Предприятие, занимающееся снабжением жителей Юрги холодной водой, а также водоотведением, накопило серьезную задолженность перед одним из крупных контрагентов. В результате оно может оказаться банкротом. Что в таком случае ждет горожан, и кто виноват в сложившейся ситуации? В этом разбирался корреспондент VSE42.Ru.
Проблемы с неплатежами в коммунальной сфере в целом и в частности в Юрге, увы, не новость. Обычно коммунальщики, как минимум, запаздывают со сроками платежей. Однако ситуация, когда долги растут, как снежный ком, все же не самая типичная для "рачительного хозяина", который старается вести честный бизнес и выполнять обязательства перед поставщиками.
Само собой, давать оценки – вовсе не цель этой статьи. Скорее, интересно понять, почему получается так, как получается. Ну и, конечно, увидеть, скажем так, странности, которые не могут не бросаться в глаза постороннему наблюдателю.
Итак, компания "Водснаб" – единственный субъект на рынке холодной воды и водоотведения в Юрге. В свою очередь, одним из основных контрагентов этого предприятия является "Кузбассэнергосбыт", который обеспечивает жилищно-коммунальное предприятие необходимой электроэнергией. Собственно, со стороны последнего и возникли серьезные финансовые претензии.
Суть их в следующем. Как сообщил сайту директор управления по реализации электроэнергии и коммерческой деятельности ПАО "Кузбассэнергосбыт" Владимир Элер, "из общей задолженности ООО "Водснаб" в размере 23,4 млн рублей "Кузбассэнергосбыт" в настоящий момент взыскивает 16,8 млн рублей в судебном порядке. Речь идет о четырех исках".
Сумма претензий, разумеется, внушительная. Но, казалось бы, можно попытаться решить проблему и в досудебном порядке. Однако долготерпению энергетиков, видимо, поставила точку предыстория взаимоотношений с предшественником "Водснаба", а ныне банкротом – компанией "Юрга Водтранс". Кстати, об этой ситуации мы уже писали. А с другой стороны, такой, например, "незначительный" факт, что главой нынешнего должника по странному стечению обстоятельств является руководитель должника прежнего.
Есть ли в этом обстоятельстве некий зловещий знак, что энергетикам не стоит рассчитывать на возврат долга, например, – судить не берусь. Тут уж пускай каждый решает самостоятельно. С другой стороны, ожидать внезапного роста "платежной дисциплины" в конкретной ситуации, наверное, было бы самонадеянно.
Видимо, поэтому представители "Кузбассэнергосбыта", по сути, загнанные в экономический угол (отключить электроэнергию они не могут, так как "Водснаб" по закону имеют статус "неотключаемых"), решили пытаться урегулировать проблему в судебном порядке.
Редакция сайта обратилась за комментариями по сложившейся ситуации в мэрию, поскольку озвученные проблемы могут сказаться на качестве жизни всего города. И вот что ответили городские чиновники. Орфография и пунктуация оригинала сохранена.
– Администрация города Юрги не вправе вмешиваться в деятельность двух хозяйствующих субъектов, однако вопрос расчетов предприятий ЖКХ города за потребленные энергоресурсы находится на особом контроле Администрации города Юрги. Еженедельно под председательством заместителя Главы города Юрги по жилищно-коммунальным вопросам проводятся совместные совещания руководителей управляющих и ресурсоснабжающих организаций. На совещаниях обсуждаются вопросы погашения задолженности населения за ЖКУ, а также состояние расчетов ресурсоснабжающих организаций за полученные энергетические ресурсы. ООО "Водснаб" является получателем субсидии по возмещению выпадающих доходов. Задолженность Администрации по субсидии перед ООО "ВодСнаб" отсутствует, – говорится в официальном ответе мэрии Юрги за подписью заместителя главы Юрги по жилищно-коммунальным вопросам Сергея Шишова.
Итак, что можно понять из ответа юргинского зама по ЖКХ? С одной стороны, он утверждает, что чиновники не вправе "вмешиваться в деятельность двух хозяйствующих субъектов". С другой, тут же признается, что активно вмешиваются – "проводятся совместные совещания руководителей управляющих и ресурсоснабжающих организаций. На совещаниях обсуждаются вопросы погашения задолженности населения за ЖКУ, а также состояние расчетов ресурсоснабжающих организаций за полученные энергетические ресурсы".
