В конце 2021 года кемеровские власти анонсировали нашумевшую транспортную реформу. В числе прочего, по замыслу мэрии города, к первому апреля 2022 года с дорог областного центра должны были исчезнуть старые неудобные ПАЗики, а вместо них появиться новые более комфортные и вместительные автобусы. Но пока этого так и не случилось. Почему старые маршрутки все еще возят кемеровчан и когда транспортная реформа в городе наконец-то закончится? В этом разбирался корреспондент сайта VSE42.Ru.
Проведение транспортной реформы в Кемерове или, как говорят представители горадминистрации, "модернизации транспорта" на деле оказалось неожиданно сложной задачей. Что, в первую очередь, выразилось в растягивании сроков реализации реформы. К изначально запланированной дате – первому апреля – ее провести не удалось.
По крайней мере, закончить ее первый этап. В ходе которого основными задачами кемеровской мэрии были замена маленьких маршрутных такси на автобусы большой вместимости и разработка новых городских маршрутов общественного транспорта.
Эти изменения, само собой, не могли не вызвать бурной реакции со стороны общественности. Горожане оказались не готовы к тому, что многие привычные кемеровские маршруты заменят. Ведь в результате изменений путей следования автобусов кемеровчане столкнулись с тем, что теперь им придется ездить с пересадками. Все это – и потеря времени, и дополнительные расходы на проезд. А это, само собой, не самая приятная новость. Стоит только вспомнить, как возмущались постоянные пассажиры маршрута 10т с удобной схемой движения, соединяющей несколько районов города, когда они узнали, что "десятку" хотят отменить.
К тому же масла в огонь в конце 2021 года, когда реформа начала активно обсуждаться, добавили повышение стоимости проезда в автобусах, изменение схем оплаты проезда и появление транспортных карт как способа значительно сэкономить при оплате проезда для большинства пассажиров.
В общем, тогда городской транспортный пейзаж был примерно следующим. Проезд подорожал в полтора раза, при этом внезапно – под Новый год. Город находился в ожидании появления "каких-то непонятных транспортных карт", которые необходимы для возможности сэкономить на проезде. И которые, как позже выяснилось, было практически невозможно купить. Так как власти заранее не приобрели их в необходимом количестве. А впереди еще и грядущая транспортная реформа – отмена маршруток и прочие нюансы.
Но все это было до Нового года. А сразу после него – транспортный коллапс из-за того, что кемеровская мэрия не проконтролировала установку в маршрутках тахографов. Без этих приборов ПАЗики по закону не могли выйти на улицу. И жители, например, Кировского района города оказались практически отрезаны он возможности выехать в другие части города.
Справедливости ради стоит сказать, что осуществлять контроль за установкой тахографов в автобусах – это вовсе не обязанность мэрии. По сути, это должен делать владелец автобуса. То есть, в данной ситуации городские чиновники как бы совсем и не виноваты. Но! Крайними в ситуации с невышедшими на маршруты из-за неустановленных тахографов автобусами оказались… простые жители нашего города. Которые уж точно ни в чем не виноваты.
И вишенка на торте – законодательные пробелы, которые образовались в результате транспортной реформы и поднятия стоимости проезда. Которые, к слову, так никуда и не делись. Первый из них – разница в стоимости проезда для пассажиров в зависимости от способа оплаты: наличными или по карте. Что, по мнению части юристов, противоречит федеральному законодательству.
Второй – отсутствие специального постановления, регулирующего стоимость проезда в маршрутках. И вот какая тогда получилась ситуация.
Так как кемеровские власти запланировали, что маршруток-ПАЗиков в городе больше не будет, РЭК опубликовала постановление, регулирующее стоимость проезда только на муниципальных автобусах, троллейбусах и трамваях. Видимо, руководствовались такой логикой: маршруток скоро не будет, зачем для них постановление?
Однако на тот момент маршрутки должны были работать как минимум до 1 апреля – то есть еще три месяца. Как выяснилось теперь – даже больше. И никакого дополнительного постановления так и не было. На словах власти объяснили, что стоимость проезда в маршрутках такая же, как и в автобусах. И есть только одно различие – транспортные карты и льготы, например, для школьников и пенсионеров в частных ПАЗиках не работают.
