Снижение тарифов на тепло, обман жителей со стороны УК при начислении платы за отопление и возможность "платить только за себя" – на эти и другие вопросы ответил участник прямой трансляции, которая состоялась в сообществе VSE42.Ru во "ВКонтакте". Ответы на вопросы жителей Кузбасса директора Кемеровского филиала Сибирской теплосбытовой компании СГК Петра Харитохина читайте в нашей публикации.
До окончания очередного отопительного сезона осталось немного, а потому пришло время подвести его предварительные итоги. Тем более что зима 2019 – 2020 годов выдалась нестандартной. И не только потому, что стала необычайно теплой, но и потому, что в этом году произошло знаковое событие. Для предпринимателей, расположенных в Рудничном районе Кемерова, Сибирская генерирующая компания снизила тариф на тепловую энергию почти на 25%.
Секрет, как водится, прост. Потребители района стали получать тепло от другого поставщика. Были две котельные "Теплоэнерго" – стала Кемеровская ТЭЦ АО "Кемеровская генерация" (входит в СГК).
Обо всех переменах и нюансах еще не закончившегося отопительного сезона редакция сайта решила узнать из первых рук. Для этого мы пригласили к нам на прямую линию Петра Харитохина.
Стоит отметить, что в общей сложности накануне трансляции поступило более 20 вопросов от жителей Кемерова и других городов региона. Кроме того, уже во время трансляции во "ВКонтакте" ее зрители активно продолжали спрашивать нашего гостя. Вопросы касались не только непосредственно отопления, но и, например, горячего водоснабжения. Однако обо всем по порядку.
Первой задала свой вопрос жительница Кемерова, которую встревожил тот факт, что она до сих пор не получила от своей управляющей компании данных на перерасчет тепла за прошлый год.
– Управляющие компании обязаны предоставлять собственникам жилья данные по перерасчету до конца первого квартала. То есть, если до конца марта этого сделано не будет, любой житель вправе обратиться в свою УК и, думаю, там ему все объяснят. Хотя, учитывая, что перерасчетом занимается единый расчетный центр, то каких-либо проблем с этим быть не должно, – сказал Петр Харитохин.
Кроме того, представитель СГК прокомментировал еще один вопрос, касающийся системы оплаты теплоснабжения в многоквартирных домах и связанный с возможностью перехода от существующего усредненного способа оплаты теплоснабжения на такой, который позволил бы учитывать, сколько именно потребляет конкретная квартира, "чтобы платить только за себя, а не за весь дом".
– В настоящее время на территории Кемеровской области действует порядок оплаты теплоснабжения, предусматривающий размер ежемесячного платежа в течение всех 12 месяцев. Его размер формируется по средним результатам прошлогоднего потребления. За счет этого удается избежать резкого скачка платежей, когда, например, были сильные морозы. Такой вариант оплаты теплоснабжения в МКД предусмотрен решением областных властей. Но это только один момент. Тут еще важно отметить, что житель многоквартирного дома в принципе не может платить "только за себя". Например, помимо самих жилых помещений, необходимо отапливать и места общего пользования: подъезды, лестничные площадки, различные помещения для колясок, для консьержей и так далее. Все это должно равномерно распределяться между всеми собственниками помещений в конкретном доме, – сказал Петр Харитохин.
Сразу несколько вопросов касались упомянутой выше темы снижения тарифов на теплоэнергию для потребителей Рудничного района в связи со сменой теплоснабжающей организации. Среди них, например, был вопрос, почему смена произошла не в начале отопительного сезона, что может показаться логичным, а в середине – в феврале 2020 года. Кроме того, зрители прямой трансляции интересовались, коснется ли снижение тарифов населения.
– Смена теплоснабжающей организации – это достаточно серьезное мероприятие, требующее значительной юридической и технической подготовки. В начале отопительного сезона еще не было всех необходимых условий. По мере готовности было принято решение, а теплая зима позволила провести все мероприятия непосредственно в сам отопительный период технологически точно и без каких-либо отклонений по гидравлическому режиму, никто из потребителей этого даже не заметил.
