Скоро зима станет полноправной хозяйкой в нашем регионе, поэтому кузбассовцы всё чаще будут вспоминать о лете и высчитывать, сколько же осталось денёчков до самого тёплого времени года. Редакция VSE42.Ru решила сделать своим читателям небольшой подарок – опубликовать материал с огромным количеством фотографий, от которых веет солнцем, морем и душевной гармонией.
Анна Иванова и Александр Патрин пару месяцев назад побывали в Крыму, откуда привезли массу впечатлений и красивейших снимков, и решили поделиться ими на страницах нашего сайта. Не оценить труды путешественников просто невозможно: настолько это всё завораживает.
Пусть давно уже не осталось на мячике нашей планеты белых пятен, но сколько ещё прекрасных и далеких мест, куда современный путешественник добирается не так часто. В погоне за такими местами иногда, к сожалению, мы забываем о том, что прячется у нас под самым носом.
Крым всегда казался мне чем-то таким близким и понятным, что особо не заслуживает внимания. Но вот подошло время отпуска, и что-то надо было с этим делать.
Внезапно для нас обоих решение пришло само: Мы едем в Крым! Зачем? За самым красивым рассветом и самым красивым закатом.
Сколько же напутственных баек пришлось нам выслушать перед дорогой!
- Крым – это дорого.
- Крым – это "совок".
- Крым – это грязь, куча туристов и никакого сервиса.
- Крым – это давно никому не интересно.
- Ну и конечно: Крым – это политика и искусственная "накрутка популярности".
- А еще: Крым – это место, которое другие уже перефотографировали вдоль и поперек.
Такой вызов мы с азартом приняли.
Всего десять дней на поиски самого красивого рассвета и самого красивого заката. Всего десять дней, чтобы познакомиться с таким близким и таким далеким полуостровом. Всего десять дней, чтобы провести их без туристических "галочек".
* * *
Наш самолет приземлился в аэропорту Симферополя. Мы выкатились на жаркое солнце, закинули легкие рюкзаки за спины, прыгнули в автобус и… Здравствуй, Крым!
Первые впечатления о Симферополе начали складываться еще по пути из аэропорта: город показался настоящим коктейлем контрастов старого и нового: человек, зажимая в руках смартфон, пробивает автобусный билет в облупившемся от времени металлическом компостере; новенькие светофоры со светодиодными лампочками внутри прекрасно уживаются на столбах, увитых паутиной проводов так плотно, будто это не нечто функциональное, а скорее арт-объект, к созданию которого приложил руки не очень трезвый Человек-Паук.
Первым делом из Симферополя мы отправились ловить закат в западной точке, у моря, возле маленького города-курорта Саки.
В Саках своя атмосфера, которая чувствуется сразу. Казалось, что это маленький заблудившийся на карте кусочек Греции.
Но нас ждало море, а значит, оттуда дальше в путь – в курортный поселок Прибой.
Успели как раз вовремя: прямо к закату. Когда солнце опустилось ближе к воде, пляж опустел и оставил нам возможность вдоволь насладиться последними красными лучами, превращающими волны в расплавленный янтарь, светящийся изнутри.
На смену солнцу уже вышел в караул месяц в сопровождении свиты из ярких южных, будто совсем низко над головой зажегшихся, звёзд.
* * *
Дальше по программе нас ждал закат в горах. Лучшим местом для этого выбрали одну из самых известных крымских гор – Демерджи. Ближайшим к ней крупным городом оказалась Алушта. Город, где царит атмосфера "постоянного отпуска". Впервые было ощущение, что отдыхающих куда больше, чем местных.
Первым делом, бросив вещи в номере отеля, отправились на море. И не снимать, а бродить вдоль длинной солнечной набережной и, конечно, купаться.
Ночью неторопливость и спокойствие дневной набережной исчезнут, а вся она превратится в одну огромную дискотеку.
Алушта нам надоела очень скоро. Но горы… Они наскучить не могут никогда. Мы трижды ловили закат в горах: в долине Привидений, на южной и северной вершинах Демерджи.
Про долину Привидений, одно из самых знаменитых туристических крымских мест, существует несколько широко известных историй и версий того, откуда взялось ее название. Одна из версий, что в темное время суток высокие, "собранные" природой в почти человеческие силуэты, скалы напоминают путникам призраков. Другая – ветер, бродящий в этих местах, запутывается в "истуканах" и издает звук, похожий на крики из потустороннего мира. Третья говорит, что в долине растут особого рода травы, которые испускают слегка галлюциногенные испарения, и человеку, решившему провести в долине ночь, может примерещиться многое.
Оставим долину ниже, а сами поднимемся в горы. Сначала на южную вершину, а затем, через пару дней, на северную. Если с первой открывается невероятный вид на море и на Алушту, то северная обращена к заповеднику на горе Чатыр-Даг и смотрит в сторону Симферополя.