Впрочем, решение ситуации ожидаемой разницы в стоимости проезда в маршрутке и в обычном автобусе были найдено вполне изящное. Как рассказали корреспонденту сайта VSE42.Ru в мэрии города, в результате было решено, что опубликованное в конце прошлого года постановление РЭК относится и к маршруткам.
Все это, если можно так выразиться, шероховатости на ландшафте транспортной инфраструктуры Кемерова. Которые, возможно, неизбежны в любом значительном реформировании. Но вернемся, как кажется, к более знаковым вещам, о которых мы упомянули в начале – увеличению сроков реализации транспортной реформы.
Изначально кемеровская мэрия обещала провести первый этап "модернизации" к 1 апреля 2022 года.
– Первые изменения начнутся с таксомоторных маршрутов, которые сейчас обслуживает АО "Кемеровская транспортная компания": 2т, 3т, 7т, 8т, 9т, 13т. 16т, 31т, 37т, 48т, 74т, 78т. 81т, 83т, 144т. С января 2022 года "ПАЗики" на них будут заменены на большие автобусы, соответственно, поменяются и номера маршрутов. <…> Спустя несколько месяцев – следующим этапом – к этим изменениям присоединятся и другие маршруты с префиксом "Т". Все изменения будут введены поэтапно в 2022 году – до 1 апреля. В целом предполагается, что вместо 291 единицы маленьких маршрутных такси на улицах города Кемерово будут работать 189 автобусов большой вместимости. Следующий этап реновации транспортной системы столицы Кузбасса – модернизация сети и подвижного состава городского электротранспорта, – писала кемеровская мэрия на своем официальном сайте 10 декабря 2021 года.
Спустя время, 28 декабря, глава города Кемерово Илья Середюк рассказал в прямом эфире, который проводил кузбасский губернатор Сергей Цивилев, что ПАЗики полностью заменят на низкопольные автобусы в течение полугода, то есть к июлю 2022 года.
То есть изначально заявленный срок отказа от ПАЗиков ненавязчиво сдвинулся на три месяца. Этот момент корреспонденту VSE42.Ru в кемеровской мэрии прокомментировали следующим образом.
– Перевод таксомоторных маршрутов в муниципальные, где действуют льготы и проездные, ведется поэтапно – с поступлением нового подвижного состава под каждый маршрут. До этого момента продолжат работать автобусы с префиксом "Т". С 1 февраля переведены в муниципальные 8 таксомоторных маршрутов, еще столько же – с 1 апреля. <…> Цель модернизации транспортной системы – обновление подвижного состава общественного транспорта и создание эффективной маршрутной сети для всех районов города с максимально мягкой адаптацией пассажиров ко всем изменениям. Эта цель будет достигнута, – ответили в горадминистрации, отметив, что "подгонять её под какую-то дату не планируется".
Последнее утверждение звучит несколько странно. В том смысле, что изначально было заявлено о конкретных сроках отказа от ПАЗиков, потом эти сроки были отодвинуты, а теперь получается, что и вовсе как бы несущественны. Типа "когда-нибудь".
С другой стороны, с точки зрения пассажиров, главное, чтобы это все же случилось – и тогда станет все хорошо.
В этой ситуации немного конкретики добавил Сергей Цивилев. Отвечая вопрос представителя сайта VSE42.Ru, он рассказал, в чем состоит проблема со сроками замены ПАЗиков.
– "Частники" побежали, начали заключать лизинговые договоры на поставку автобусов… У "частника" был лизинг 6%. А тут раз, и ключевая ставка поднялась до 20%. А еще банки все перепугались и добавили туда 5%. Предприниматель говорит: "У меня доходность 10-15%. Как я куплю эту технику под такой лизинговый процент? Это будут убытки"… В результате "частники" стали отказываться приобретать технику… Плюс еще и техника в это время резко подскочила в стоимости, – рассказал Цивилев.
