«Ручные» предприниматели: вышить во время кризиса

Хендмейд – это уже не только модное хобби, но и средство заработка для многих творческих людей. Работать руками и извлекать из этого выгоду россияне научились ещё задолго до того, как грянула первая волна финансовых кризисов, но, несмотря на нынешнюю непростую экономическую ситуацию в стране, практически каждые выходные на Весенней улице областного центра мы наблюдаем ярмарки мастеров в рамках "Арбата" и всё чаще слышим, как какой-нибудь наш знакомый увлёкся скрапбукингом и начал продавать свои поделки.

Из всего этого можно сделать вывод, что хендмейд – занятие прибыльное, но так ли это на самом деле? Корреспонденты VSE42.Ru поговорили с несколькими кемеровскими мастерами и выяснили, сколько они тратят и зарабатывают благодаря своему увлечению.

Я занимаюсь хэндмейдом примерно полгода. Начала с того, что сделала альбом другу на день рождения, хотя раньше никогда не пробовала. Так всё и началось.

Сейчас в моём ассортименте – обложки на паспорт и автодокументы, фотоальбомы, скетчбуки. Конечно, материалы стоят недёшево. Но нельзя сказать однозначно, как дорого они обходятся, потому что много всего я делаю на заказ, и каждый раз сумма отличается. Всё зависит от того, что хочется получить в конце. Обычно стоимость материалов – это пятнадцать-двадцать процентов от цены вещи. Остальное – время. Материалы, конечно, окупаются. Но для каждой работы я отдаю столько часов своей жизни, что об их окупаемости мне судить сложно. В любом случае я занимаюсь тем, что мне нравится, и, конечно, круто, что это приносит мне деньги. Тем более я всегда знаю, что могу заработать себе на новые инструменты, бумагу и прочее.

Хендмейдом я занимаюсь где-то полтора года, но идея об этом пришла в голову два года назад. После шести месяцев кропотливых поисков качественных материалов (так долго, потому что в Кемерове практически ничего не было) приступил к делу.

Сначала я занялся изготовлением браслетов из хлопкового шнура с якорем и крючком. Идею подсмотрел у американской компании Kiel James Patrick, захотелось и себе такой же браслет, но из-за очень высокой цены желание пропало. И взамен появилась идея – попробовать сделать их самому, при этом по доступной цене и в родном городе. Придумал название, концепцию и открыл свой маленький интернет-магазин Mr. Woodman. После открытия я серьёзно занимался этим делом, но затем начался плотный график в университете, и я обделил вниманием магазин, только обрабатывая единичные заказы и подумывая о расширении ассортимента.

Тут мне пришло в голову заняться работой с натуральной кожей. Посмотрев массу атмосферных видео и почитав разные статьи, я понял, что это нереально круто и занятие – для меня. Я нашёл кожу, инструменты, фурнитуру, и всё бы ничего, но материалы обходятся дорого. Во-первых, для меня главное – качество продукта, а хорошая кожа и качественная фурнитура стоят недёшево. Во-вторых, так как в Кемерове ничего нет, приходится каждый раз тратиться на доставку, что иногда существенно бьёт по карману. Даже для браслетов много всего заказываю через интернет.

Так как свою колею я нашёл совсем недавно, полностью затраты ещё не окупил. Но с развитием и увеличением заказов это, конечно, должно приносить определённый доход. Конечно, стремлюсь к тому, чтобы это дело переросло в полноценный источник доходов. У меня на это – большие планы.

За свою продолжительную "карьеру" я успела пробовать мыловарение, делала украшения из полимерной глины, но скрапбукинг больше всего пришёлся по душе. Сейчас я делаю фотоальбомы, блокноты, ежедневники, обложки на документы и свадебные аксессуары (приглашения, бокалы, конверты и так далее).

Мои подруги говорят: "Сколько же надо купить для этого скрапбукинга?". Помимо материалов, которые в итоге видит заказчик (ткань, украшения), деньги уходят на инструменты и вспомогательные материалы, которые остаются "за кадром", но играют самую главную роль: клей, синтепон, картон, нитки, дыроколы, папки для тиснения, краски и многое другое. Поначалу это творчество, конечно, не окупается, и неизвестно, сколько это "поначалу" будет длиться. Практически всё заработанное я трачу на материалы. На данный момент я не имею большой прибыли от скрапбукинга. Но чем больше вложено изначально, тем больше получено в дальнейшем. Нужно набрать достаточно опыта, обзавестись необходимыми материалами, клиентами, выработать свой неповторимый стиль. Люди к этому идут годами, поэтому тут нужно только терпение. Многие начинают заниматься скрапбукингом, чтобы заработать. Как правило, такие работы – совсем без души. Кто будет это покупать? Творчество востребовано только тогда, когда идёт от сердца, когда в работу вложено много любви и вдохновения.

