Встреча с дикими животными для кузбассовцев перестала быть редкостью. В теплое время года жители Кемеровской области замечают хищников повсюду: в городах, на трассах, иногда – прямо у себя во дворах. Почему это происходит и как кузбассовцам ужиться с косолапыми и сохатыми, разбирался корреспондент VSE42.Ru.
Встречи с медведем, лосем, лисицей, зайцем, бобром или косулей для жителей кузбасских городов перестали быть редкостью. В период сезонной миграции животных, в теплое время года, кузбассовцы практически ежедневно рассказывают в соцсетях о появлении обитателей леса в городах и на трассах региона. С начала наступившей весны в сети уже появился ряд сообщений о встрече кузбассовцев, например, с лосями и медведями. В частности, неподалеку от кемеровской Лесной Поляны и в поселке Разведчик.
Учитывая опыт прошлого года, наступающим летом кузбассовцы ожидают большого наплыва хищников в города региона. Ведь летом 2021 года жители Кемеровской области рассказали о небывалом количестве встреч с дикими животными там, где обычно этого не происходит: в центрах густонаселенных по меркам Кузбасса пунктов, парках и скверах, на городских дорогах.
К примеру, 31 июля кузбассовец снял на видео разгуливавшего по Кемерову оленя. 7 июля в поселок Краснобродский вышла лисица. 2 августа в пгт Белогорск в Тисульском районе был замечен медвежонок, перебегавший дорогу.
В департаменте по охране объектов животного мира Кузбасса подтверждают информацию о том, что животные стали часто появляться в кузбасских городах. По мнению экспертов, в Кемеровской области проблема выхода хищников к людям настолько назрела, что минувшим летом она буквально захватила интернет и, в частности, соцсети.
Такого же мнения и кемеровский биолог Николай Скалон. По его словам, выход зверей к людям – типичная для Кемеровской области ситуация. А наступающим летом появление хищников в кузбасских городах может быть еще более массовым.
– Это происходит уже на протяжении нескольких лет. Например, ситуация с утками. 30 лет назад в Кемерове было две-три утки, за ними гонялись, пытались их поймать, съесть. Сейчас тоже бывают такие случаи. Но в целом горожане относятся к ним хорошо, подкармливают их. Выход животных в города – показатель того, что отношение к диким животным положительное со стороны человека. 50 лет назад, когда животное появлялось, его стремились добыть, убить и продать. А теперь звери просто стали меньше нас бояться, – рассказал Скалон корреспонденту VSE42.Ru.
Кроме этого, по его словам, появление большего количество диких животных в городах Кузбасса может быть связано с увеличением популяции некоторых видов и климатическими изменениями в регионе. К примеру, с ростом среднегодовой температуры в Кузбассе стали появляться более теплолюбивые птицы. Такие как лебедь-шипун, белая цапля или баклан.
А если говорить об увеличении популяции диких животных, ярким примером может стать рост численности в Кузбассе медведей. В 60-70-х годах прошлого века в регионе их было 600, а сейчас – 3 000. Кроме этого, в Кемеровской области растет численность косуль и лисиц. А значит, чем больше животных в Кузбассе, тем больше вероятность их выхода в города.
– Есть и показатель не самый положительный – вторжение человека в природу. Строительство шахт, вырубка леса и прочее. Для человека это нормально, но не для всех животных это хорошо. Многих мы просто тесним, и они волей-неволей вынуждены оказываться рядом с нами, – говорит Скалон.
Встречи с дикими животными в кузбасских городах, как правило, не представляют опасности для самих зверей и жителей региона. По крайней мере, если жители Кемеровской области не начинают, например, "лезть" к животным. Пытаться погладить или покормить четвероногих. Ведь в стрессовой ситуации реакция животного на попытку человека с ним повзаимодействовать может быть непредсказуемой.
– Самое главное при встрече с диким животным – не преследовать его, не лезть к нему с желанием его погладить, пообщаться с ним. Потому что животное не знает ваших намерений. Если начать гоняться по городу за дикой косулей, с большой долей вероятности она погибнет. Она начнет пугаться, метаться, в результате чего произойдет ситуация, в которой она умрет. Такие случаи есть. Можно также спровоцировать животное на агрессию, тогда оно начнет защищаться, а человек может пострадать, – говорит Скалон.
Чаще всего о нахождении зверей в черте города довольно быстро становится известно специалистам департамента по охране объектов животного мира Кузбасса, которые отслеживают заблудшего зверя и принимают меры для возвращения его в естественную среду обитания. Чтобы зверь не навредил кузбассовцам и сам не попал в опасную ситуацию.
Другое дело, когда хищники приходят в деревни и села или появляются на трассах. В первом случае они с большой долей вероятности нападают на домашний скот. Во втором – попадают в ДТП, которые чаще всего заканчиваются гибелью зверей.
Механизмы борьбы с нападением диких животных на скот в Кузбассе уже выработаны. О таких случаях жители Кемеровской области сообщают в департамент по охране объектов животного мира Кузбасса. После чего эксперты оценивают ситуацию и, в случае необходимости, дают разрешение на отстрел, например, конкретного медведя, который повадился навещать поросят или коров. Или того хуже – представляет угрозу для жизни кузбассовцев и их детей.
