Не нужно быть экспертом в области экономики, чтобы утверждать о ежегодном росте цен в магазинах. Это, мягко говоря, неприятное явление хоть и стало уже привычным, но вызывает немало вопросов. Например, почему Банк России, как главный финансовый регулятор в стране, не может эти самые цены заморозить или даже снизить? Или как между собой связаны ценники в магазинах и проценты по кредитам? Ответы на эти и другие актуальные для многих россиян вопросы дает "Медиакорсеть".
Пожалуй, когда речь заходит об экономике, одним из самых распространенных вопросов является "А почему бы просто не заморозить цены?". Ведь тогда, по мнению задающих его людей, наступит настоящий рай на Земле.
Увы, если цены перестанут расти, последствия будут печальными. И вернутся, казалось бы, навсегда ставшие историей полупустые прилавки в магазинах и очереди за дефицитом. Причина такого экономического апокалипсиса – нарушение экономического равновесия. Звучит сложновато, поэтому без примера не обойтись.
Допустим, есть два схожих товара (условно назовем их А и Б), которые отличаются друг от друга только цветом. И в какой-то момент потребители массово перестают покупать товар А, потому что товар Б им нравится больше, даже несмотря на его более высокую стоимость. При рыночной экономике спрос на товар А резко упал, что привело бы к убыткам для его производителей. И чтобы этого избежать, им пришлось бы или снизить цену (пытаясь тем самым привлечь покупателей), или тоже выпускать пользующийся популярностью товар Б. В конечном счете это бы выровняло ситуацию на рынке.
Если же цены на товар А и Б будут заморожены государством, то у производителей первого не будет смысла что-то менять. И они продолжат его выпускать, как и раньше, не переключаясь на товар Б. Поэтому объем последнего не увеличится, что вкупе с большим спросом приведет к жуткому дефициту, который в конечном счете затронет и другие товары и услуги на рынке. Таким образом, заморозка цен – не самый лучший вариант.
То же самое можно сказать и об искусственном уменьшении цен. На первых порах видеть дешевеющие товары и услуги потребителям будет, конечно, приятно. Но в итоге подобный "ценопад" ударит по самим потребителям.
Произойдет это следующим образом. Прекрасно зная, что завтра товары будут дешевле, чем сегодня, люди ради экономии будут откладывать покупку на завтра, послезавтра, следующую неделю и так далее. В связи с этим производители не получат свои деньги и останутся без средств для выплаты зарплаты работникам и покупку сырья для выпуска следующих партий продукции. А значит, людей ждет дефицит, безработица и прочий экономический ад.
У многих людей одно только слово "инфляция" вызывает негатив. Между тем это явление оказывается полезным для экономики. Конечно, в разумных пределах.
Эксперты считают небольшую стабильную инфляцию одним из драйверов роста экономики. При таком раскладе вместе с ней растут доходы всех, в том числе каждого конкретного человека. Когда инфляция находится на стабильном уровне, предприятия могут планировать свою дальнейшую деятельность, а потребители – грядущие доходы и расходы. По мнению специалистов, для России оптимальный уровень годовой инфляции составляет 4%.
– Цель Банка России – обеспечение ценовой стабильности, удержание инфляции вблизи 4%. Низкая, предсказуемая инфляция является необходимым условием для сохранности доходов и сбережений. Все решения по ключевой ставке, которые принимает Совет директоров Банка России, направлены на достижение нашей цели по инфляции, – говорит Алексей Заботкин, директор департамента денежно-кредитной политики Банка России.
В этом плане прошлый год стал для российской экономики рекордным: инфляция составила 2,5%. Данные этого года говорят о том, что потребительская инфляция составит от 3,8% до 4,2%. Удержать рост цен вблизи целевого уровня – главная задача для Банка России.
При этом нужно понимать, что инфляция является величиной усредненной. И когда говорится, что она составила 4%, это вовсе не значит, что все товары и услуги подорожали именно на 4%. Цены на одни из них выросли больше, на другие – меньше. Речь идет об определенной потребительской корзине, которая в целом приросла в цене не больше чем на 4%. Именно этой цели и придерживается Центробанк.
