Крупнейшая электросетевая компания в Кемеровской области подвела итоги минувшего, далеко не самого простого в экономическом смысле 2020 года. Несмотря на пандемию коронавируса, кузбасскому филиалу "Россети Сибирь" удалось не просто удержать ситуацию под контролем, но и начать широкомасштабную инвесткампанию, направленную на развитие и модернизацию своей инфраструктуры. Что ждать рядовым жителям региона? Подробнее читайте об этом в материале корреспондента VSE42.Ru.
Несмотря на проблемы минувшего коронавирусного года, кузбасский филиал "Россети Сибирь" не только выполнил все взятые на себя обязательства в начале 2020 года, но и в рамках соглашения с правительством Кемеровской области обеспечил дополнительные объемы инвестиций. Более того, уже в 2021 году в компании запланировали существенно увеличение объема инвестиций – сразу в полтора раза. Так, если в прошлом году энергохолдинг инвестировал в электросетевую инфраструктуру Кемеровской области 2,271 миллиарда рублей, то в 2021 году этот показатель должен составить 3,195 миллиарда рублей. Таким образом, рост составит почти 50 процентов.
Разумеется, объем инвестиций напрямую связан с количеством и масштабностью проектов, которые реализует электросетевая компания на территории Кузбасса. Что же в рамках инвесткампании было сделано в прошлом году и что планируется сделать в текущем?
Основными объектами инвестиций компании "Россети Сибирь" 2021 года в Кемеровской области стали технологическое присоединение новых заявителей мощностью до 150 кВт, строительство линии электропередачи 35 кВ Уропская – Беловский водопровод для ЗАО "Шахта Беловская", реконструкция и повышение надежности распредсетей 0,4-10 кВ, реконструкция подстанции Заречная с увеличением мощности, техническое перевооружение подстанции Бызовская в Новокузнецке.
Что касается планов на 2021 год, то среди прочего заместитель генерального директора – директор филиала ПАО "Россети Сибирь" – "Кузбассэнерго – РЭС" Иван Клейменов озвучил наиболее крупные электросетевые инфраструктурные объекты. Среди них: строительство подстанции и ЛЭП 110 кВ для ООО "Разрез Кийзасский", стоимость которого составит 400 млн рублей, модернизация систем учета розничного рынка электроэнергии (300 млн рублей), реконструкция сетей для техприсоединения объектов "РЖД" в рамках проекта "БАМ-2" (240 млн рублей), повышение надежности электроснабжения объектов чемпионата мира-2022 по волейболу (285 млн рублей), монтаж реклоузеров в распределительных сетях 6-10 кВ (90 млн рублей) и другие важные для работы электросетевого хозяйства Кемеровской области объекты.
Говоря об электросетевых инвестициях, стоит отметить, что работа здесь ведется сразу в нескольких направлениях. Во-первых, это технологическое присоединение новых потребителей или новых мощностей. В частности, если говорить о промышленном секторе потребителей – это крайне важно для кузбасских "профильных" угледобывающих предприятий. С другой стороны, не стоит забывать, что в регионе активно ведется строительство и жилого сектора, который также нуждается в новых объемах электроэнергии.
Второй важный момент, который энергетики учитывают при реализации инвестиционной кампании, – это так называемая цифровизация, которая позволяет сделать электросетевые объекты современными, соответствующими самым жестким требованиям и обеспечивающими рост надежности электроснабжения потребителей.
Среди таковых стоит, например, отметить модернизацию подстанции 110 кВ Бенжереп-2, запланированную на 2021 год. Стоимость проекта составит 250 млн рублей. Здесь энергетики смонтируют уникальное оборудование и используют прорывные технологии в рамках цифровой трансформации, впервые в России. В результате будет апробировано единое техническое решение для всех цифровых подстанций, что приведет к снижению затрат за счет количества применяемого оборудования и его обслуживания, а также повышению надежности работы электрической сети.
В плане цифровизации необходимо также отметить увеличение количества реклоузеров – устройств, позволяющих в случае ЧП на сетях не отключать всех потребителей на аварийной "ветке", а сегментировать это отключение. Таким образом, большая часть потребителей остается "под напряжением", а отключенные получают шанс на более оперативное восстановление энергоснабжения. В 2021 году планируется установить 26 новых реклоузеров.
