Одним морозным январским утром на правом берегу Томи в Кемерове было только и разговоров, что об аэросанях. Долгожданная новинка кузбасского производства, призванная помочь кузбасскому МЧС справляться с различными видами задач во время паводка, наконец, была представлена во всей красе перед многочисленной публикой. Посмотреть на чудо техники своими глазами отправились и корреспонденты VSЁ42.
На презентации были представлены две модели аэросаней – "Нерпа 550" и "Экспедиция" 650К.
"Нерпа 550" – небольшие аэросани с одним бензиновым двигателем мощностью 300 лошадиных сил, грузоподъёмностью 900 килограммов и стоимостью 2.800.000 рублей. По воде "Нерпа" развивает скорость до 75 км/ч, а по снегу – до 120 км/ч.
"Экспедиция" – аэросани больших размеров и, соответственно, большей вместительности – 10-15 посадочных мест. Два бензиновых двигателя по 300 лошадиных сил позволяют "Экспедиции" развивать скорость по воде до 90 км/ч, а по снегу – до 120 км/ч. Стоит такая модель значительно дороже – 3.800.000 рублей.
По словам Михаила Минаева, конструктора и руководителя компании ООО "Аэросани", техника является практически непотопляемой. Всё дело в том, что корпус новинки выполнен из алюминиевого сплава, а внутренние полые части заполнены пенопластом, что позволит спецсредству держаться на плаву даже в случае полученных повреждений.
Первому испытать в деле аэросани довелось заместителю губернатора Кемеровской области Максиму Макину. Сначала Максим Александрович выступил в роли пассажира, но затем занял место за штурвалом, чтобы на собственном опыте узнать, как работает спецтехника кузбасского производства. Осыпав всех присутствующих снежной пылью, первый заместитель губернатора отправился нарезать круги по замёрзшей Томи и пугать немногочисленных любителей зимней рыбалки и их добычу: в работе аэросани оказались довольно шумными.
– Ощущения очень интересные, техника позволяет ехать по льду, по снегу, тут же переходить на воду. Такая вездеходная техника нужна в условиях Сибири.
Этот проект решает два вопроса: во-первых, у нас имеются отсекаемые территории, как, например, в Крапивинском районе, в Междуреченске. В период ледостава или ледохода лодки просто не перейдут реки, а у нас имеются населённые пункты, которые находятся на другом берегу реки. В такой ситуации доставка туда возможна только вертолётом, а вот эта техника позволяет в подобных условиях спокойно пересекать реку, заходить на берег. То есть это и доставка продуктов, вещей, в случае необходимости – эвакуация.
Губернатором Кузбасса Аманом Тулеевым уже принято решение о приобретении такой техники. В этом году снега очень много, так что аэросани нам, скорее всего, пригодятся уже в ближайшее время.
Второй вопрос, который решает этот проект, – импортозамещение. Сейчас очень много об этом говорится, но очень мало делается. А данный проект можно считать реальным импортозамещением. Продукт полностью сконструирован и построен у нас, в Кузбассе, комплектующие – на 90% российские. К тому же, эта техника на сегодняшний день очень востребована, потому что в условиях суровой российской зимы без неё просто не обойтись.
Сегодня у этой компании заказы уже расписаны до ноября текущего года. И это в условиях нынешних сложностей, связанных с санкциями. Сейчас мы будем решать вопрос о привлечении инвесторов, чтобы удовлетворить потребности всех заказчиков, – отметил замгубернатора.
Стоит отметить, что данное производство сертифицировано и классифицируется как спецсредство, поэтому на него необходимо получать права. Всего же модельный ряд насчитывает порядка 13 моделей, стоимость которых варьируется от двух до четырёх миллионов рублей.
И всё-таки, несмотря на оценку замгубернатора Максима Макина, пользоваться аэросанями будут, конечно же, сотрудники ГИМС МЧС России, и именно их мнение о спецтехнике является приоритетным.
Своей оценкой аэросаней с журналистами поделился первый заместитель начальника Главного управления МЧС России по Кемеровской области Евгений Дедюхин.
– Конечно, если говорить о пригодности аэросаней для спасательных операций, то здесь нужна определённая доработка. На данный момент техника не совсем эффективна при некоторых видах спасательных операций.
Сейчас мы займёмся разработкой техзадания для компании, чтобы в следующей модификации функционал данной техники был расширен. В первую очередь нужно изменить вместимость: мы ведь можем перевозить не только людей, но и животных. Будут соответствующие технические рекомендации.
Я думаю, что, после того как мы начнём совместную работу с производителем, все недочёты удастся решить, потому что уже сейчас мы видим, что работа проделана огромная, и технику нужно лишь довести до ума, – отметил Евгений Борисович.
Несмотря на то, что презентация аэросаней прошла успешно, техника получила в целом положительные отзывы, о том, насколько она будет полезна в период паводка уже ближайшей весной, сказать сложно не только простому обывателю, но специалистам.
Ещё один вопрос – сколько продлится разработка техзадания, усовершенствование аэросаней и возможно ли будет реализовать все требования МЧС на базе уже имеющихся моделей. И именно скорое и успешное решение этих задач позволит компании не только принести пользу нашему региону, но и реализовать планы по выходу на российский рынок.