Неожиданно остро в России встал вопрос отмены домашних заданий, обсуждаемый не только родителями, но и опытными психологами и педагогами, считающими, что без дополнительных нагрузок жизнь современных детей непременно должна улучшиться. Впрочем, прочие специалисты утверждают обратное, заверяя, что без повторения пройденного материала невозможно ничему научиться.
Министерство образования РФ уже давно определило соответствующие нормы и требования, действующие для обучающихся не только в стенах школы, но и дома, во время дополнительного повторения пройденного материала. Так, для каждой возрастной категории указывается максимальное количество времени, которое можно проводить за выполнением домашних заданий:
- 1 класс – отсутствие домашних заданий;
- 2-3 классы – до 1,5 часа;
- 4-5 классы – до 2 часов;
- 6-8 классы – 2,5 часа;
- 9-11 классы – до 3,5 часа.
Тем не менее, многие россияне, являющиеся родителями школьников, жалуются, что их дети в обозначенный период времени не укладываются, так как вынуждены осиливать вечерами все, что не успели пройти на уроках в дневное время, а также повторять уже пройденный материал. Зачастую этот объем знаний настолько велик, что на его обработку затрачивается куда больше времени, чем хотелось бы.
Причин такого перебора может быть несколько. В первую очередь родители и психологи склонны обвинять современную школьную программу, которая требует от детей слишком уж многого. В рамках одних лишь занятий в образовательном учреждении усвоить все положенные знания просто невозможно, поэтому, чтобы соответствовать заявленным срокам и нормативам, учителя вынуждены давать детям просто огромные домашние задания. Не стоит забывать и о том, что каждый педагог считает свой предмет самым важным, а потому даже на этапе профильного разделения классов ученики обычно вынуждены справляться с максимальной нагрузкой по всем изучаемым дисциплинам. В том числе и тем, которые они не возьмут в свою профессиональную жизнь.
Мнения родителей, психологов и педагогов в отношении необходимости домашних заданий серьезно расходятся. Консервативная часть сообщества придерживается мнения, что усвоение знаний без выполнения домашних заданий всегда будет неэффективным. По сути, "домашка" – тренировка, в ходе которой свежая информация окончательно укладывается в умах обучающихся. Отмена же домашнего задания – послабление, которое обернется низким уровнем образованности для всей страны. Подобный эксперимент уже проводился европейцами: несколько лет назад во Франции ненадолго освободили детей и подростков от домашней нагрузки. По оценкам местных экспертов, результат опыта оказался весьма печальным: академические результаты учеников серьезно ухудшились.
Тем не менее, опыт наших соседей по планете не кажется убедительным либеральной части населения России. Входящие в нее родители, специалисты в области образования и психологии считают, что домашние задания – никому не нужная "обязаловка", которая выступает в роли серьезного катализатора конфликтов между родителями и детьми, а заодно лишает последних детства. Дома дети должны отдыхать, а не оказываться в чуть более комфортном для учебы классе.
Компромиссом, который мог бы устроить и консерваторов, и новаторов, может стать, пожалуй, только индивидуализация домашних заданий. В идеале, к ребенку должен приставляться специалист, роль которого в определенных ситуациях может выполнять и родитель, определяющий, нужно ли конкретно этому ученику делать домашнее задание, в каких случаях и в каком объеме. В такой ситуации можно будет избежать всех настораживающих нас негативных эффектов: и понижения уровня знаний, и чрезмерной нагрузки, и выгорания от учебы.
К сожалению, до индивидуальных домашних заданий российская образовательная система вряд ли дорастет очень скоро. На детей и родителей продолжают сваливать те задачи, которые лежат на совместной деятельности детей и преподавателей. Актуальный выход в сложившейся ситуации – перевод ребенка на семейное или дистанционное обучение, в рамках которого объемы домашних заданий можно и нужно дозировать.
Каждый родитель волен самостоятельно принимать решение о том, как будет учиться его ребенок, но в то же время он должен в первую очередь ориентироваться исключительно на потребности и психологическое состояние своего чада.