…Иногда случается, что журналист, перелопачивая тонны информации, внезапно находит жемчужину. Это и произошло с нашим корреспондентом Надеждой Галаниной. Работая над материалами об истории города Кемерово, она нашла необыкновенные фотографии. Этими снимками поделился с ней автор - известный кузбасский журналист и фотограф Григорий Шалакин.
Григорий Трофимович работал во всесоюзных, общероссийских и областных СМИ, 18 лет являлся собственным корреспондентом мирового информационного агентства ТАСС и ИТАР-ТАСС по Кемеровской области. Одним из плодов его многолетнего труда стала серия фотографий знаменитостей советской эпохи, в середине восьмидесятых приезжавших в столицу Кузбасса с гастролями. Эти снимки поражают, заставляют всматриваться в них вновь и вновь. А люди на них завораживают глубокой простотой. Впрочем, смотрите сами, мы публикуем эту серию фотографий с комментариями автора.
Григорий Шалакин неоднократно становился призером всесоюзных, межреспубликанских и областных фотовыставок. Он сделал в общей сложности более пятидесяти тысяч черно-белых и цветных фотокадров, его фотоснимки публиковались в журнале «Советское фото» и газете «Советская культура».
Актриса Элина Быстрицкая, легендарная исполнительница роли Аксиньи в шолоховском «Тихом Доне», приезжала на гастроли с Малым театром Союза ССР. После спектакля ее пригласили на интервью в редакцию газеты «Кузбасс», где и сделан снимок. В руках у актрисы сборник кулинарных рецептов, выпущенный Кемеровским книжным издательством, «Молодой хозяйке на заметку» - редкая по тем временам книга. Ведь единственным кулинарным изданием в СССР была книга «О вкусной и здоровой пище».
Григорий Шалакин: Элина Быстрицкая произвела на меня впечатление женщины сильной, волевой и даже резковатой в своих суждениях, - актриса и сама не раз говорила, что справиться с жизненными трудностями ей помогает сильный характер: «С легким характером в жизни ничего не добьешься».
Футбольная встреча на стадионе «Химик» между кемеровской командой журналистов «Гонорар-82» и артистами Государственного академического Малого театра Союза ССР. По заведенной традиции мяч в игру должен был вводить приглашенный артист, в данном случае Элина Быстрицкая. Так что не стоит думать, что матчи с участием звезд («Сила России» на день города, например) – это веяние последних лет!
Актер Валерий Носик в раздевалке стадиона «Химик» в перерыве между таймами футбольной игры команд «Гонорар-82» и артистов Малого театра.
Футбольная игра на стадионе «Химик» между кемеровской командой «Гонорар-82» и теперь уже артистами театра имени Ленинского комсомола - командой «Авось».
Этот поединок со знаменитым «Ленкомом», десантировавшимся в Кемерове гастрольным летом 1986-го, запомнили многие. Звездный состав труппы – Олег Янковский, Александр Абдулов, Николай Караченцов, Евгений Леонов – блистал не только на сцене, но и на футбольном поле.
Олег Янковский был страстным поклонником футбола, в интервью тех лет он рассказывал, что футбольная команда их театра занимает третье место по Москве.
ГШ: Олег Иванович был старше своих коллег по театру и потому выглядел солиднее. Он был немногословен, серьезен и так же серьезно вел себя во время игры. Будучи заядлым футболистом, он принимал все близко к сердцу и играл неистово, страстно, выкладываясь на полную катушку. Я очень переживал за Янковского: а вдруг ногу подвернет или сломает? Ведь вечером на спектакль выйти не сможет.
ГШ: Аллу мы снимали вдвоем с фотографом Дмитрием Коробейниковым. Мы договорились сделать фотосессию для певицы в перерывах между кемеровскими гастролями. Встречу назначили на 10 часов утра. К назначенному времени подъехали к санаторию-профилакторию МВД, где остановилась артистка. Алла Борисовна немного задержалась, а когда вышла, сразу же предложила нам пересесть к ней в «Волгу». Мы с Димой разместились на задних сидениях, Алла Борисовна с водителем впереди. Кемеровские ландшафты для фотосъемки Примадонна выбирала сама. Этот снимок сделан на улице Предзаводской в районе Азота. Пугачевой «глянулась» советская символика той поры: серп и молот, звезды.