В сгущавшихся с каждой минутой сумерках мы неслись к вершине по валунам и насмешливым намекам природы на дорогу. УАЗик лихо закладывал виражи, то обруливая острый выступ, то балансируя у края пропасти. Казалось, что от этого должно захватывать дух. Но нет: дух был полностью поглощен быстрой сменой нереальной красоты картин по сторонам.
С каждым новым поворотом каждый следующий вид был восхитительнее предыдущего. Но на мои восторженные возгласы наш водитель ухмылялся и просил потерпеть – скоро будет ГОРАЗДО круче. И ведь не обманул!
***
Еще одним обязательным пунктом нашей программы был день ВМФ. Точнее не сам день, а его вечер и салют в бухте Севастополя.
Решив не мучиться с самостоятельной покупкой билетов и упростить себе задачу проникнуть в нужное время на паром, обратились к турагенту.
Тут, будем честны, мы дали маху. Так как слушать визжащий голос гида в дребезжащих колонках над головой – удовольствие, мягко говоря, сомнительное. Но оно не было бы столь полным без обязательных для каждого группового тура классических "русских туристов" возраста "за 50": шумных, суетливых, прикрикивающих на молодежь, теряющихся в точках остановки и вынуждающих весь автобус ждать их возвращения.
Апофеозом была помощница организатора тура, которая прямо в автобусе собирала деньги на входные билеты на паром. Спустя несколько минут она запуталась, кто уже сдал деньги, а кто нет, перепутала, кому отдала билеты и отдала ли вообще. Пришлось немного поругаться и только после этого забрать у нее свои билеты. Хотя такое ее поведение совсем не удивляло: чуть улучив момент и думая, что на нее никто не смотрит, помощница щедрыми глотками уничтожала содержимое металлической фляжки.
Но, несмотря на все малоприятные "бытовые приключения", мы все же добрались.
Сначала до Сапун-горы – известнейшего мемориала в память о битве в тех местах во времена Великой Отечественной войны.
Наша тур-группа и гид медленно отправились обползать холм по периметру, а мы перевели дух и решили спокойно погулять собственным маршрутом.
От Сапун-горы до Севастополя ехать совсем немного: в городе мы оказались незадолго до заката. И вот тут поняли, что, несмотря на все неудобства от перемещения с экскурсией, мы все же сделали правильный выбор: праздничный Севастополь был настолько полон людей, что потеряться там было бы раз плюнуть. О том, чтобы взять такси и просто переместиться от автовокзала до набережной, откуда отходил паром, не могло быть и речи.
До салюта еще было немного времени, и мы решили побродить по городу подальше от главного места празднования. Севастополь удивлял. Спустя несколько минут единогласно решили, что в этот город обязательно надо вернуться. В другой раз. В другую поездку. Но обязательно.
А еще Севастополь показался нам братом-близнецом Санкт-Петербурга. Только, как в индийских фильмах, братьев разлучили в детстве, и один вырос в холодной и строгой семье, а второму перепало немного больше тепла, и потому он не стал таким же занудой.
Немного прогулки по вечерней набережной и… вот уже надо спешить на паром!
Чуть-чуть своим опозданием потрепав нервы собравшимся у причала пассажирам, паром доставил нас на середину бухты ровно в минуту первого залпа.
Грохот и музыка обрушились отовсюду. Небо взорвалось. И закрыло все эмоции уходящего дня рассыпающимися цветными огнями.
***
Еще одно мини-путешествие мы совершили на пароходике из Алушты в Гурзуф и обратно.
Проплывать вдоль берега Крымского полуострова настоящее удовольствие. То, что открывается при этом взгляду, хочется навсегда унести в своей памяти: высокие горы и хрупкие домики на их склонах, густая зелень лесов и торчащие из нее шпили старинных усадеб, церквей и современных "замков", качающиеся на волнах парусники и гордо восседающие на скалах чайки.
Гурзуф. Узкие улочки, увитые виноградом. Двухэтажные домики по сторонам, опоясанные рядами непрерывных балконов. Трепещущее на ветру, развешенное на крышах разноцветное белье. Нежащиеся в солнечных лучах коты. Куча магазинчиков и размахивающих еще мокрыми полотенцами отдыхающих.
Но стоит выйти из этой туристической зоны, и такая яркая картина останется в нижней части городка, что взбирается вверх по крутому склону горы.
Вверху же – высокие каменные ограды, за гроздьями винограда скрывающие вмурованные в верхние части стен осколки бутылок. Исписанные угрозами заборы. Местные, очень негативно реагирующие на фотоаппараты. Будто странное ощущения общего страха бродило здесь по улицам.
Мы поднялись в высшую точку города. И спустились обратно. И город снова изменился. Вновь внешне приветливо встретил туристической зоной. Но все же мы были рады, когда наш пароходик прощально посигналил городу и отошел от причала.
***
В практически пустом шустром маленьком автобусе мы двинулись в Ялту. Прямо в пути выбрали и забронировали квартиру, договорились с хозяйкой и спустя два часа уже оставили рюкзаки и отправились знакомиться с городом.
