На этот раз мы затронем необычную и даже загадочную тему. Предлагаем совершить небольшое путешествие по городу Кемерово и познакомиться с самыми необычными зданиями, с их легендами, историей и призрачными обитателями…
Находится на Советском, 26. Любители увеселительных мероприятий, ночной жизни, японской кухни и караоке этот адрес узнают сразу! А легенда состоит в следующем: несколько лет назад охранник развлекательного центра рассказал своим коллегам про странную женщину, которая среди ночи бродила по правому крылу здания и искала своего ребенка. Сначала подумали, что это одна из новеньких уборщиц под действием алкогольных паров ведет себя неадекватно. Но оказалось, что женщин, подходящих под описание, в штате заведения нет. Не иначе как привидение… Вскоре всплыла похожая история из девяностых. Оказывается, странную женщину видели и сторожа располагавшегося тогда в здании ночного клуба «Венера».
Прояснить ситуацию с призраком мы попросили старожилов города. Может, дело в самом здании? Но нет, история здания некогда образцового Дома культуры энергетиков, а также клуба ГРЭС, ни с какими мистическими событиями не связана. Один из первых в городе красивых домов с колоннами, барельефами и скульптурой выдающегося русского ученого 19 века Петра Яблочкова на фасаде, появился на проспекте Советском в 50-х и никогда в темных делах замешан не был. Копать надо было гораздо глубже. Коренные кемеровчане вспомнили-таки, что на месте клуба ГРЭС раньше стоял деревянный барак – самый обычный дом местных заводских трудяг. В конце тридцатых в нем произошел трагический случай. Начался пожар, и мать не успела спасти своего годовалого малыша. Кстати, когда эту историю рассказали охраннику «Континента», призрак являться перестал.
Шпиль, острый, как игла, как будто бы вонзающийся в небо над городом. А в основании шпиля – странное окошко в форме глаза. Именно таким необычным архитектурным украшением до недавнего времени мог похвастаться кемеровский Дом художников, который находится в угловом здании на перекрестке улиц Дзержинского и Красноармейской.
Окно кемеровчане быстро окрестили глазом Саурона: многим ведь запал в душу этот толкиеновский образ неусыпно следящего за миром злобного ока. Особо мистически настроенные граждане узнавали в глазе масонский символ или знак загадочной оккультной секты.
Так или иначе, но диковинное окошко делало здание Дома художника особенным, и очень даже неплохо выделяло пристанище муз на фоне всех остальных строений.
Впрочем, именно такую цель и преследовал автор проекта – известный кузбасский скульптор Алексей Хмелевской. Именно он придумал окно-глаз, будучи в свое время председателем местного союза художников. Спросить у автора, что точно должен был символизировать глаз, мы уже не сможем никогда: знаменитый скульптор погиб в 2008-м году. Но собратья Хмелевского по цеху мистические подтексты отрицают. Судя по всему, создатель композиции имел в виду око художника, которое видит дальше, чем глаза обычных людей…
…Кемеровчане наверняка заметили, что не так давно Дом художника реконструировали. Окно заложили кирпичами, и глаз сомкнулся навсегда. Шпиль на углу здания также срезали. Символа не стало. Одно время ходили слухи, что причиной тому суеверия: мол, после появления странной конструкции на перекрестке участились аварии. Но на самом деле все обстоит более прозаично. У инженеров возникли опасения, что высокий козырек вместе с окном и шпилем недостаточно надежны и однажды могут обрушиться на головы прохожим. Поэтому детище Хмелевского решили демонтировать.
Мы память об окошке решили сохранить, и разыскали старые фото, где еще смотрит вдаль глаз творца…или глаз Саурона.
Здание из красного кирпича на улице Дзержинского, поражающее обилием острых углов и совершенно фантастических зубцов, не заметить просто нельзя. В нем со дня постройки и по сей день располагается «Горэлектросеть». И наверно, почти каждый горожанин хоть раз задавался вопросом: откуда у тех, кто освещает наш город, такая тяга к ассиметрии?
На самом деле в девяностые годы для строительства этого здания была создана специальная мастерская под руководством тогда ещё главного архитектора города Владимира Полтавцева. И как ни странно, здание изначально планировалось не выделить на общем фоне, а напротив, максимально вписать в обстановку. Архитектору нужно было построить объект, который удачно смотрится в контексте соседних домов, кирпичного забора, и даже громады стадиона «Химик». Наконец, в здании нужно было разместить как можно больше людей, так как заказчик стремился к наибольшей функциональности. В итоге и появился в Кемерове приметный «архитектурный шедевр» – наверно, единственное здание, которое с каждой стороны выглядит совершенно по-разному.
Удивительно, что этот маленький архитектурный шедевр стоит сегодня в руинах. Одноэтажный дом редкой красоты притаился в зарослях на улице Дарвина. Из-за разлапистых тополиных ветвей и лиственничной хвои его уже и не видно совсем, только скромный номерок с цифрой 6 не дает зданию слиться с пейзажем. Еще в начале двухтысячных здесь жили люди. А сейчас время разрушает дом, и люди проходят мимо, не подозревая, что развалины скрывают свою собственную прекрасную историю.
