70 лет назад Военно-морской флот Советского союза впервые реализовал проект 613, включив в состав технического обеспечения подводную лодку. При создании этого судна использовались разработки немецких инженеров. Как они послужили на благо страны-победительницы, расскажем далее.
Начало ХХ века принесло ВМФ СССР большие потери: в войне с Японией погибли многочисленные военные корабли, на создание которых ушли колоссальные суммы. Было принято решение создавать новый, "неустрашимый" флот, используя технологию класса "дредноут" – однородное артиллерийское вооружение. Работы стартовали при Сталине – начать раньше помешала Великая Отечественная война, за долгие годы которой недостроенные корпуса военных кораблей уже успели проржаветь. Это и стало причиной того, что основную надежду военно-морской флот возложил на подводные лодки – их "штамповали" быстрее и дешевле. На момент начала холодной войны вооружение СССР насчитывало более 250 субмарин, из них в целости и сохранности до окончания конфликта "дожили" только 148. И не мудрено: протяжённость морских границ родины делала нас уязвимыми перед мощными флотами Америки и Великобритании.
Основной задачей в то время стало не нападение, но защита: после сражений с фашисткой Германией действующих военных кораблей у Союза наметилась существенная нехватка военных кораблей.
Быстрое реагирование стало прерогативой: лучшие инженерные умы СССР приступили к бесперебойному изготовлению подводных лодок проекта 613, классифицированного НАТО как "Whiskey". Повезло, что субмарины получилось создать на базе проекта, запущенного еще в годы Второй Мировой.
Основой для подводных разрушителей стали немецкие наработки, а именно – устройство германской субмарины U-250, которую в 1944 году советский флот "похоронил" в Финском заливе. В те годы немецкие технологии кораблестроения считались образцом прогресса и эффективности, поэтому судно, нанесшее русским тяжелейшие потери, подняли со дна и доставили в Кронштадт. Кроме того, за образец, на который следует ориентироваться, взяли и новейшие немецкие лодки – еще один наш трофей, захваченный в Данциге. Изучив военную технику бывшего противника, приступили к разработке того самого проекта 613. Новые, мощные и неустрашимые субмарины строились буквально повсюду: в Ленинграде, Комсомольске-на-Амуре, Горьком, Николаеве.
Специалисты называют советские "Виски" одними из лучших лодок своего времени. Каждая достигала 76 метров в длину при ширине корпуса в 6,6 метров. Погружаться лодки могли на огромную глубину в 200 метров, а допустимый срок ее максимального нахождения под водой составлял 10 дней.
Что до вооружения, оно тоже оказалось мощным: всего субмарины имели по 6 торпедных аппаратов. Модели более позднего выпуска оснащались дополнительными ракетами, в том числе и баллистическими.
Первой на службу поступила субмарина С-80, собранная на заводе Нижнего Новгорода. Вначале ее направили в порты Каспийского моря, а летом 1953-го определили в Северный флот.
Советские заводы производили по одному "Виски" примерно раз в пять дней: темпы были просто огромными. Суммарно за 6 лет кораблестроительного производства на воду спущены 215 субмарин. Быстрый запуск такого количества суден помог эффективно защитить морские рубежи страны. Как сумели оценить впоследствии, почти 100% субмарин оказались надежными: лишь две ушли на дно по причине несчастных случаев и катастроф.
К сожалению, невероятная мощь обновленного вооружения подводного флота СССР не смогла уберечь первую серию лодок от трагической судьбы. В число тех самых "беспричинно" погибших кораблей вошла и субмарина под управлением командующего эскадрой – флагман проекта 613. Исчез он при странных обстоятельствах: просто перестал выходить на связь. В течение семи последующих лет о судьбе соотечественников не знали ничего, пока в 1969 году неизвестный объект не обнаружили обычные рыбаки. Началось расследование, но выяснить причину гибели лодки так и не удалось. Известно лишь то, что перед кораблекрушением флагман ушел в маневр резкого уклонения, будто пытался избежать столкновения с другим судном. Это привело к превышению перископной глубины: в дизельный отсек хлынула вода и вызвала короткое замыкание. В результате погибла вся команда.
Вторая трагедия, связанная с проектом 613, случилась позднее, в 1981 году, когда субмарина С-178 столкнулась с рыбацким кораблем близ Золотого Рога. Правда, в этот раз некоторых членов экипажа все же удалось спасти. Ждать избавления выжившим пришлось около трех дней, к сожалению, за это время ВМФ понес дополнительные человеческие потери. В результате на поверхность из утонувшей подлодки удалось эвакуировать 26 человек.
Но не всем кораблям проекта 613 судьба определила столь печальный конец. Заслуженной пенсионеркой среди субмарин "Виски" стала С-189, произведенная в 1954 году в Ленинграде. На благо отечества лодка служила почти 35 лет – за это время она прошла не только активные военные действия, но и поучаствовала в соревнованиях образцов оружия и техники, торпедных стрельбах, учениях, параде 1977 года. А уже в 1986 году она отправилась в резерв: старушку законсервировали и определили на стоянку в Купеческой гавани Кронштадта. Впоследствии лодку хотели разобрать, однако, до этого ни у кого руки так и не дошли. В 1998 лодка затонула у пирса и удобно устроилась на дне, рассчитывая, наконец, отдохнуть.
Но спокойствие ей только снилось: кораблем заинтересовался бывший подводник и бизнесмен по фамилии Артюшин, оплативший эвакуацию С-189 с морского дна и ее последующий ремонт. В 2007 году лодка сменила статус, превратившись из списанного военного судна в музей на воде.
Легендарные субмарины проекта 613 завоевали славу для нашей страны и запомнились всему миру как новое слово военной техники. В отличие от этих странных изобретений, которые так и не увидел мир.