Людмила Владимировна Пилипчук – генеральный директор Государственной филармонии Кузбасса им. Б. Штоколова. В этой авторитетной и грамотной женщине гармонично уживаются разные грани индивидуальности: она талантливый руководитель, вдохновитель и организатор многих культурных мероприятий, общественный деятель, и при этом еще замечательная жена, понимающая невестка, любящая мама и бабушка.
- Людмила Владимировна, как вы прошли путь от озорной девчонки-хохотушки до серьезного руководителя?
- Сама не знаю, как это получилось. Наверное, Господь так распорядился. После окончания института стала работать преподавателем в училище культуры. Помню, как ужасно волновалась перед первой лекцией. Пришла на урок, коленки дрожат, студенты за партами - мои ровесники. Весь урок протряслась как осиновый лист, но ничего, со временем втянулась.
С самого детства была человеком общественным: то вожатой, то старостой, то комсоргом. В институте сначала работала на кафедре «Культура речи», потом была назначена арт-директором, потом проректором по творческо-исполнительской работе. За годы работы меня постоянно приглашали на руководящие должности: то завучем во вновь открывающуюся гимназию, то директором в училище культуры. Правда, я отказывалась, потому что точно знала, учебный процесс – это не мое.
Однажды начальник департамента культуры – Владимир Иванович Бедин сообщил, что хочет предложить мою кандидатуру на должность директора филармонии перед Губернатором. От такого сообщения у меня «упало» сердце. Я как представила масштаб того, что мне предлагают возглавить, стало по-настоящему страшно. Тем не менее, Владимир Иванович повел меня на встречу к Аману Гумировичу. Губернатор спросил: «Ну что, пойдешь или все еще боишься?» Ответила: «Пойду, но я боюсь».
Заняв новую должность, плохо разбиралась в финансовых, юридических, налоговых вопросах. Работа казалась большим необъятным белоснежным листом. Приезжала в филармонию рано утром, уезжала ночью, стараясь максимально быстро вникать во все вопросы. Через какое-то время поняла, что мне очень нравится работа. Руководитель филармонии – это хороший шахматист, который бесконечно решает какие-то вопросы, причем оперативно, по закону и во благо людей.
- А разница между вами, той директором, и сегодняшним значительно сократилась?
- Лист, конечно, не такой уже белый! (Смеется). Не могу сказать, что по прошествии 12 лет я прихожу на работу и расслабляюсь. Совсем нет. Рабочий темп по-прежнему очень высокий. Голову отключить от забот не удается даже в выходные.
- Посуду моете и думаете о работе?
- Посуду мою - думаю, телевизор смотрю – думаю, спать ложусь или книжку читаю, вторым планом в голове – работа.
- Людмила Владимировна, как вы познакомились со своим мужем Дмитрием Борисовичем?
- Как-то на летних каникулах в институте мы с подружками встретили своего однокурсника Гену Зубенко, который пригласил нас в Кировский район на танцы. На танцплощадке в Березовой роще народу было столько, что яблоку упасть негде! Я протиснулись сквозь толпу танцующих ближе к сцене, и обратила внимание на интересного молодого человека за клавишной установкой. В антракте нас друг другу представили. Вот так и завязалась наша дружба.
- Муж привел вас в свой дом, и вы начали жить вместе с родителями мужа. Как уживались со свекровью?
- Когда живешь с мамой мужа, главной мыслью, которая должна посещать тебя в этот момент, что это мама твоего любимого человека, и что она этого человека родила и воспитала для тебя. Дочери всегда удивляются: «Мама, как ты так долго с бабушкой прожила? Мы так не сможем». Отвечаю: «Мужей любите, значит, сможете». У нас все эти годы теплые дружеские отношения со свекровью Калисой Ивановной. Ей 90 лет. Она до сих пор помогает мне по хозяйству, в частности гладит белье.
- Какая вы бабушка: строгая или все позволяющая?
- Я строгая бабушка. Однажды внучка Маша искренне призналась: «Бабушка, если бы ты не была строгая, мы бы давно сели тебе на шею». Я очень по ним скучаю. Если долго не вижу внуков (Семья младшей дочери Сони живет в Краснодаре, - прим. автора), с утра могу расплакаться.
- Людмила Владимировна, вы летом живете на даче?