Надо сказать, что проездили мы тогда больше отведенного времени, где-то часов до 16.00. Алла Борисовна планировала заехать в гости к одному кузбасскому художнику, который приготовил ей в подарок картину, но уже не успела, так как на 19.00 был назначен концерт в СКК «Октябрьский».
« Нет, уже не буду заезжать», - сказала Примадонна. «В мастерской начну рассматривать картины, возникнут эмоции, ассоциации, собьюсь со своей волны. Заеду в другой раз».
Так как времени на подготовку к концерту оставалось мало, Пугачева начала распеваться прямо в машине. Надо сказать, тогда мы по-настоящему оценили силу и мощь ее голоса – крыша в машине дрожала!
Григорий Трофимович вспоминал, что концерты Пугачевой в Кемерове проходили с огромным аншлагом. Возле спорткомплекса милицейский патруль перекрывал движение немногочисленного в ту пору транспорта, чтобы 5 тысяч зрителей могли пройти к центральному входу «Октябрьского». Одни шли, чтобы попасть на концерт, другие «безбилетные» шли к спорткомплексу, чтобы дождаться, когда певица выйдет с концерта.
Фотографии из этой кемеровской серии, сделанные Дмитрием Коробейниковым, работавшим от Агентства печати «Новости», были опубликованы в японском журнале. А наиболее удачные снимки Пугачевой фотограф, по просьбе Аллы Борисовны, лично отвез ей домой в Москву. На память о той встрече у обоих фотокорреспондентов остались подаренные звездой значки клуба «Алла Пугачева».
Ленкомовцы на гастролях в Кузбассе. Александр Абдулов разминается на стадионе школы № 62 напротив гостиницы «Кузбасс».
ГШ: «Сложилось впечатление, что Александр Абдулов все время о чем-то думал, мысли его были чем-то заняты. Даже на отдыхе он находился в напряженно-сосредоточенном состоянии. Находясь в компании, он был очень немногословен, отвечал односложными «да» или «нет». Если кто-то из коллег над ним пошучивал, у него были готовы короткие односложные ответы. Он был все время погружен внутрь самого себя, несмотря на то, что рядом были жена Ирина Алферова и дочь Ксения. Кстати, 12-летняя Ксюша Алферова привезла с собой на гастроли в Кемерово любимую собачку, которую выгуливала в окрестностях гостиницы «Кузбасс».
Георгий Жженов в редакции газеты «Кузбасс».Григорий Шалакин присутствовал на этой встрече, а утром следующего дня улетел в Москву. По случайности актер вылетел в столицу тем же рейсом. Кузбасский журналист и актер встретились в московском аэропорту. Георгий Степанович удивился: «Ну надо же, только вчера в Кемерове были, утром уже в Москве вместе!».
На стадионе «Химик» артист «болеет» за своих коллег из Ленкома.
ГШ: «Доцент» едва не забил гол, открывая игру после свистка арбитра. Евгений Леонов был очень естественным в жизни. Таким же он получался и на фотографиях - не делал попыток приукрасить себя, что-то изображать, казаться лучше. Для людей он был «своим»: разговаривал со всеми, кто хотел с ним поговорить, всем был близок.
После кемеровских гастролей театр «Ленком» отправился в Новокузнецк.
ГШ: Мы приехали в гостиницу, когда Коля только проснулся. «Пойдемте, сходим в буфет, чего-нибудь перекусим», - предложил Караченцов. Этот снимок я сделал за завтраком. Обратите внимание, завтрак у популярного артиста того времени был более чем скромный: омлет, сосиска и кефир в граненом стакане.
После буфета мы поднялись в номер. По пути он остановился на этаже, чтобы покурить. Я заснял его в тот момент, когда он тушил окурок. В руке у Николая Караченцова рукопись Евгения Красносельского, который привез актеру материал на правку.