Наконец, третье направление инвестиционной кампании "Россети Сибирь", которое нельзя не отметить. Это борьба с потерями в сетях. В том числе с сознательным воровством со стороны потребителей. Разумеется, энерговоровство – это большая боль для сетевой компании, поскольку сверхнормативные потери в сетях (хищение в том числе) ей приходится компенсировать за счет собственных средств. Существенной проблемой воровство соседей может стать и для добропорядочных жителей. Ведь перегруженные сети – это и скачки напряжения, от которых выходит из строя техника, и опасность пожара.
Поэтому в направлении борьбы с хищением электричества энергетики ведут активную работу. Так, например, в 2021 году запланирована объемная реконструкция линий электропередачи с применением самонесущего изолированного провода. Только в Кемеровском районе на это будет направлено 160 млн рублей. Особенность СИП состоит в том, что благодаря внешней изоляции частые (в основном для сельской местности) "набросы" (когда кто-то просто накидывает провод на ЛЭП и таким образом потребляет электроэнергию "мимо счетчика") становятся практически невозможными.
Еще одна важная составляющая развития электросетевой инфраструктуры имеет, скорее, отношение к будущему. А именно – к будущему развития электромобилей. В настоящее время, по словам Ивана Клейменова, в регионе насчитывается чуть более 70 таких транспортных средств. Однако в компании убеждены, что уже в ближайшее время ситуация может меняться. Поэтому к уже установленным девяти автомобильным электрозарядным станциям в 2021 году планируется, по словам руководителя кузбасского филиала "Россети Сибирь", добавить еще несколько – в Кемерове и Новокузнецке. "Мы сейчас как раз активно прорабатываем этот вопрос с властями и намечаем места установки новых станций", – отметил Иван Клейменов.
Говоря о реализации планов и о работе филиала в целом, Иван Клейменов, разумеется, не обошел стороной проблему роста дебиторской задолженности контрагентов перед "Россети Сибирь". Практически в два раза выросла просроченная дебиторская задолженность: с 656 миллионов рублей до 1275 миллионов рублей (94 %).
Одной из основных причин роста дебиторской задолженности является не столько недисциплинированность конечных потребителей (будь то население или предприятия), сколько проблема в расчетах с небольшими электросетевыми компаниями, работающими на территории Кемеровской области. Именно они значительно ухудшили платежную дисциплину, по словам топ-менеджера кузбасского филиала компании "Россети Сибирь".
Как сообщил Иван Клейменов, с одной из компаний – АО "Электросеть" – уже проведена работа по реструктуризации накопленной задолженности.
Особую озабоченность энергетиков вызывает компания ООО "СибЭнергоТранс-42", которая уже на протяжении нескольких лет использует оспаривание тарифов на передачу электрической энергии, установленных Региональной энергетической комиссией, и не возвращает Россети Сибирь средства за услуги по передаче электроэнергии по сетям, полученные с потребителей. При этом игнорируются не только интересы государства и контрагентов, но и нарушаются права самого уязвимого и слабого субъекта рынка – потребителя. Поэтому компания "Россети Сибирь" вынуждена проводить работу по взысканию задолженности в судебных инстанциях.
С учетом весьма крупных объемов инвестиций даже в пределах одного года, призванных существенно улучшить работы электросетевого хозяйства всего региона, рост дебиторской задолженности для "Россети Сибирь" просто недопустим. В противном случае, не исключено, что такая тенденция может отразиться на сроках реализации амбициозных планов.
Тем не менее, несмотря на существующие проблемы в связи с зависимостью от внешних контрагентов, кузбасскому филиалу компании "Россети Сибирь" даже в условиях коронавирусной экономики в Кемеровской области удалось добиться впечатляющих показателей. Так, в 2020 году количество нарушений электроснабжения составило 1399 случаев, при том, что годом ранее этот показатель составлял 1831 случай. Таким образом, количество нарушений сократилось на 23,5 процента.
Одновременно энергетикам удалось сократить и время восстановления подключения потребителей после ЧП. Если в 2019 году оно составляло 1,1 часа, то в 2020 году – 1,04 часа. Таким образом, время восстановления электроснабжения уменьшилось на 5,3 процента.
Остается надеяться, что активная работа в части развития и модернизации электросетевой инфраструктуры существенно повлияет на дальнейшее улучшение этих показателей. А значит, на качество услуги по доставке электроэнергии до каждого потребителя региона.