При этом зачастую разрешение на отстрел не выдается. Например, такой ответ из департамента получили жители Крапивинского района. Которые сообщали, что медведь терроризирует поселки Банное, Комаровка и Ивановка и угрожает жизни скота.
– Скот необходимо пасти, чтобы не было нападений диких зверей. Беспризорные коровы и телята заходят глубоко в лес, в естественную среду обитания медведя, вот хищник и нападает на скотину. Не нужно делать ему таких "подарков" – не будет проблем. Наш департамент занимается защитой животных, а не уничтожением. И мы не будем давать разрешение на регуляцию численности зверей, если нет угрозы жизни человека, – сообщал ранее главный госинспектор департамента по охране объектов животного мира Кузбасса Павел Русяйкин.
Немного другая ситуация в Кузбассе на трассах с авариями с участием диких животных. В настоящее время назвать систему дорог Кемеровской области комфортной для зверей довольно сложно. Так как многие трассы не оборудованы инвентарем для возможности безопасного перехода животными дорог или предотвращения попадания зверей на них. Как то экодуки, специальные переходы для животных и заградительные сетки.
– Когда едешь по трассе Кемерово – Новокузнецк, то почти каждый раз видишь какое-то сбитое животное. Например, летом я часто езжу в экспедиции по этой дороге. Наверное, ни разу не было, чтобы я на трассе не встретил сбитое животное. Сбивают лисиц, лосей, зайцев и других животных, – говорит Скалон.
А все дело в том, что дороги, которые строятся в Кузбассе, как и во всем мире, зачастую разрывают тропы миграции животных. При этом звери все равно продолжают следовать по привычным маршрутам, в результате чего они оказываются на дорогах, попадают в ДТП и погибают.
Таким образом, когда появление животных на трассах фактически неизбежно, задача человека – создать безопасные условия перехода дорог дикими животными. Ведь это, по сути, позволяет обезопасить и людей, которые тоже страдают в результате столкновений со зверями.
Так, корреспонденту VSE42.Ru в кузбасской ГИБДД сообщили, в Кемеровской области с 2020 года до настоящего времени произошло восемь ДТП с пострадавшими в результате столкновения с животными. Для зверей же все аварии закончились смертью. Однако относиться к такой статистике стоит скептически, так как о большинстве аварий с животными недобросовестные водители не сообщают правоохранителям. Скорее всего, в реальности количество смертельных для животных ДТП гораздо больше.
Например, 29 августа 2021 года кузбассовцев шокировали кадры погибающего на трассе в Киселевском районе лося. Виновник аварии тогда скрылся. И такой случай является далеко не единичным.
Для Кузбасса же проблема диких животных на трассах обретает особенную актуальность в связи с масштабным строительством дороги в обход Кемерова. Которая пересекает как минимум одну тропу миграции лосей. А значит, с появлением новой трассы на карте Кузбасса могут появиться дополнительные опасные зоны как для животных, так и для людей. Вопрос только в том, примут ли региональные власти какие-то меры для предотвращения возможных ДТП при строительстве обхода Кемерова.
Так, власти Кузбасса в ноябре 2021 года пообещали, что дорога в обход Кемерова будет оборудована переходом для диких животных – экодуком. А все потому, что на протяжении строящейся дороги риски столкновения с лосями якобы особенно высоки, поскольку трасса пересечет тропу миграции животных. В связи с чем было принято решение о строительстве экодука. От классического способа – обустройства скотопрогона на дороге – региональные власти отказались.
– В эти скотопрогоны домашний скот загнать можно, он туда пойдет. Но лося в этот скотопрогон, сказали мне, вы не загоните ни при каких обстоятельствах. Он все равно пойдет через трассу, потому что привык здесь ходить. <…> Например, вот есть холм, по нему идут лоси. Обычно как дорогу строят: холм прорезают, в середине дорога. А сейчас нет: мы этот холм оставим целиком. Дорога пройдет внутри, а холм как был, так и останется. Лось как видел путь через лес, так он и будет видеть, как ходил по тропе, так и будет ходить, – заявил в прошлогоднем бюджетном послании Сергей Цивилев.
Звучит это, конечно, красиво. И, вроде бы, создает впечатление того, что региональные власти заботятся об окружающей среде. Однако дорога в объезд Кемерова – единственная кузбасская трасса, и та пока еще строящаяся, которая, возможно, будет оборудована экодуком.
Очевидно, что для решения проблемы недостаточно строительства одной дороги с экодуком. Ведь пока что экодук представляется скорее как уникальный для региона объект. И созданием в Кузбассе системы переходов для диких животных пока что "даже не пахнет".
К тому же, строительство этого единственно запланированного экодука в настоящий момент под угрозой. Неизвестно, насколько сильно санкции повлияют на сроки завершения кемеровского обхода и удастся ли построить это уникальное для региона сооружение.
Глобально же оказать воздействие на изменение ситуации в Кузбассе могут только региональные власти, если они все-таки займутся оборудованием дорог Кемеровской области всем необходимым для предотвращения появления животных на трассах.