6 июня легенда мировой музыки Дживан Гаспарян, играющий на инструменте «фруктус арменика» или попросту говоря, дудук, подарил нашему городу свой единственный концерт.
Чтобы понять, как звучит дудук, достаточно вспомнить музыку к фильму «Гладиатор» (трагический момент возвращения генерала Максимуса домой), а чтобы понять масштаб личности Дживана Гаспаряна – вспомнить таких музыкантов как Ханс Циммер, Питер Гэбриел, Борис Гребенщиков, Майкл Брук, Стинг, Брайан Мэй, которые почитают за честь работать с маэстро Дживаном.
На концерт в филармонию в этот вечер пришли мужчины и женщины, те, кто знает, кто такой Гаспарян и как звучит в его руках дудук, а также земляки – представители армянской диаспоры.
Дживан Гаспарян вышел на сцену в белой рубашке и длиннополом фраке, взял в руки дудук, и полилось неземное звучание древнего инструмента, передающего вечность.
Гаспарян играл, закрыв глаза. Он признается, что в этот момент происходит его общение с Богом. «Без этого диалога и небесной силы моя музыка никому не нужна».
Рядом с Мастером стоял пюпитр, но там не было нот. Дживан Гаспарян давно известен как мастер импровизации и уникальной способности записывать мелодии с первого дубля, сразу «набело».
Во время совместной работы Дживана Гаспаряна и Бориса Гребенщикова, БГ поразился этой способности дяди Дживана, который дослушав его песню, достал из чемоданчика нужный дудук и, наиграв первые ноты, сходу записал музыку идеально. К большому удивлению Бориса Гребенщикова, резать и править ничего не пришлось.
- «Северный цвет!» Сыграйте «Северный цвет», который вы играли с Гребенщиковым, - донеслись голоса из зала.
- Его же нет, - ответил Гаспарян.
- А вы свою партию сыграйте, без него - настаивали зрители.
Дживан улыбнулся.
- Борис мой хороший друг,- сказал он. Он приезжал ко мне на день рождение (в 2008 году Дживан Гаспарян отметил 80-летие большим концертом в Ереване, на который были приглашены многие известные музыканты, - прим. автора). Он поздравил и поиграл для меня немножко…
Песню «Мамо», посвященную матери, Дживан Гаспарян не сыграл, а спел. Он сам ее написал и поет на концертах на протяжении уже многих лет. Это личная тоска Дживана Гаспаряна по маме, которую он потерял в раннем детстве. Он помнит лишь, как к их дому подъехал грузовик и гроб с телом матери соседи положили в машину. В его голосе звучали нотки неизбывной тоски сына по матери.
Чтобы развеять ностальгию и показать, что дудук может не только плакать, но и смеяться была исполнена шутка от Мастера.
- Салавэй!, - объявил Гаспарян.
И полились звуки, невероятным образом имитирующие соловьиные трели в лесу.
Дживан Гаспарян и его ансамбль сыграли еще несколько известных композиций: «Калинка-малинка», «Summer time», «Мы вдвоем с конем», «Ой, цветет калина».
Вышел на сцену и Дживан Гаспарян-младший. Сегодня он гордость деда и продолжатель его дела.
- Я очень благодарен своему дедушке за то, что он дает мне шанс выступать перед разными народами, - сказал Дживан младший в интервью после концерта.
- Дживан, а когда вы поняли, что дудук – это ваше призвание?
- Еще в раннем детстве. Дедушка Дживан всегда вспоминает историю, как он решил со мной сфотографироваться, а я взял дудук и приложил к губам. Он был удивлен тем, как я его держал, как будто уже сто лет играю на инструменте. Мне было около 3-х лет.
Уже год Дживан Гаспарян-младший живет вместе с дедом в Ереване, хотя основной его дом в Лос-Анджелесе.
- Я каждый день учусь у своего деда, учусь музыке и жизни как доброго и светлого человека. Он для меня самый строгий педагог, но еще более строгий критик, я сам, - признается Гаспарян младший.
Знаменитый дед, слушая, как играет на сцене внук, одобрительно улыбался. А добрый прищур глаз говорил о том, что он очень счастлив.
Фото Гагика Мхитаряна