Осень принесла нашему сибирскому городу не только холод, дожди и непогоду, но и одну из самых интересных и потрясающих выставок этого года. Ведь работы Марка Шагала, одного из известнейших авангардистов двадцатого века, способны пробудить яркие и волнующие чувства в любом посетителе.
Среди авангардистов всегда было достаточное количество художников, умеющих поразить своим творчеством: Малевич, Кандинский, Татлин – перечислять можно долго. Но Марк Шагал выделяется даже из их числа своими работами. Ведь когда оказываешься среди произведений этого художника, словно попадаешь в совершенно другой мир, где каждая деталь подобрана к месту, царит спокойствие и комфорт. Эту неповторимую атмосферу создают литографии, в которые мастер вложил всю свою душу. Любой пришедший на экспозицию посетитель, даже случайный, тщательно вглядывается в картины и чувствует полное единение с идеей автора. Наверное, это можно объяснить его пониманием Святой книги – настолько пронзительным и ясным, что не узнать в литографиях библейские моменты просто невозможно.
Одно из самых красноречивых и ярких произведений, на мой взгляд, это "Давид и Вирсавия". Любой, кто вспомнит библейский сюжет, будет поражён тем, насколько точно образ великого еврейского правителя, запечатлённого на литографии, совпадает с тем, что возникает в голове при прочтении Книги, – грозный, решительный, властный. И этот тяжёлый взгляд действительно видит тебя насквозь. Однако вторая половина лица, без всякого сомнения, принадлежит несчастной Вирсавии, чья красота стала проклятием и пленила разум Давида, заставив совершить страшный грех – сгубить мужа Вирсавии. Всё произведение выдержано в тёмных тонах, как и вся эта ситуация: одного взгляда на литографию достаточно, чтобы понять насколько точно Марк Шагал уловил мгновение первой встречи Давида и Вирсавии. И так – в каждой литографии, в каждом витраже почти шестидесяти произведений, представленных на выставке и гарантирующих вам целую бурю эмоций.
Почему же каждому человеку, хотя бы раз открывавшему Святую книгу, настоятельно рекомендуется посетить выставку? Во-первых, конечно же, из уважения к общепризнанному гению художника, не вписывающемуся ни в какие границы национальных или художественных направлений. Во-вторых, из-за особенного места, которое занимала Книга книг в жизни самого мастера. Она была для него неиссякаемым источником вдохновения. И многолетним опытом труда над произведениями: как отстранёнными от Ветхого и Нового завета, так и непосредственно основывающимися на нём, вылившиеся в потрясающие душу работы. В-третьих, это уникальная коллекция, специально собранная по частным европейским музеям для выставки, отражающая взгляд Марка Шагала на Священное писание. И, наконец, в-четвертых, – литографии Шагала, когда разглядываешь их вживую, играют особым светом. Все они проникнуты той неповторимой атмосферой предельной и совершенной простоты и человечности. Именно на ней вы обязательно найдёте то, что всегда жило где-то внутри вас, и, скорее всего, как раз оно отзывалось чем-то родным при прочтении Библии.
В общей сложности вниманию гостей представлено двенадцать эскизов к витражам синагоги медицинского центра Хадасса в Иерусалиме, а также сорок литографий, иллюстрирующих Библию. Оказывается, сам Шагал начал работу над этими произведениями ещё в начале 30-х годов, а завершил только после окончания Второй мировой войны. По воспоминаниям художника, это был невероятно тяжёлый труд, продолжавшийся более чем двадцать лет, потребовавший от него не только колоссальных физических усилий, но и крайнего духовного напряжения. Это становится особенно заметно, если учесть тот факт, что работая над данной серией, Шагалу пришлось овладевать инновационными технологиями литографии и витража.
Так что же есть "литография"? Простыми словами – это раскрашенный кусочек металла. Что есть литография для Шагала?.. Это способ передать самые глубокие чувства. Это отточенный до совершенства механизм, где каждый штрих – не случаен, а каждый образ – выстрадан годами самосовершенствования, и сюжет впитан с "молоком матери".
Сам великий мастер, по собственным воспоминаниям, с юности увлекался техникой печатной графики. Ему всегда хотелось поделиться своим творчеством с максимальным количеством людей, и именно графика открыла перед ним эту возможность. Для освоения этого мастерства художнику пришлось отправиться в начале двадцатого года в Германию. Там он целый год проводит в цеху известнейшего мастера гравюры Германа Штрука. Под его руководством Шагал осваивает технику офорта, сухой иглы, ксилографии и многих других очень непростых, но незаменимых в избранном им направлении творчества. Из воспоминаний Марка Шагала об этом обучении: "Когда я брал литографский камень или медную доску, мне чудилось, что у меня в руках талисман. Казалось, что мне удастся поместить на них все свои печали и радости… Можно неплохо рисовать, но не чувствовать пальцами самый нерв литографии, не говоря уж о том, что любой штрих гравюры должен выявлять всю специфику не имеющего ничего общего с ремесленной ловкостью".
Но даже после прохождения этого обучения великий мастер не сразу пришёл к передаче своего видения библейских сюжетов. Сначала он попробовал свои силы, создав серию литографий к сказкам "Тысяча и одна ночь". Благодаря этой пробе получилась одна из наиболее ярких и красочных коллекций, позволяющая ощутить весь непередаваемый колорит Востока через богатство смешения цветов. Библейские же литографии в значительной мере выдержаны в менее красочной палитре. Но они выигрывают своей глубиной и одухотворённостью. Для себя я отметил, что Марк Шагал, скорее, не иллюстрирует Библию, а словно сам повествует, изредка делая паузы, чтобы набросать свои зарисовки событий. Иногда даже кажется, будто герои его произведений навеяны воспоминаниями художника о малой родине: городе Витебске, с его седобородыми стариками и женщинами в платках и длинных юбках. Однако именно эти образы и помогают нам ближе и понятнее ощущать, насколько эпичность Библии сплетается с традиционным русским колоритом.
Каждый решает для себя сам, как должен выглядеть тот или иной сюжет Священной книги. И невозможно гарантировать, что всем без исключения понравится литография или витраж Марка Шагала. Единственное, в чём можно быть действительно уверенным, так это то, что никто из посетивших выставку "La Bible" не уйдёт из галереи разочарованным.