Что касается населения и тарифа на теплоснабжение для жителей города, то здесь дело обстоит следующим образом. Жители Кемерова независимо от района проживания платят одинаковую сумму. То есть если у разных поставщиков разный тариф, то при оплате человеком эта разница нивелируется из бюджета за счет компенсации выпадающих доходов (КВД – прим. автора). Таким образом, более высокий тариф, действовавший ранее в Рудничном районе, не касался только населения. Больше платили, например, различные предприятия, учреждения. Именно для них тариф снизился, – объяснил Петр Харитохин.
Он также отметил, отвечая еще на один поступивший от зрителей прямой трансляции вопрос, что в настоящее время идет оформление договорных отношений между новым поставщиком тепла и потребителями в Рудничном районе. Уже подано порядка 80% заявок от общего числа потребителей. Однако если кто-то из них не может сделать это непосредственно в настоящее время, например, находится за пределами города или региона, то оформить договор возможно и после возвращения в Кемерово. Однако жителям Рудничного района переоформлять договоры не нужно – за них это делают управляющие компании, обслуживающие многоквартирные дома.
Разумеется, вопросы зрителей прямой трансляции не могли не коснуться недоверия со стороны рядовых жителей к своим управляющим компаниям. Если суммировать обращения на горячую линию, то суть их свелась к следующему: могут ли УК обманывать с начислением платежей за теплоснабжение?
– Тариф на тепло и объемы потребления – это достаточно открытая информация. Если кто-то из жителей сомневается в точности начисления, ее всегда можно уточнить в том же едином расчетном центре. Так что говорить о возможности совершения недобросовестными УК каких-либо мошеннических действий, думаю, не стоит. Однако еще раз подчеркну: проконтролировать точность расчетов может любой желающий, – подчеркнул Петр Харитохин.
Еще одна проблема, волнующая жителей Кемеровской области, – это различные разночтения в таком важном вопросе, как использование прибора учета, установленного на "входе" в многоквартирный дом. Нередко УК выставляют собственникам жилья дополнительные счета в связи с тем, что якобы старый счетчик сломался, а новый стоит несколько десятков тысяч рублей, которые срочно нужно собрать.
По словам энергетика, эта ситуация, мягко говоря, спорная.
– Здесь всегда стоит иметь в виду то, что приборы учета действительно, как и вся техника, имеют гарантированный срок эксплуатации. Он составляет в среднем 12 лет. Если этот срок истек, то вопрос как минимум о его ремонте, а то и замене, может встать. И тут делать нечего – счетчик необходимо приобретать. С другой стороны, если прибор вышел из строя, не достигнув гарантированного срока работы, то у собственников жилья должен возникнуть закономерный вопрос: какова причина этого? Возможно, специалисты управляющей компании не обеспечивали необходимые условия и сервис прибора. Если это подтвердится, то УК обязана за счет собственных средств компенсировать жителям приобретение нового прибора учета, – сказал Петр Харитохин.
Традиционно часть вопросов касалась проблемы "холодной воды из крана, откуда должна течь горячая вода". Несколько человек пожаловались, что им приходится, умываясь рано утром, какое-то время ждать, пока из крана пойдет горячая вода: минуту – две температура воды не соответствует понятию "горячая".
– Скорее всего, в данной ситуации стоит обращаться в свои управляющие компании, чтобы их специалисты отрегулировали работу оборудования соответствующим образом. Со своей стороны энергетики уже несколько лет назад в том же Кемерове запустили круглогодичное циркулирование горячей воды (раньше оно действовало только в отопительный период – прим. автора). Суть этого состоит в том, что теплоноситель (горячая вода – прим. автора) циркулирует в магистрали постоянно – от тепловой электростанции до потребителя и обратно. Специальное оборудование поддерживает эту циркуляцию, вода в трубах не остывает, а в результате потребители получают в кране воду нужной температуры. С другой стороны, в домовых трубах ночью, когда нет потребления, вода все равно застаивается и остывает. Это неизбежно. То есть первый, кто включит кран с горячей водой, все равно столкнется с этим. Но слить небольшой объем внутридомовой воды – это гораздо проще, – сказал Петр Харитохин.
В качестве предварительных итогов отопительного сезона 2019 – 2020 годов руководитель Кемеровского филиала Сибирской теплосбытовой компании СГК Петр Харитохин отметил, что энергетикам удалось на настоящий момент пройти его без серьезных происшествий, которые могли бы заметно отразиться на качестве теплоснабжения потребителей.