В-третьих, мы узнаем (впрочем, это не новость), что администрация платит коммерческой компании "субсидии по возмещению выпадающих доходов". Для понимания: жители города платят за воду лишь часть тарифа, остальное доплачивает бюджет.
Исходя из второго и третьего пункта ответа Шишова, как-то непонятно, почему это вдруг администрация не вмешивается в деятельность хозсубъектов, которым в итоге доплачивает из бюджета? Так вмешивается или не вмешивается? Или вмешивается тогда, когда это нужно самим чиновникам, например?
И еще один интересный момент, на который стоит обратить внимание, возможно прокуратуре или счетной палате. В ответе Сергея Шишова утверждается, что "задолженность Администрации по субсидии перед ООО "ВодСнаб" отсутствует".
Однако в письме за подписью генерального директора "Водснаба" Андрея Кайдаша в "Кузбассэнергосбыт", датированном началом марта, утверждается обратное. Согласно этому документу, который редакции предоставили в энергокомпании, задолженность по субсидиям со стороны управления ЖКХ Юрги составляла 5,5 миллиона рублей.
Можно, конечно, предположить, что город свои долги уже погасил. В конце концов, оснований, чтобы не верить словам чиновника, где компанию по снабжению города холодной водой изначально учредил дантист, а руководит ею тот же человек, что уже руководил предприятием-банкротом, так и не погасившим долги перед контрагентом, видимо, нет.
Впрочем, ситуацию с долгами прояснил официальный ответ от самого "Водснаба", который редакция получила 24 мая. Согласно ему, долг по субсидиям составляет 5,2 миллиона рублей. То есть с начала марта он сократился на 0,3 миллиона рублей. Но сократился, а не исчез вовсе. Так что кто-то здесь, мягко говоря, недоговаривает. То ли чиновники, то ли представители "Водснаба".
И еще один момент, который важно отметить. В ответе "Водснаба" сказано, что долг перед "Кузбассэнергосбытом" составляет 9,7 миллиона рублей, а вовсе не 16,8 миллиона рублей, о которых речь шла выше. Вот как прокомментировали эти слова в энергокомпании.
– Эта сумма не может быть верной хотя бы потому, что по долгу в размере 14,8 млн рублей суд уже принял решение в пользу "Кузбассэнергосбыта, – сказал директор управления по реализации электроэнергии и коммерческой деятельности "Кузбассэнергосбыта" Владимир Элер.
Кстати, еще один привлекающий в плане взаимодействия между должником и кредитором факт. В письме от Андрея Кайдаша прямым текстом говорится, что "по итогам работы в первом регулируемом периоде 2020 г., согласно бухгалтерскому отчету за 2020 г., убытки предприятия составили 15,19 млн. рублей, что в соответствии с положениями Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" является основанием для подачи заявления о признании ООО "Водснаб" несостоятельным (банкротом). В связи с чем ООО "Водснаб" во исполнение требований действующего законодательства намерено в срок до 31.03.2021 опубликовать уведомление о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и обратиться в Арбитражный суд Кемеровской области с соответствующим заявлением".
В переводе на "разговорный русский" кредитор может суть послания понять следующим образом: будете приставать – обанкротимся и вы останетесь вовсе без денег. Этакий, как видится, легкий шантаж. Разумеется, это всего лишь предположение, которое автор текста сделал после прочтения письма руководителя "Водснаба".
Заявление о банкротстве таки было подано 13 мая. Оно опубликовано на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротствах bankrot.fedresurs.ru.
То есть компания "Водснаб" продолжает работать. Однако, исходя из всех перечисленных обстоятельств, учитывая попытки, если они все-таки были, ухода в банкротство, представителей "Кузбассэнергосбыта", обратившихся в суд с исками, понять вполне можно. Остаться без средств, на которые ты "отгрузил" контрагенту услуг, – крайне обидно и очень сильно бьет по карману. Да и, как видится, несправедливо. Кто-то должен ответить за то, что юргинская компания не платит по счетам. В самом "Водснабе" и у местных властей здесь все в порядке. И кто же тогда виноват?...