В пятидесятые годы розовый дом необычной планировки был уютным и обихоженным. Восемь просторных комнат, добротная деревянная мебель, ажурные шторы, гобелены на стенах, наверняка были и камин с печью. По одной из версий историков, кемеровские руководители решили пригласить в наш город прославленных героев Социалистического труда Владимира Кожевина и Петра Ковачевича и специально для выдающихся деятелей угольной отрасли построили самый замечательный, самый лучший в округе дом.
…О дружбе «угольных генералов» легенды ходят до сих пор. Знакомы два выдающихся угольщика были ещё со студенческих времен, вместе окончили томский политехникум. Первым, как в учебе, так и на производстве, был бессменный староста Владимир Кожевин. В годы войны работал главным инженером на шахте «Северной» Кемеровского рудника, работал в лавах наравне с забойщиками – шахта тогда давала рекордное количество угля. В 45-ом его назначили управляющим треста «Киселевскуголь». Правой рукой Кожевина во всех начинаниях был Петр Ковачевич. Вслед за товарищем его назначили главным инженером треста «Киселевскуголь». А в конце сороковых обоих переманили в Кемерово. Кожевина – на должность начальника «Кемеровоуголь» (а впоследствии «Кузбассуголь»), а Ковачевича в его заместители. В Кемерове «угольных генералов» с семьями заселили в новенький розовый дом. Так что и в труде и на отдыхе сослуживцы были неразлучны. Дружили семьями, вместе ездили на рыбалку, и даже разбили небольшой полисадничек около своего необычного жилища.
В 80-м скончался Петр Ковачевич, а в 90-ом ушел из жизни и Владимир Кожевин, семьи разъехались. Но дом до сих пор хранит память о дружных хозяевах. Вот только загадка – почему он пустует?
Деревянный дом по адресу Весенняя, 13а был построен в далеком 1927-м году. И сегодня он прячется среди типовых пятиэтажек – симпатичный и какой-то родной на вид, хоть заколочены окна, и жильцы давно выехали…
А ведь до войны это было едва ли не самое комфортное жилище во всем Кемерове! Жители любили свой дом и гордились им. Зимой во дворике заливали каток, летом обустраивали спортивную площадку. Вокруг здания разбили клумбы, цветы на которых специально высаживали таким образом, чтобы читалось слово «Искра» - название кооператива, строившего первые дома в будущей столице Кузбасса. Именно в этом доме вырос наш прославленный земляк - будущий Герой Советского Союза Геннадий Красильников, отсюда и в школу ходил…
Между прочим, изначально домов из черного дерева в этом квартале было целых четыре. Первые два снесли при застройке Весенней, третий дом сгорел в девяностые годы. Остался последний, четвертый. И, поскольку в прежние времена дома, пускай и деревянные, строились на века, он стоит крепко. Древесина лиственницы всегда считалась одним из самых надежных материалов…
Но время идет, город строится… Земля в так называемом «старом центре» Кемерова теперь на вес золота.
И год назад вокруг последнего дома из черного дерева разгорелась настоящая баталия. Здание решили снести, а на его месте построить 12-этажную свечку. Жильцы окрестных «хрущевок», да и многие старожилы города встали тогда на защиту уникального дома. Подключили СМИ, писали мэру и губернатору, а потом ещё и сайт создали в защиту исторического здания… Возможно, именно поэтому дом из черного дерева до сих пор остается на прежнем месте и посмотреть на него все ещё можно! А лучше сфотографировать. Мало ли что…
Среди увлеченных историей города людей есть и такие, кто уверен: когда-то правый и левый берега реки Томь соединял подводный тоннель. Прорытый, между прочим, солдатами армии Колчака. Вход в него некогда располагался чуть дальше горелой горы, аккурат под зданием нынешнего офиса компании «Уголь-С», а в прошлом – Главной конторы Кемеровского рудника. Выйти из тоннеля можно было, очевидно, где-то на территории Коксохимического завода… Конечно, сегодня ни входов, ни выходов из тоннеля уже не отыскать. Но можно, по крайней мере, навестить здание Главной Конторы, в надежде, что оно поведает свои тайны…
Этому историческому дому давно перевалило за 90. Одно из первых каменных зданий города вообще (построено в 1916 году), одно из первых зданий с железобетонными лестницами. Исполинских статей дом классической с элементами модерна планировки, с массивными окнами и огромными дубовыми дверями более двух метров высотой. Плоскую крышу входного тамбура здания некогда использовали как трибуну для митингов и праздничных демонстраций, до того крепка была. За время существования в Главной конторе чего только не размещалось. С середины 20-х здесь командовал Себальд Рутгерс, стоявший во главе автономной индустриальной колонии «Кузбасс», а после сюда переехало Правление треста "Кузбассуголь". С начала 30-х в здании был и горнопромышленный техникум, и школа, и швейное, и строительное училища.
А в годы гражданской войны в конторе размещался штаб армии Колчака. Именно в это время, согласно легендам, из подвала в правой части здания был прорыт тоннель, прямо под Томью. Для чего? История умалчивает. Но, как известно, в наши дни слово «Колчак» очень плотно ассоциируется со словом «клад». И думать можно всякое…
Спустя годы, тоннель оказался забыт, входы в него засыпаны. Но если спуститься в правую часть подвального помещения Главной конторы и приложить ухо к одной из стен, то до сих пор можно расслышать глухой шум воды…
Источник: по материалам журнала "Телехит"
Марина Туманова, Татьяна Маркова
Фото: Марина Туманова