- Уезжаем на дачу в конце апреля, приезжаем в город поздней осенью.
- Что у вас растет на огороде? Сама слышала, как вы сетуете на то, что нет дождя, и уже надоело бегать с лейками.
- А что у нас растет? Зелень всякая: салат, руккола, шпинат. Сегодня на завтрак приготовила себе яйцо со шпинатом, очень люблю этот салат. На самом деле, многое из того, что мы сажаем, не съедаем. Каждый год у нас все перерастает, но садить приходится, не пустовать же земле. Честно признаюсь, я не «земляной» человек. Люблю больше облагораживать: подстригать деревья и кусты. Наверное, во мне пропал парикмахер (смеется).
- Как-то вы рассказали историю про то, как к вам в огород повадился заяц объедать капусту, и когда поздней осенью вы собрали урожай, чтобы не разочаровывать зверя, оставили на снегу капустные листья.
- Да, было такое. У нас перед дачей большая поляна, за которой проселочная дорога и лог, засаженный лесом. Вышла я как-то ранним утром из калитки, собралась ехать на работу. Села в машину и вдруг наблюдаю такую картину… Из лога выходит крупный заяц, не бежит, а не спеша переходит дорогу, затем поляну и останавливается в нескольких метрах от нас. Поглядев в нашу сторону, продолжает свое путешествие уже к нам в огород, через забор прямиком к капусте. Я буквально дар речи потеряла от такой смелости и точности поставленных целей. И такие путешествия в наш огород храбрый заяц совершал не один раз.
Наша дача - это вообще удивительное место. Там водятся белки, зайцы, куницы, бесчисленное количество птиц. Настоящее умиление наблюдать за ними.
- Людмила Владимировна, а вы знаете, как персонал филармонии называет вас между собой?
- Однажды утром перед началом рабочего дня подъезжаю к филармонии. Водители стоят на крыльце, я слышу как один из них кричит: «Мама приехала!»
- Верно, «мама».
- Да вы что! Приятно слышать. Называют меня так, наверное, потому, что для меня они действительно семья. Мне хочется, чтоб у каждого работника удачно складывались дела и в жизни, и в работе.
- В 2010 году филармония удостоилась награды «Национальное достояние России», а ваше имя (наряду с Владимиром Юдельсоном) значится на табличке архитектурного ансамбля «Мир добра» на площади Дружбы народов на Крымском валу в Москве. Каково это - быть классиком при жизни?
- Я даже не знаю, что это на Крымском валу. Помню, нас куда-то привезли, поставили у какого-то памятника и мы с Юдельсоном попытались сфотографировать эту табличку на телефоны. Я не понимаю, что такое слава, признание, звездность. Честно говоря, никогда не хотела никаких наград, никогда не стремилась к званиям и регалиям. Спасибо моим родителям, что не воспитали во мне эти чувства.
- Поэт и ученый Виктор Туев в стихотворении «Эйфория после концерта» сравнил вас с Владычицей божественного храма. Как вам это сравнение?
- Я - не владычица, не царица, не королева, я просто работник. И мои ребята правильно меня понимают, я скорее Мать. Причем, если у меня плохое настроение – эта информация мгновенно облетает филармонию. Иду по этажам, а все двери в кабинеты закрыты. Зато, когда все у нас ладится, нет никаких замечаний, атмосфера совсем другая - двери нараспашку, народ выходит в коридор, мы обнимаемся, желаем друг другу хорошего дня. Поэтому все-таки коллектив – это моя большая семья.
Место рождения: г. Кемерово
Образование: Кемеровский государственный институт культуры, Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма.
Семья: муж - Дмитрий Борисович Пилипчук, кандидат медицинских наук. Дочери - Елизавета и Софья. Внуки: Федор, Андрей, Маша, Марк.
Нравится: общение с людьми, которые окружают
Не нравится: подхалимство, ложь, жадность
Лучший подарок: семья. Полной неожиданностью стало присвоение высокой награды «Почетный гражданин Кемеровской области».
Телепредпочтения: канал «Культура»
Лучший отдых: на даче
Спорим, вы не знали что: второй год подряд Людмила Владимировна наблюдает из окна своего рабочего кабинета, как вьют гнезда и выводят птенцов вороны на деревьях у филармонии. Для этих целей она даже приобрела маленький красный бинокль.