Усердный труд может быть эффективным для дела, но если вовремя не притормозить, станет вредным для физического и психологического здоровья человека, его отношений с близкими и даже карьеры. Мы решили выяснить, по каким признакам можно определить, что вы катастрофически перерабатываете, а также как избежать негативных последствий чрезмерного трудоголизма. Подробности в нашем материале.
В современной России в большинстве компаний люди ходят в отпуск только на две недели два раза в год. Но даже если вы покидаете свой "пост" на законные 14 дней, начальство порой высказывает недовольство. И совсем уже редко кто может позволить себе отдохнуть месяц. В итоге человек перед отпуском начинает испытывать тяжелое чувство вины: "Я отлыниваю от работы. Без меня все рабочие процессы посыплются. А что скажет генеральный директор?"
Если подобные мысли одолевают несмотря на то, что вы эффективный и ценный, но крайне вымотанный сотрудник, то это повод задуматься. Последствия таких метаний могут быть вреднее, чем сам факт совершенно нормальной для любого человека усталости.
Не должно быть такого, что вы живете ради работы, а не работаете ради комфортной, счастливой жизни. Чтобы избежать подобного развития событий, обратите внимание, как ежедневный упорный труд влияет на качество вашей жизни.
Вы стали нервным и раздражительным, постоянно испытываете усталость, по поводу и без пьете какие-то таблетки (например, обезболивающие) или кофе, стесняетесь уйти на больничный, давно не были у врача на плановом осмотре? Времени на то, чтобы выспаться, походить в свое удовольствие в бассейн, на йогу или в тренажерку, давно нет? Едите что придется, на ходу или перед компьютером?
Что ж, налицо переработка и наплевательское отношение к своему здоровью. Добром это точно не закончится.
Еще одним тревожным звоночком того что, по сути, вы оказались в добровольном рабстве, является отсутствие любой личной жизни. Давно не навещали родителей, не были на вечеринке, даже не пили кофе с подружкой, а секс для вас превратился в раздел научной фантастики? Что ж, добро пожаловать в мир невроза.
Вместо развлечений или отдыха вы предпочитаете задержаться на работе. А выходные у вас для того, чтобы подготовить документы к рабочей неделе?
Все ясно. Вам пора пересматривать свой график.
И снова тестовые вопросы: рабочий день закончился, а ваша рука тянется к значку "электронная почта"? Наступили выходные, а вы боитесь пропустить важные сообщения и буквально не выпускаете из рук смартфон?
И еще несколько наводящих вопросов: задумайтесь, что изменится от того, проверите вы почту и мессенджеры в субботу вечером или в понедельник утром? Вспомните, давно ли круглосуточное бдение в телефоне приносило хорошие плоды на профессиональном поприще, или все ограничивалось усталостью глаз?
Если вы не можете забыть о работе ни на один вечер, значит, баланса в вашей жизни нет, она все больше кренится в сторону работы.
Но помните, хороший сотрудник не тот, кто беспрерывно обновляет свой e-mail, а тот, кто хорошо отдохнул и со свежими мыслями взялся за дело!
Специалисты давно пришли к выводу, что большинство трудоголиков – люди с низкой самооценкой. Самоотверженно работая, они хотят повысить свою значимость, доказать окружающим, что они крутые профессионалы или первоклассные исполнители. Они чувствуют себя хорошо только когда добиваются высокого результата на службе.
Успехи на работе – это прекрасно. Но важно понять: ценность вашей личности невозможно измерить перевыполненным планом и хорошо сделанным проектом. Вы ценны сами по себе, по факту появления на этом свете. Работайте так, чтобы ваша деятельность приносила вам удовлетворение, растите профессионально, делайте то, что вам интересно, ищите любовь, плетите макраме, читайте книги и т.д. Работа – лишь часть вашей жизни. Не стоит заменять ей все, что может приносить вам огромную радость.
Если в вашей жизни нет увлечений, если ваш главный приоритет – карьера, если вся ваша жизнь подчинена рабочему графику, это повод задуматься.
Любить профессиональную деятельность – это нормально. Человека, который любит свое дело, можно назвать счастливым. Но если в свободное время вы не знаете чем заняться и склоняетесь к тому, чтобы вместо, например, похода в кино с ребенком поработать, значит, вы в группе риска.
Еще хуже, если в выходные, во время отпуска или в праздники без работы у вас начинается паника.
Когда человек не может работать в команде в ущерб делу, это, прямо скажем, плохо. Неумение делегировать хотя бы часть рабочих дел рано или поздно заведет вас в тупик.
Если стремитесь все делать сами, никому не доверяя, то внутренне напряжение может вылиться в нервный срыв или просто чрезмерную тревожность, что тоже не сделает вашу жизнь лучше.
Попробуйте найти хороших соратников в деле. Возможно, вместе с ними ваши профессиональные да и человеческие результаты станут еще выше!
Разумеется, плотно войдя в колею рабочего процесса, из нее бывает сложно выбраться. Вы будто ходите по кругу: кажется, что все хорошо, но при этом постоянно испытываете дискомфорт. Начните с малого:
- Учитесь не перегружать себя: для этого, например, приходя утром на работу, составляйте план дел. В списке выделите три приоритетных пункта и сосредоточьтесь на них. Остальное выполняйте по остаточному принципу или переносите на другие дни недели.
- Учитесь отдыхать: бороться с хронической усталостью помогут регулярные передышки в течение рабочего дня. Каждый час отдыхайте по 15-20 минут. Такой режим даст вам возможность быстро почувствовать, что вы уже не загнанная лошадь, а бодрый, современный человек.
- Учитесь наслаждаться: составляйте отдельные списки приятных занятий, которые никак не связаны с работой. Выделите для них отдельный раздел в ежедневнике: йога, чтение, прогулка, встреча с другом (подругой), шопинг, хобби, поход в кино, на концерт, выпиливание лобзиком, плетение макрамэ и т.п. Одним словом, все, что вам нравится. И по аналогии с рабочим списком ежедневно выбирайте несколько приоритетных приятных занятий.
Мы рады, если этот материал помог вам задуматься о своем образе жизни и напомнил о том, что работа – это далеко не единственное, чему вы должны себя посвящать. Помните, гораздо важнее вы сами и то, как вы себя чувствуете здесь и сейчас!
Заняться собой без ущерба для работы вам поможет наша материал: "Неочевидные, но работающие правила здоровой стройности". Читайте также познавательную статью: "Профессии, ставшие историей благодаря появлению машин".