То есть глобально причина затянувшейся модернизации транспортной системы в обрушившихся на Кузбасс, как и на всю страну, экономических трудностях. Как то: рост стоимости кредитов после 24 февраля 2022 года, подорожание автобусов и комплектующих и другие моменты. И все же в заключение своего ответа глава региона заверил, что в настоящее время проблема решена и до конца 2022 года первый этап транспортной реформы в Кемерове все-таки должен быть завершен.
В цифрах кемеровские транспортные метаморфозы выглядят следующим образом. Согласно ответу кемеровской мэрии на запрос сайта, на начало 2022 года в городе было 39 таксомоторных маршрутов. По данным на 12 мая 2022 года, только 17 из них переведены в обычные муниципальные. Что меньше половины. А если говорить в единицах транспорта, за год заменено 107 ПАЗиков на 79 новых автобусов.
Получается, что еще достаточно много маршрутов продолжают работать на старом транспорте. Сейчас в кузбасской столице таких 22. Перевозят пассажиров по ним 193 ПАЗа. Предполагается, что до конца 2022 года они будут заменены на 78 новых автобусов
Таким образом, власти региона, кемеровские чиновники и сами цифры подтверждают, что до конца первого этапа транспортной реформы еще не близко. Как минимум до конца года. Тем не менее, она идет. И многие кемеровчане уже успели ощутить на себе все преимущества и недостатки "модернизации".
Говоря о последних, нельзя не вспомнить о появлении в новых кемеровских автобусах валидаторов.
С одной стороны, это действительно удобно. Нужно всего лишь приложить банковскую или транспортную карту к валидатору и, собственно, все. С другой стороны, в автобусах, в которых используются валидаторы, зачастую нет кондукторов. И чтобы расплатиться, нужно пробраться к водителю через толпу людей. Что, фактически, просто невозможно. В результате чего многие предпочитают просто ехать бесплатно.
Еще одной такой же системной проблемой являются массовые сбои в работе валидаторов. Зачастую в автобусах они либо неисправны, либо просто выключены. Вот как прокомментировали эту ситуацию сайту VSE42.Ru в мэрии Кемерова.
– Отключения валидаторов были связаны с программными сбоями: при автоматическом обновлении программного обеспечения во время работы автобусов по маршрутам периодически терялась связь с сервером и происходило зависание системы. В настоящее время производитель решил эту проблему, перепрошив оборудование, – объяснили в мэрии.
Другой неприятный, но скорее частный случай произошел в одном из кемеровских автобусов. Общественный транспорт вышел из строя и не смог продолжить движение. Тогда водитель автобуса вернул деньги только тем пассажирам, которые расплачивались наличными средствами. Другие же были высажены без возврата денег. И судя по тому, как кемеровские власти рекомендуют действовать в такой ситуации, проблема эта сугубо пассажира, а не водителя или транспортной компании.
– Необходимо обратиться в Центр по работе с пассажирами (пр. Ленина, 90а/4, Летний вокзал), указать номер маршрута, предъявить паспорт, транспортную или банковскую карту, по которой был произведен платеж. Специалист свяжется с транспортным предприятием, чтобы подтвердить факт поломки транспортного средства. Если все подтвердилось, средства будут возвращены на карту, – рассказали в горадминистрации.
Таким образом, чтобы вернуть 25 рублей, кемеровчанину придется снова потратиться на проезд и при этом уделить немало времени на решение всех бюрократических вопросов. Чем, скорее всего, никто заниматься не будет и просто останется в минусе на 25 рублей. Деньги, конечно, небольшие. Но ведь никто не обязан оплачивать услуги, которые на должном уровне не оказываются или не оказываются вовсе.
Все эти нюансы от несоблюдения сроков "модернизации" транспорта до внезапного повышения проезда в полтора раза, от отсутствия в городе транспортных карт до коллапсов из-за тахографов (введение которых, кстати, на федеральном уровне в результате перенесли на март 2024 года), от правовых пробелов до неисправности валидаторов и создают впечатление, скажем так, не самой успешной реализации транспортной реформы в Кемерове.