"Макдоналдс" в России давно стал синонимом слова "фастфуд" (ну, примерно, как у нас "подорожник" – это любой бутерброд в принципе), а рекламную песенку про "Биг-Мак" наизусть помнит каждый второй кемеровчанин, большинство из которых его даже не пробовало. "Две мясных котлеты гриль, специальный соус, сыр, огурцы, салат и лук, всё на булочке с кунжутом", – пробивается из подкорки моего сознания жизнерадостный голос, незатейливо напевающий эти слова и возвращающий меня лет на десять назад, когда из известных в Кузбассе франшиз быстрого питания была разве что "Нью-Йорк Пицца", да и та к моменту запуска сей рекламы на ТВ уже успела закрыться.
Много воды утекло с тех пор, солнце сменило тысячи лун, курица из Кентукки и бургеры из Лос-Анджелеса прочно обосновались не только в городах области, но и в наших желудках, а самый крупный фастфуд страны по-прежнему игнорировал угольный край России. До недавнего времени. Рональда Макдональда, конечно же, все ждали в Кемерове, однако старый клоун сделал хитрую рокировку и всех переиграл, первым делом появившись в Новокузнецке.
Яркий, чистый, пустой. Таким я увидел первый "Макдоналдс" в Кузбассе. Улыбающийся персонал, разноцветные воздушные шары, шум шкворчащего фритюрного масла справа на кухне и ни одного посетителя. Идеально убранные столы и приветливо мягкие диваны ждали журналистов – нас пригласили сюда за день до официального открытия ресторана. То и дело заходившим в большие стеклянные двери случайным – залётным – гостям вежливо объясняли, что "пока рано", те удалялись в расстроенных чувствах, чтобы вернуться на следующий день.
Вообще, "Макдоналдс" в новокузнецкой "Планете" – лишь начало, первый ресторан по системе франчайзинга в Сибири. В течение ближайших пяти лет их популяция будет только расти, и вслед за Новокузнецком самый известный фастфуд придёт в Кемерово – уже в декабре текущего года. После будет Томск и Барнаул. В каждом из городов, по уверениям владельцев, откроется несколько точек, но вот сколько именно – это пока загадка. Известно, что в общей сложности появится около двадцати предприятий, однако ещё неясно, каким образом они распределятся между названными городами.
На демо-версии открытия нам рассказывали о самой компании, сотнях ресторанов по всей стране, тысячах людей, занятых здесь работой, миллиардах посетителей, которых удалось обслужить за двадцать пять лет в России. Не имеет смысла вдаваться в подробности всего этого, иначе получится краткий пересказ статьи из "Википедии". Меня больше интересовала экскурсия на кухню, чтобы увидеть внутренности "Макдоналдса", святая святых, где сэндвичи собирают за пятьдесят секунд.
Нам выдали белые халаты, бахилы, невидимые сеточки для волос (в этот момент я почувствовал себя ведущим программы "Ревизорро") и с некоторой торжественностью открыли дверь, на которой красовалась надпись "Служебный вход". Роль экскурсовода взял на себя Виталий Пузиков – директор местного ресторана, молодой статный парень двадцати двух лет, высокий и с широкой костью. Его щёки словно натёрли свёклой – он волновался.
Виталий приехал к нам из далёкого Магнитогорска. Свою карьеру он построил за четыре года и сейчас является идеальным примером эффективности американской модели франчайзинга. С белозубой улыбкой, управляющий штатом из пятидесяти человек, нынешний директор пришёл в "Макдак" в 2011 году, будучи студентом третьего курса.
Теперь это его первая руководящая должность, отсюда и волнение: ресторан нужно презентовать десятку незнакомых людей.
Любая кухня любого "Макдоналдса" начинается с раковины. Над ней – памятка, с какой периодичностью и как именно стоит мыть руки, но в обязательном порядке – каждый час. Виталий читает лекцию о соблюдении чистоты, порядке и строгой гигиене. Некоторые скептически улыбаются.
Чуть позже мы узнаём, какая из машин за что отвечает: здесь румянятся булочки, там жарится мясо, причём, без масла, тут – картошка фри. Фритюрное же масло близко по своим свойствам к оливковому и является в какой-то степени уникальным: в ритейле его не найдёшь. Нам рассказывают, почему в ресторане не используют СВЧ-печи: они "портят" полезные свойства продуктов. К примеру, булочки, привезённые замороженными из Москвы, размораживают при комнатной температуре. Котлеты из говядины ни в коем случае не разогревают, а жарят специально для каждого бургера. Если котлета "ломается", она тут же отправляется в утиль, поэтому на дне мусорного бака покоится целая гора мяса. Аж слеза наворачивается.
Более восьмидесяти пяти процентов продуктов, из которых готовят в "Макдоналдсе", производят в России. Исключение составляют лишь отдельно взятые категории: к примеру, картофель тут только из Польши. Нам поясняют, что из нескольких сотен сортов белорусского золота используют около десяти видов – остальные не подходят по разным причинам.
Заканчивается экскурсия возможностью собрать собственный "Биг-Мак" под руководством наставников, которые тратят на этот сэндвич не больше пятидесяти секунд своей жизни. Ничего сложного: семнадцать секунд румянишь булочки, выкладываешь их на тостерную бумагу, закладываешь мясо. Пока оно жарится сорок пять секунд, выдавливаешь соус на нижнюю и среднюю части булки. В голове выстраивается алгоритм: на низ – сухой лук, сверху салат, плавленый сыр, на середину – сухой лук, салат, два кусочка солёного огурца. Котлеты готовы, последовательно собираешь башню, аккуратно ставишь в картонную коробочку. Всё. Не пятьдесят секунд, но две минуты с лишним тоже хороший результат – для новичка.
– Поздравляю, вы приготовили свой первый "Биг-Мак" в Кузбассе, – улыбается мне вмиг ставшая бывшей наставница.
– И надеюсь, что последний, – бурчу я в ответ.
– Ну, почему же…
Что ж, обнадёживающе.
Как известно, "Макдоналдс" уделяет большое внимание благотворительности, поэтому на открытии одна из школ-интернатов Новокузнецка получила пожертвование в размере трёхсот тысяч рублей. И пускай не все любят фастфуд, но за такой подарок благодарны будут многие.
Помимо этого, на самом открытии не произошло ничего удивительного. Для новокузнечан (как это принято на различных открытиях чего-либо в Кузбассе) устроили "настоящий праздник", о чём не постеснялись упомянуть в своих речах. Рассказали об уникальности ресторана: ведь он появился не в областной столице, где всё чаще всего появляется в первую очередь, а на юге области. Поведали, насколько важно для нашего края сотрудничество с такими гигантами сети быстрого питания, как "Макдоналдс". Выразили надежду на то, что уровень продукции не только сохранится, но и даже вырастет. И, конечно же, провели миллион конкурсов, конкурсов, конкурсов. Не имеет смысла говорить и о том, что был всеобщий ажиотаж и толпа народа. В общем, перефразируя слоган: "Всё то, что мы любим".
Теперь ждём прихода Рональда Макдональда в Кемерово. Осталось не так уж и много времени, ведь зима близко. Да и "Биг-Мак" сам себя не приготовит.