Как наши утюги хотят быть иностранцами

19 июня 2014 г., 09:52

Приобретая товар, мы ориентируемся на стереотипы, ведь ещё со времён перестройки у отечественного покупателя сложилось представление о том, что продукция, произведённая за границей, является эталоном качества. Тогда народ скупал всё, что имело хоть какой-нибудь намёк на западное происхождение. До сих пор российские производители этим пользуются и прячут отечественное содержание в иноязычном названии.

О том, в каких городах нашей необъятной родины на самом деле собирают немецкую технику и шьют итальянскую обувь, – в материале корреспондентов Vsё42.

Техника

Как только на нашем рынке появилось новое чудо техники – мультиварки, в числе первых сразу оказались "Redmond". Вроде как фром Соединённые Штаты. И давно ли американцы занимаются производством бытовой техники? Поиски в иностранном сегменте Всемирной паутины по запросу Redmond не увенчались успехом, чему мы тут же нашли объяснение: товарный знак родом из России, принадлежит компании ООО "Технопоиск". Ну а собираются мультиварки, хлебопечки и йогуртницы "Redmond", естественно, руками китайских трудяг. На известном сайте Aiibaba можно найти абсолютно такую же мультиварку, как и в магазине. Только написано на ней не Redmond, да и обойдётся она в сущие копейки.

Горячими напитками по утрам радуют многих такие красивые мигающие чайники "Vitek". И покупали вы их потому, что они качественные: австрийские. А вот и нет, на самом деле, товары от "Витька" – российские, только собираются, по больше части, в Китае. Бренд "Vitek" был создан в 2000 году компанией Golder Electronics, принадлежавшей Андрею Деревянченко. Почему же мы убеждены, что эти чайники и пылесосы приезжают к нам из-за границы? Ответ прост: торговая марка была зарегистрирована в Австрии, что позволяет указывать на коробочках в качестве производителя европейское государство.

А как же миксеры и фены "Scarlett"? Марка принадлежит компании Arima Holding Corporation – совместному детищу россиян и наших китайских друзей. Зарегистрирована она в Англии в 1996 году и названа в честь героини "Унесённых ветром" Скарлет О'Хара. Отсюда целевая аудитория – домохозяйки.

Телевизоры, мониторы, домашние кинотеатры и другая крупногабаритная техника "Rolsen". Эта марка с момента своего появления не разменивалась на утюги и блендеры. На официальном сайте указано, что Rolsen Electronics начала свою деятельность в 1990 году в Сеуле. Хотя основана была в 1994 году выпускниками МФТИ Сергеем Белоусовым и Ильёй Зубаревым. Некоторая продукция собирается в подмосковном Фрязино из деталей, закупленных в Юго-Восточной Азии. Собственное производство налажено в Калининградской области. Также "Rolsen" занимается конечной сборкой для таких брендов, как LG, JVC, Toshiba, Hitachi, Daewoo и Philips.

Компания "Kaiser" позиционирует себя под лозунгом "Немецкая бытовая техника", о чём немцы даже не подозревают. Ни в Германии и вообще нигде за границами СНГ не слышали о таком "императоре" (перевод с немецкого). Ибо товары под этим лейблом производятся в Польше и поставляются в Россию.

Ещё один псевдонемец – "Bork". Это бренд сети "Электрофлот", который также только зарегистрирован в Германии. Он заполонил почти все магазины, а оттуда попал и в наши квартиры. В 2009 году, между прочим, компанией заинтересовалась антимонопольная служба. Претензии возникли по поводу нарушения статьи закона "О защите конкуренции": братия вводила в заблуждение потребителей, указывая на упаковках "BORK. Germany". И ведь люди верили: социологическое исследование показало, что около 70% россиян считают её немецким брендом. Что бы вы думали, где на самом деле расположилась база "Bork"? Да вот, рядом совсем, перешагнул через границу КНР и нашёл завод "Электрофлота".

Одежда и обувь

Сколько раз вы проходили мимо обувных дорогих обувных магазинов, завистливо посматривая на витрины, в которых стоят изящные туфельки с внушительной ценой? И ведь хочется же, каждой девушке хочется парочку сандаликов из Италии.

Как оказалось, итальянской обуви, в принципе, на российском рынке не более 5%, но наши покупательницы жаждут красоваться в туфлях от какого-нибудь итальянского мастера. К тому же, звучные, приятные слуху прекрасной половины человечества названия брендов делают своё дело и привлекают довольно-таки много клиентов. На этом фоне и раскрутилась такая розничная сеть, как "Carlo Pazolini", маскируясь под западную. Да-да, всего лишь маскируясь, поскольку группа компаний была основана российским предпринимателем Ильёй Резником и зарегистрирована в Италии. Зато на сегодняшний день компания имеет сеть магазинов в ряде стран, в том числе, в Италии.

Другая мимикрирующая марка – "Chester". Завоевала свою популярность как обувь, сделанная в Англии. На официальном сайте можете почитать красивую легенду о том, что обувь обладает уникальным характером города Честер. Владельцы смело утверждают: компания родилась в сердце Британии. Однако информации о том, когда и кем она была создана, не удалось найти даже на просторах интернета, поэтому напрашивается мысль, что фабрика располагается на территории государства российского. А если обратить внимание на количество салонов, то и на горизонте начинает маячить и Китай. Где шьют обувь "Chester", остаётся тайной, покрытой мраком. Но уточняем, что российское происхождение – вероятное, ибо точных данных нет.