И влюбились. Сразу. С первых шагов по ее плиточной мостовой. Следующие дни только усилили это чувство, и к моменту расставания с городом делать это не хотелось категорически.
Но о расставании было думать еще рано, а пока можно было вдоволь насладиться новыми закатами в горах и предвкушать главное – морской рассвет.
Первый ялтинский закат мы встретили у моря, увидели, как вдоль побережья зажглись огни. Как засветились окна ресторанов и фонарики на палубах пришвартованных на набережной яхт. Ночная Ялта отличалась от ночной Алушты: здесь царила атмосфера курортного европейского города.
Днем мы извилистыми улочками шатались по старому городу, а к вечеру вновь возвращались в горы, провожать солнце.
Сначала на вершину Ай-Петри, откуда открывается изумительный вид на город внизу.
Одна из важных достопримечательностей Крыма – это канатная дорога, соединяющая вершину горы и ее подножие вблизи поселка Мисхор, недалеко от не менее знаменитого Ласточкиного гнезда. Раз уж решили разобраться хоть с одной галочкой – канаткой – то за компанию попросили таксиста остановиться и у этого открыточного вида.
Дорога наверх закрывается уже в 7 часов вечера, в обратную же сторону работает до последнего посетителя. Потому внизу мы поймали такси и рванули наверх. По узким серпантинам, подразумевающим двустороннее движение. Без разметки. В сгущающемся сумраке подступившего к дороге леса. С водителями, могущими потягаться с индийскими авторикшами. И вот тут мы с ностальгией вспомнили наши поездки на армейских УАЗиках по бездорожью на Демерджи: теперь они казались райским наслаждением. Когда мне начало казаться, что эти безумные горки не закончатся никогда, наш водитель лихо затормозил у верхнего входа. У нас оставалось даже еще немного времени на прогулку.
Сама канатная дорога разочаровала. Яркие кабинки, набитые под завязку. Объявленная "вагоновожатым" скорость спуска в 8 метров в секунду, совершенно не чувствуемая внутри кабинки. Виды внизу? Но с вершины они гораздо интереснее. Нет, такое путешествие мы повторять больше не станем. И уж тем более своих денег (500 рублей с человека в одну сторону) оно не стоит.
Другой ялтинский закат совершенно случайно мы тоже встретили на возвышенности, но под Ай-Петри.
Маленький ялтинский зоопарк не поражает воображения сотнями экзотических видов животных или огромными территориями. Но поражает своей атмосферой. Небольшой, уютный. Похожий скорее на парк при дворце какого-нибудь восточного султана. Животных здесь можно погладить, покормить, а в контактном загоне и совсем близко пообщаться с козлятами или поросятами. Наглые черные лебеди вырывают пучки укропа прямо из рук. Проворнее них справляется разве что жираф. И все это спряталось среди тенистых аллеек, раскрашенных разноцветной плиткой дорожек. В небольшом и совершенно замковом парке бьют фонтаны и чирикают птицы. Тихий вечер в маленьком чудесном саду прямо у подножья огромной горы.
***
Моя история подходит к концу, хотя рассказать хочется еще о многом. О том, как ночью мы бродили по долине Привидений. О том, как оживают статуи на ялтинской набережной или о старичке, устроившем прямо на улице "кабинет" и предлагающем услуги психотерапевта и астролога. О приветливых местных жителях и о том, что за все время ни от одного водителя маршрутки или такси мы не услышали брани или мата в адрес других водителей. Но вы уже устали читать. А я еще не рассказала о самом главном: о рассвете у моря.
О времени, когда просыпается любимый город. О том, как солнце медленно выползает из-за горы, чуть левее уже потухшего маяка. О том, как у воды собираются рыбаки. Сидят и молчат. Здесь важна не рыба, а процесс. Скоро они встанут и отправятся по своим делам. Кто-то встанет за прилавок магазина, кто-то сядет за руль автобуса. Но здесь они наберутся того самого чувства спокойствия, которое потом, в течение всего дня будет давать им сил не срываться на подрезающих водителей или на привередливых покупателей.
На почти пустой набережной еще играет гитарист и осталась еще несколько уже спящих на плечах друг у друга танцующих пар. Солнце поднимается все выше и разбрасывает солнечных зайчиков среди витрин и струй воды утренних поливалок. Дворники шаркают метлами и медленно просыпаются уснувшие прямо на пляже охранники и их собаки.
С каждой минутой город оживает. И мы как сторонние наблюдатели и как часть этого утра. Две большие белые собаки, увязавшиеся за нами от начала прогулки и до самого ее конца, наши камеры и становящиеся все горячее лучи поднимающегося солнца. Последнее утро в Ялте. Последнее утро в Крыму. Утро, стоящее всей этой поездки. Утро, в которое мы будем мечтать вернуться долгими зимними вечерами. Утро, в которое мы однажды обязательно вернемся. Пока-пока, Крым. И жди нас снова. Обязательно жди.