Я всегда любила что-нибудь мастерить, просто не могла остановиться на одном виде хендмейда: сделала скрап-альбом, поняла, что получается, – интерес пропал. Потом пара работ в технике декупаж – и этот вид творчества надоел. Смастерила шкатулку, сплела деревце из бисера, вышила картину крестиком – моего творческого порыва хватало на одну-две работы. Но параллельно с любовью мастерить ещё с раннего возраста у меня была страсть к бижутерии. Первое колечко мне мама подарила, когда мне было семь лет. Но уже к пятнадцати у меня была внушительная коллекция бижутерии, когда количество пар серёжек измеряется десятками. К третьему курсу университета я поняла, что пора что-то делать, иначе все мои деньги пойдут в выручку Lady Collection, Marmalato и прочих магазинчиков бижутерии. Собственно, тогда же я познакомилась с полимерной глиной – прекрасным материалом, позволяющим создавать миниатюрные изделия, в моём случае – серьги, кольца, подвески, браслеты, аксессуары для волос.

Такая глина также известна как термопластика. В первоначальном виде этот материал очень напоминает пластилин, из него лепят различные элементы для будущих украшений – цветочки, фигурки, бусинки, – которые затем запекаются в духовом шкафу при невысокой температуре.

Честно говоря, термопластика – довольно дорогостоящий материал. Цена одного брусочка (56 граммов), в зависимости от производителя, колеблется от 130 до 250 рублей. Также многие ошибочно полагают, что полимерная глина покрывается краской для придания цвета – на самом деле пластика уже продаётся цветной. Поэтому для создания украшений необходимо приобрести не один, а несколько брусочков разных цветов, которые в дальнейшем можно смешивать между собой.

Кроме полимерной глины, для создания украшений необходима фурнитура для бижутерии: всевозможные швензы, штифты, пины, карабины и прочие словечки, о которых в начале своего творческого пути я даже не слышала. Фурнитура продаётся и в Кемерове, но в розницу покупать выгодно, только если вы собираетесь успокоиться на паре созданных украшений. Я и сама покупала фурнитуру в местных магазинах для рукоделия, но затем стала заказывать небольшими партиями оптом из Китая. Безусловно, так намного выгоднее. Сейчас у меня дома уже скопился приличный "склад" фурнитуры, поэтому заказываю очень редко, только если что-то закончилось.

Безусловно, цены украшений, которые я устанавливаю, покрывают стоимость использованных материалов, особенно если считать по ценам Китая. Однако основное в процессе лепки украшений – трудозатраты. Я не раз сталкивалась с недоуменными взглядами, почему одни серьги стоят 150 рублей, а другие – 350 рублей, хотя невооружённым взглядом видно, что на вторые серьги было потрачено значительно меньше материала. Ответ прост: на создание первых серёг у меня мог уйти всего час, а вторых – часа три. Но почему-то многие думают, что я должна продавать исключительно по цене, равной стоимости затраченных материалов. Я думаю, что вопрос с установлением цены – один из самых сложных для мастеров. Я прочитала не одну статью о ценообразовании на изделия ручной работы, поэтому скажу так: стоимость материалов окупается. Но если посчитать цену изделий по всем правилам жанра, то вряд ли можно было бы назвать моё дело рентабельным. Вот, к примеру, посчитаем доход с одного браслета.

Средняя цена подвески за штуку – десять рублей. И таких пять, выходит 50 рублей. Стеклянные бусины: цена за штуку – шесть рублей, возьмем шесть таких, итог: 36 рублей. Основа для браслета: 25 рублей. Пины-гвоздики: 28 штук. Упаковка из 200 штук – 85 рублей, цена за штуку – сорок копеек. Умножаем, получается 11 рублей 20 копеек. Средняя цена упаковки полимерной глины за 56 граммов – 150 рублей. Средняя цена за грамм – 2,7 рублей. На браслет выйдет 108 рублей. Ещё мешочек из органзы – восемь рублей. Итого себестоимость затраченных материалов – 230 рублей.

