный смешной концерт в озвучке. Луи Си Кей ещё, у него много концертов. Весь Stand Up на ТНТ им восхищается.
– Говорят, красота спасёт мир. Чем может помочь миру юмор?
– Делать жизнь веселее. Есть проблемы, кризисы, но нужно шутить о них, чтобы людям не было так грустно. Как это красиво сказать… Юмор делает людей счастливее.
Stand Up – каждое воскресенье в 22:00 на ТНТ!