Летом 2024 года в силу вступит закон, подписанный президентом России Владимиром Путиным. Теперь банки будут обязаны возвращать клиентам деньги, которые у них похитили мошенники.
К сожалению, нередкая в последнее время ситуация: клиент банка стал жертвой мошенников – перевел неизвестным денежные средства, после чего злоумышленники перестали выходить на связь. Первое, что ему необходимо сделать, – это обратиться в МВД, а также уведомить банк о совершенной операции. После этого начнется разбирательство в рамках нового закона.
О том, как это работает и как граждане могут быть защищены, рассказал директор Департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров в беседе с журналистом VSE42.Ru.
С 25 июля 2024 года в России вступит в силу закон, который обяжет банки тщательнее следить за операциями клиентов, а также предупреждать их о возможном мошенничестве. В основу ляжет информация об операциях, которые были проведены вследствие обмана. Она содержится в автоматизированной системе ФинЦЕРТ Банка России. При этом с октября 2023 года доступ к системе имеют не только банки, но и МВД.
Так, Центробанк будет получать от правоохранителей данные о совершенных преступлениях, после чего информация будет распространяться по другим банкам, что позволит идентифицировать потенциальных дропперов (лиц, чьи счета используются для обналичивания и вывода полученных мошенническим путем денег – прим. ред.). Раньше это работало только на стороне банка-получателя, а после вступления в силу нового закона участвовать будет и банк-отправитель.
Кроме того, после появления в системе информации о совершенном преступлении кредитные организации будут обязаны отключить электронные средства платежа злоумышленника. При этом сами денежные средства блокироваться не будут – лица, на имя которых были выпущены карты, могут с паспортом прийти в отделение банка и распорядиться средствами. Ожидается, что дропперы на такое не пойдут.
Отмечается, что в базе не будет содержаться сведений о повседневных переводах и тратах граждан (например, об обычном переводе средств от коллеги к коллеге). Это объясняется тем, что информация о мошеннических переводах в системе появится только после обращения пострадавшего, после чего банк направит эти данные в ФинЦЕРТ.
В том случае, если человек собирается перевести деньги на счета дропперов, банк обязан предупредить о возможном мошенничестве и вовсе отменить операцию – вводится двухдневный "период охлаждения". В это время человек не сможет осуществить перевод на реквизиты, которые уже были использованы для совершения преступления. Ожидается, что такое время позволит ему передумать. При этом после отмены операции банк обязан прокоммуницировать с клиентом – объяснить, что операция была приостановлена, так как реквизиты ранее уже "засветились" в преступлении, предостеречь о возможном мошенничестве. Однако если после "периода охлаждения" человек настаивает на переводе, то банк обязан его осуществить, в таком случае банк освобождается от финансовой ответственности за перевод на мошеннические реквизиты.
Кроме того, теперь банки будут возвращать клиентам похищенные деньги в том случае, если реквизиты, на которые планируется выполнить перевод, уже попали в систему и банк не предупреждает об этом клиента, а также не задерживает операцию на два дня или не уведомляет, что перевод может происходить без согласия клиента. Похищенная сумма будет возвращена в полном объеме в течение 30 дней, а в случае трансграничных переводов – 60 дней.