Оставим неучтёнными расходы на реализацию (например, распечатка и дизайн этикеток), а также кучу "незаметных" расходов, по типу затрат на проезд до места встречи с заказчиком или до магазина с материалами и тому подобное.

Но постараемся рассчитать и время. На создание одной розочки сейчас я трачу около четырёх минут (специально пробовала измерить). Итого на лепку 22 розочек я потратила час и 28 минут. Время на подготовку рабочего места, смешивание цвета, подготовку пластики к работе – минимум 15 минут. Запекание цветочков – 20-30 минут. Затем – сборка в готовый браслет. Если рука уже набита, то около 40 минут. Если же муки творчества заставят переделывать несколько раз – этот процесс может затянуться часа на два. Возьмём по минимуму. Также учтём время на фотографирование работы, обработку и добавление фотографий на сайт, время на ярмарках или встречу с заказчиком: безусловно, цифра очень приблизительная, возьмём в среднем час (хотя, по моему опыту, эта цифра, скорее, занижена). Если не учитывать время на запекание, получим 203 минуты, или 3 часа 23 минуты (и это с набитой рукой, хотя раньше я тратила гораздо больше времени).

Браслет был продан за 585 рублей (его первоначальная цена – 650 рублей, но, так как заказчик приобретал за раз более трёх изделий, была представлена скидка в десять процентов). Вычтем стоимость материалов: 585 – 230 = 355 рублей. Выходит, 355 рублей прибыли с одного браслета. Поделим на 203 минуты: 355/203 = 1,75 рубля в минуту, или 105 рублей в час.

На самом деле при расчёте цены я и стараюсь, чтобы за час получалось хотя бы сто рублей. Поэтому вряд ли рукоделие стало бы моим основным заработком: для получения среднемесячной по Кемеровской области зарплаты (27.315 рублей) мне нужно было бы трудиться по девять часов 30 дней в месяц. Зная, насколько тяжело физически 2-3 часа, не вставая, лепить или собирать, я понимаю, что для меня это просто нереально. Безусловно, есть люди, для которых рукоделие – единственный источник дохода, причём очень неплохой, примеров таких людей много на ярмарке мастеров, однако все они переходят в более высокую ценовую категорию. Но для меня, я полагаю, это всё-таки останется любимым увлечением, приносящим огромную радость и небольшую прибавку к стипендии.

Моё творчество началось ещё в детстве. Родители отправили меня в школу искусств на кружок деревообработки, но, как это происходит чаще всего, я поучился и забыл. А пару лет назад в интернете наткнулся на человека, который делает стильные украшения из дерева, и понял, что я ведь тоже так могу. Начал искать тематические сайты, читать соответствующую литературу и непосредственно работать с деревом.

Пока я делаю только мелкие вещицы: деревянные галстуки-бабочки, серьги, кольца, броши, кулоны и другие украшения. Но бывают и заказы другого характера: недавно изготовил пуговицы для дизайна интерьера, а сейчас работаю над свадебными декорациями и табличками для рассадки гостей. В общем, портфолио понемногу пополняется.

Интереснее всего работать с экзотическими породами, но они, конечно, обходятся довольно дорого. Поэтому заказываю дерево редко, так сказать, по праздникам. Но иногда я пользуюсь и нашей родной сибирской древесиной (ель, сосна, берёза), которая совершенно не пугает своими ценами. Бывает так, что у меня бесплатно появляются нестандартные материалы, например, балки из старого фортепиано.

В силу того, что работаю с деревом только вручную, цены я указываю с учётом времени, потраченного на каждое изделие. Благодаря этому, дерево окупается, и всегда можно отложить немного на заказ следующей партии древесины. Но на оборудование, которое сейчас нужнее всего, к сожалению, не хватает. К примеру, я заказывал дерево полгода назад, потратил семь тысяч. Переработал я примерно треть всех материалов и выручил около двух тысяч. Осталось ещё много дерева и много бабочек, которых не смог продать.

Пока всё происходит на уровне хобби. Работаю для собственного удовольствия и, если повезёт, иногда выполняю небольшие заказы. А вообще, дерево – это такой материал, который даёт своеобразное тепло мастеру. Радуешься, когда он тебе подчиняется, и не расстраиваешься, если порода трескается и даёт сколы. В любом случае, когда после долгой работы, неоднократных ошибок и подходов ты держишь в руке готовое, пропитанное маслом или воском изделие, не жалеешь о том, что потратил на него несколько часов или дней.

Фото: Мария Ермолова
Автор: Мария Ермолова
Комментарии для сайта Cackle