Вот "Ralf Ringer" – почти молодцы. Молодцы потому, что не регистрировались ни в Германии, ни в Австрии, никогда не скрывали российского происхождения. А почти – так как своим немецким именем ввели в заблуждение отечественного покупателя – миф о российско-германском производстве живёт в наших умах.

Такие бренды, как "Finn Flare", "Baon", "Savage" и "O`STIN" не могут похвастаться таким ореолом легенд о происхождении, как предыдущие торговые марки. На всякий случай: "Finn Flare" – изначально финская компания, но на рубеже 2000-х была приобретена российским предпринимателем, и теперь от Финляндии остался только юридический адрес. Производится одежда и обувь в России, Китае и Вьетнаме. "Baon" – родом не из Швеции. "Savage", может, и вызывает у кого-то ассоциации с Германией, Францией или Англией, но это всего лишь фантазии. Официальный сайт компании "O`STIN" сообщает, что это – "международный бренд с сетью в 700 магазинов в Европе, Азии и России". Однако сети неизвестен этот факт.

Продукты и напитки

Шоколадки и печеньки всегда составят приятную компанию, иногда вместе с английским чаем "Greenfield". Кстати, последний продаётся под зарегистрированной в Великобритании маркой питерского производителя чая "Орими Трейд". Удивительно, но их сайт вообще не знает о чае "Greenfield": ещё бы, не хочется ведь в один ряд поставить напиток благородного происхождения с чаями от индианок Нури, Гиты и Явы.

"Mr.Ricco" – этот "итальянец" полюбился всем опять же благодаря легенде о происхождении. Хочется россиянам быть поближе к солнцу, морю и сладостной южной безмятежности – может, поэтому Италия так и манит наших покупателей. Имидж "итальянского" майонеза на основе перепелиных яиц поддерживает якобы переводная реклама. Однако маркетологи никогда не приписывали ему зарубежную историю, ведь продукция производится в Татарстане.

"Bagbier" – вроде как "пиво с немецким характером". Пожалуй, только им и ограничивается присутствие Германии в этом напитке. Ах да, ещё название создаёт иллюзию заграничного производства. Мы отыскали 2 версии появления такого наименования. Как вариант, пиво названо в честь генерального директора омского пивзавода "Россар", где оно и производится, – Ивана Багнюка. Само слово BagBier для Германии нетипично. Несмотря на то, что в немецком языке слова действительно часто сливаются в одно, к пивным названиям это не применяется. Bag переводится как "мешок", и получается, что хмельной напиток называется "Мешок-пиво". Может быть, весёлые омичи закодировали когда-то такими способом в торговой марке ассоциацию с баклажками, в которых хранится пиво?

Косметика

Известная марка Faberlic появилась в 1997 году и называлась "Русская линия". Поначалу компания даже хотела сыграть на отечественном производстве. Однако маркетинговые исследования показали парадоксальные вещи. С одной стороны, наши женщины ценят русскую косметику за натуральные ингредиенты. С другой – хотят видеть у себя на туалетном столике стильную упаковку с космополитическим названием. В результате решили синтезировать слова faber (мастер) и lic (лик). Слово, по задумке производителя, должно вызывать у покупателя ассоциации с известным всему миру Фаберже.

Недавно компания Faberlic проводила опрос среди своих покупательниц, с помощью которого выяснила, что 30% принимают её за российского производителя, 29% – за иностранного, а 24% считают, что это – совместное производство. Фабрики располагаются в России и Италии, а парфюмерные ароматы разрабатываются, между прочим, во Франции.

Канцтовары

А как же качественные немецкие канцелярские товары "Erich Krause"? Тётеньки из киосков, продающие ручки и карандаши, всегда нам советовали продукцию именно этой марки. И все мы верили, что уровень мастерства немцев в заливании чернил в ручки просто зашкаливает. Однако производитель никогда не обманывал наших школьников и офисных сотрудников, указывая, что товар родом из России.

Также так называемыми "иностранными" марками являются:

Техника Polar, автомобильное аудио-видео оборудование Prology, джинсы Motor, сети магазинов BeFree и Incity, кофе Jardin, Milagro, чай Tess и Maître de Thé, пиво Altstein и бессчетное множество других товаров.

Кирилл Дубинский, директор по стратегическому планированию и развитию бизнеса креативного агентства "Аврора" в Москве, очень точно сказал:

Покупателю хочется верить, что марка, которую он выбирает, изготовлена из уникальной воды единственного в мире затерянного ледника в Тихом океане по случайно обнаруженному рецепту вымершего племени новозеландских аборигенов. Особенно важно, что он готов платить за это дополнительные деньги.

Итак, мы выяснили, кто лукавит, прячась за широкие спины иноязычных соседей. Но стоит ли теперь перестать доверять этим брендам? Причиной огромной популярности иностранных названий являемся мы, обычные потребители, желающие хоть как-нибудь прикоснуться к Европе. И российские бизнесмены делают всё, чтобы угодить дорогому покупателю: угощают его изысканным итальянским майонезом, подают элитный английский чай с аристократическим характером, помогают обставить кухню стильной немецкой бытовой техникой…

Впрочем, ничего страшного в том, что мы попадаемся на такие крючки, нет, если товар действительно качественный. То, что он на самом деле производится в России, может являться всего лишь поводом для гордости.

Фото: Google Images
Автор: Оксана Захаренко