Нередко люди сталкиваются со следующей ситуацией: цены в магазинах растут быстрее, чем об этом говорит статистика. Поэтому у них возникает предположение, что официальные данные недостоверны. На самом деле в первую очередь потребители обращают внимание на товары, которыми они чаще всего отдают предпочтение. Соответственно, их подорожание и ощущается сильнее.
Статистика же – наука беспристрастная и учитывает изменение цен на всю продукцию. И если подорожание предпочитаемого товара оказалось выше объявленной инфляции, никакого обмана тут нет. Значит, другие товары подешевели, потянув за собой вниз усредненное значение.
Кроме того, инфляция носит личностный характер. Если люди с более высокими доходами предпочитают заграничную продукцию, то из-за роста курса валют инфляция для них окажется выше среднестатистической.
Говоря об инфляции в нашей стране, стоит напомнить методологию ее подсчета. Она такая же, как и в большинстве стран мира. За основу берется набор необходимых человеку товаров и услуг, который называют потребительской корзиной. Она "вмещает" в себя более 500 товаров и услуг.
Кроме того, при расчете инфляции учитывается то, как часто человек покупал товар или пользовался услугой. Оно и понятно: еду и квартиры покупают с разной периодичностью.
Будучи главным финансовым регулятором в стране, Центробанк следит за колебаниями потребительских цен и выступает за стабильно низкую инфляцию. Для этого он реализует денежно-кредитную (ее еще называют монетарной) политику. Основным инструментом Банка России для этого является ключевая ставка – процент, под который коммерческие банки кладут деньги в Центробанк или занимают их у него. Уровень ключевой ставки подсчитывают эксперты Банка России, которые в своих действиях руководствуются сдерживанием инфляции в определенном для нее коридоре. Это помогает росту и развитию экономики страны.
Грубо говоря, с помощью ключевой ставки Центробанк определяет, сколько стоят деньги. Если ставка растет, то растут и кредиты. А раз кредиты дорожают, то и деньги дорожают. Видя это, потребители начинают себя ограничивать и откладывают крупные покупки до лучших времен. Из-за этого сначала снижается спрос, а вслед за ним и инфляция.
И наоборот: если Банк России понизит ключевую ставку, то кредиты станут дешевле. Деньги станут более доступными, и люди бросятся их тратить. Начнет расти спрос на товары и услуги, а вместе с ним и инфляция.
Стоит отметить, что описанные выше варианты реализуются не за один день. Поэтому цены меняются спустя 3–6 кварталов после изменения ключевой ставки.
Таким образом, даже оставаясь в тени от посторонних глаз, ключевая ставка Центробанка влияет на повседневную жизнь россиян. Только сталкиваются они с ней не напрямую, а в виде цен в магазине или процентов в банке.
Как и в случае с ценами, возникает вопрос "А может ли Центробанк снизить ключевую ставку?". Ответ примерно такой же: может, но делать этого не стоит. Потому что если переусердствовать с этим, то деньги станут слишком дешевыми и доступными. Люди начнут покупать все подряд, вследствие чего спрос резко увеличится и намного превысит предложение, что, в свою очередь, приведет к росту цен. Таким образом, непродуманное уменьшение ключевой ставки вместо снижения инфляции приведет к ее росту.
Также негативно резкое снижение ключевой ставки скажется и на кредитах. Перед угрозой роста инфляции банки могут поднять проценты.
Ощущаемая человеком инфляция может отличаться от официальной. И это нормально. Ведь потребительская корзина у всех разная, и она может серьезно отличаться от среднестатистической. Кроме того, инфляция в отдаленных друг от друга регионах страны может разниться. В связи с этим можно сказать, что существует личная инфляция.
В отличие от официальной инфляции, личную может посчитать только сам человек. Составить свою потребительскую корзину, а потом составить таблицу с ежемесячными ценами на часто потребляемые товары. Чтобы результат получился корректным, вести наблюдения нужно как минимум год. Это позволит учесть такой важный фактор, как сезонность.
Чтобы определить собственный индекс инфляции, нужно разделить стоимость своей потребительской корзины в конце периода наблюдений на стоимость этой же корзины в начале эксперимента. Для полноты картины лучше делать это так же, как рассчитывают официальную инфляцию: декабрь этого года к декабрю предыдущего.
Подробнее о том, как посчитать свой индекс цен и от чего зависит уровень инфляции, можно с помощью созданного Центробанком информационно-просветительского ресурса.