- В номере Николая мы просидели четыре часа, - вспоминает Григорий Трофимович. Говорили обо всем – о жизни, о ролях, о театре, мы даже пели частушки. Коля был мастер этого жанра и сразу предупредил нас, что знает их великое множество, так что петь может целый день без перерыва. Кстати, частушки он пел действительно профессионально. Проговорив с нами, Николай пропустил запланированную игру в теннис и занятия в бассейне.
- Мы уехали, но впечатление о Караченцове осталось как об абсолютно контактном, общительном и открытом человеке. Рубаха-парень, человек-оркестр, душа нараспашку – это про него, - говорит Шалакин.
После той встречи Григорий Тимофеевич так и зовет его по- свойски «Коля».
«Заслуженная бабушка Советского Союза» Татьяна Пельтцер на стадионе Новокузнецка «болеет» за своих – команду артистов «Ленкома». Татьяна Ивановна была удивлена, что эти дружеские матчи собирают огромное количество болельщиков и все происходит по-настоящему: судейство, накал страстей и искреннее желание каждой из команд победить.
Владимир Пресняков-младший с ребятами из танцевальной группы у спорткомплекса «Октябрьский». Пресняков выступал со своим номером в первом отделении в рамках концерта Аллы Пугачевой, что называется «на разогреве». В ту пору он еще не был официальным зятем Примадонны.
ГШ: Володю очень хорошо принимали зрители. Он контактный, общительный, веселый парень. На этом снимке Володя поведал, что парень слева от него – «крутой» танцовщик, найти и привлечь которого в свою команду было не так-то просто.
Интересно, что Владимир Пресняков с ребятами – образец молодежной моды 80-х годов. Отросшие волосы до плеч, на голове – начес, куртки-косухи, вареная джинса, на руках и шее – бижутерия, напоминающая цепи, обилие заклепок, металлических значков, перчатки без пальцев - неотъемлемые атрибуты молодых солистов второй половины 80-х г.г.
На концерте в спорткомплексе «Октябрьский».
ГШ: Я заходил к Валерию Леонтьеву в гримерку перерывах между отделениями концерта, задавал вопросы. Надо отдать должное Валерию Яковлевичу, на сцене он выкладывался до седьмого пота, ему просто необходимо было несколько минут отдыха, чтобы набраться сил и восстановиться для следующего выхода на сцену. Но при этом он не выгонял меня, а весьма откровенно отвечал на вопросы.
Марк Анатольевич выходит со служебного входа стадиона «Химик» после футбольного матча ленкомовцев с кемеровчанами. Что рассмешило известного кинорежиссера, сегодня доподлинно не известно, скорей всего, его хорошее расположение духа связано с победой артистов театра «Ленком»… И газетку прославленный мастер положил на чужие «Жигули»… Тогда можно было, ведь на дворе 80-ые – машины не закрывались на ключ, сигнализацией не пользовались.
Кумиры советской эпохи. Великие артисты, настоящие звезды, до которых, если судить по масштабу дарования, уж точно никому из простых смертных не дотянуться. Но вот ведь парадокс: воспоминания очевидцев доказывают совсем обратное. На поверку знаменитые актеры оказывались очень открытыми, всегда готовыми к общению людьми. Они легко заводили дружбу с провинциальными журналистами, заразительно смеялись, позволяли фотографировать себя за завтраком, радовались поклонникам, выгуливали на кемеровских улицах любимых собак…В восьмидесятые никому из заезжих артистов даже не пришло бы в голову оцепить себя тройным кольцом секьюрити, выкатить кемеровским организаторам сумасшедший райдер и феерические требования к гостинице, хамить местным фотографам, отказывать в интервью газетчикам, капризничать или задирать нос. Словом, какие-то «незвездные» повадки были у тогдашних звезд… Может, оттого, что им не нужно было никому ничего доказывать. Их любили за человечность, за искренность, за неподдельность таланта, за красоту души. Мы и сейчас их любим. А время…какое все-таки удивительное было время…