Лариса Завьялова работает старшей медицинской сестрой в отделении гематологии (гематологии и химиотерапии) Кузбасской областной клинической больницы имени С. В. Беляева. Ее стаж в этом подразделении уже около 14 лет.
Медработник рассказала редакции VSE42.Ru о том, как она и ее коллеги справляются с нагрузкой и почему в работе с онкологическими больными роль медсестры особенно важна.
– Лариса Валерьевна, расскажите об отделении, где вы работаете.
– В отделении гематологии (гематологии и химиотерапии) находятся онкогематологические пациенты, то есть люди с заболеваниями крови. Мы проводим им плановую химиотерапию. Многие проходят у нас курсы несколько лет подряд. К этим пациентам нужен особый подход. От химиотерапии идет много побочных эффектов: облысение, тошнота, сильная вялость. Внимание к пациентам нужно тщательное, например, даже кожные покровы и слизистые требуют особого ухода. И, конечно, им нужна психологическая поддержка.
– Какова роль медсестры в этом процессе, на ваш взгляд? Не секрет, что роль среднего и младшего медперсонала часто недооценивается.
– Врач провел осмотр, сделал назначения, а дальше с пациентом работает медсестра. Она его видит круглые сутки: контролирует показатели жизненно важных функций перед лечением, в момент процедур, после них. Все наблюдения на среднем медперсонале, а уже потом эти данные передаются врачу. От медсестры во многом зависит психологический настрой тяжелых пациентов. Я всегда говорю своим медсестрам о том, что если человек подошел, то не нужно ему отказывать: "Потом, я занята", хотя работы действительно очень много. Важно уделять время на общение с больными, душевно к ним относиться.
– Получается, что знаний и навыков медсестре тоже нужно очень много. Где всему этому можно научиться?
– Минимум раз в пять лет медсестры должны повышать квалификацию, это очень важно. Раньше была возможность проходить только курсы сестринского дела в терапии, но последние два года я и медсестры отделения обучаемся по программам Фонда семьи Тиньковых. Они разработаны именно для тех, кто работает с пациентами с заболеваниями крови. Это дает возможность получить более глубокие знания о заболеваниях, которыми страдают наши пациенты, разобраться в специфике проведения химиотерапии и узнать тонкости ухода за онкогематологическими больными.
Я уже дважды была на разных программах от Фонда семьи Тиньковых в Москве и один раз в Санкт-Петербурге, и полученные знания потом передавала другим сотрудникам. Профессиональную программу повышения квалификации прошли также 12 медсестер нашего отделения. На обучении дается много информации, но в доступной форме. Кроме того, практика проходит на базе ведущих российских центров, например, Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева.
Много профессиональных секретов, упрощающих работу, дает общение с коллегами из других регионов.
– Имеет ли такое обучение значение в качестве профилактики выгорания сотрудников?
– Конечно! Работа у нас непростая. Многие пациенты приходят к нам много раз, мы их хорошо запоминаем. И если они уходят из жизни, часто плачем. Иногда бывает так тяжело, что задумываешься о переходе в другое отделение, где все более стабильно. Но нужно находить выход из этого состояния. Своим медсестрам я говорю, чтобы они обязательно отвлекались от работы: находили увлечения, ходили в кино или театр, гуляли. И вот такие выездные обучения, где есть возможность побывать в другом городе, пообщаться с коллегами и немного отвлечься от повседневности, тоже дают силы работать дальше.