Реверсивное движение в Кемерове: как это работает

26 января 2015 г., 16:37

Реверсивное движение – это прогрессивный и подсмотренный на Западе способ борьбы с дорожными заторами. Кемеровские чиновники взяли на себя смелость первыми за Уралом ввести реверс, чтобы разгрузить проблемные направления. Однако не обошлось без привычной российской действительности: погодные условия и прочие атрибуты нашей реальности не позволили вовремя запустить проект, и начало эксперимента пришлось перенести на весну. А пока есть время, мы разберёмся, что такое реверсивное движение и как оно работает.

Теория

Дороги с реверсивным движением имеют обычно одну-две полосы, по которым транспорт может передвигаться в противоположных направлениях. Они меняются, согласно дорожной ситуации. Реверсивные полосы располагаются в центре проезжей части.

Такое движение призвано разгрузить дороги, увеличив пропускную способность. Чаще всего направление по реверсивной полосе выбирается в зависимости от времени суток. В утренний час пик транспорт пускают в одну сторону, вечером – в обратную.

Такая мера представляется целесообразной, поскольку в большинстве городов различных стран мира утренние и вечерние пробки вызваны трудовой миграцией населения. Утром – на работу, вечером – домой.

Кроме того, реверсивное движение выручает на тех участках дороги, где расширить проезжую часть невозможно – например, на мостах и тоннелях. Хотя есть и примеры автобанов с реверсом.

Впервые полосы с реверсивным движением появились в Вашингтоне в 1903 году. Самая известная такая улица – Коннектикут-Авеню, ведущая к Белому дому. По реверсивной полосе можно двигаться с 07:00 до 09:30 в одном направлении и с 16:00 до 18:30 – в другом. Очевидно, за сто лет жители Вашингтона настолько привыкли к организации движения, что им достаточно вот такой информационной таблички на столбе.

Опыт столицы США активно применяется в странах Северной Америки и Австралии, реже – в Европе. Технически реверсивное движение устраивается несколькими способами. Наиболее простой – это специальные светофоры, знаки и разметка. Светофоры вывешиваются над каждой полосой и на доступном каждому языке сигнализируют: зелёная стрелка – ехать можно, красный крест – не стоит.

Существуют более сложные и, соответственно, более затратные способы, но они же надёжнее и безопаснее. Бывает, потоки разделяются различными барьерами, которые передвигают дорожные службы. Вот такая специальная машина перемещает бетонные разделители на пути из Бруклина в Нью-Йорке. В некоторых случаях барьеры остаются неподвижными, а контролируется только въезд на полосы.

Реверсивные полосы кажутся гениальным методом борьбы с пробками, однако у него есть один серьёзный минус – небезопасность. В Америке реверсивные полосы прозвали "дорогами самоубийц". Поскольку невнимательность одного водителя может привести к лобовому удару – наиболее опасному столкновению. Именно недисциплинированность российских водителей называется одной из главных причин низкой эффективности реверсивного движения в городах России. Хотя в Москве этот метод включён в транспортную программу города, и за последние несколько лет в столице появилось сразу несколько дорог с реверсом.

Практика

Летом 2013 года в Кемерове был создан Центр организации дорожного движения. Задача этой муниципальной организации – оптимизировать движение транспорта в городе и разгрузить дороги. Поскольку инфраструктура уже с трудом справляется со 170 тысячами личных автомобилей кемеровчан (данные – август 2014-го).

В качестве одной из мер ЦОДД предложил как раз реверсивное движение. Довольно смелый вариант, так как подобные инициативы выдвигались и в более проблемных сибирских городах (Новосибирске, Красноярске), но до реализации проектов дело так и не дошло.

В Кемерове реверс появится на одной из центральных магистралей – Советском проспекте. На первом этапе речь идёт об участке между улицами Красной и Соборной (ЗАГС), где регулярно собираются пробки. По данным, озвученным летом прошлого года главой ЦОДД Владимиром Вильчиковым, утром плотность потоков в центр города на этом участке больше в три раза, чем из центра. Так, за час в сторону центра проезжают до 1.800 автомобилей. Подсчёты специалистов говорят о том, что реверсивная полоса позволит пропускать дополнительно по 500 машин в час.

На данном участке Советского – четыре полосы движения: по две в каждом направлении. Вторые полосы (те, что дальше от обочины) превратятся в реверсивные. Таким образом, в утренние часы три полосы будут двигаться в центр, а одна – обратно. Вечером уже три другие полосы поедут в сторону спальных районов.

23 января 2015 года руководство ГИБДД Кузбасса озвучило новые сроки запуска реверсивного движения – весна этого года. Ранее планировалось запустить его в ноябре. Однако, по данным Госавтоинспекции, случилась заминка с проектной документацией и торгами, в результате чего подрядчик не успел выполнить подготовительные работы до наступления зимы.

Исполнители заказа уже смонтировали реверсивные светофоры и выполнили часть других работ. Осталось установить знаки и светодиодное информационное табло. Но, так или иначе, придётся ждать весны, когда можно будет нанести специальную разметку на дорогу.

В ГИБДД подчеркнули, что возьмут на особый контроль вопрос надзора за экспериментальным участком, поскольку для большинства кемеровчан реверсивное движение – вещь незнакомая. А о внимательности и дисциплинированности местных водителей можно судить по другому нововведению от ЦОДД. Так, часть улицы Каменской в октябре 2014 года сделали односторонней. Однако, не обращая никакого внимания на "кирпич", многие водители ехали против движения.

В данный момент Госавтоинспекция совместно с мэрией прорабатывает меры контроля за соблюдением правил проезда реверсивных полос. В первую очередь на указанном участке будут дежурить экипажи ДПС. Коллеги из Москвы предложили местным полицейским первое время выставлять на дорогу сигнальные фишки.

Кроме того, выяснилось, что есть уже и дальнейшие планы по устройству реверсивного движения в Кемерове. Изначально планировалось продлить реверсивные полосы до улицы 50 лет Октября, но помешал финансовый аспект. На нынешний, укороченный, вариант ушло 4,1 млн рублей.

В будущем же есть идея продлить полосы дальше по Советскому проспекту – так, чтобы появилась возможность проехать из Заводского района в сторону Ленинского, напрямую через площадь Советов. Точных сроков в ГИБДД предусмотрительно не назвали, но это – планы ближайших лет.

Фото: Александр Патрин, Google.Images
Автор: