ЖКХ: проблемы, которые коснутся всех?

08 июля 2020 г., 14:03

Коронавирусный кризис, как может подумать кто-то, заканчивается, однако как с самим вирусом, так и с его последствиями пока все, мягко говоря, неоднозначно. В числе серьезно "задетых" кризисом отраслей стоит назвать жилищно-коммунальную систему, которая призвана обеспечивать жителям городов комфортную жизнь круглый год. Как в реальности может быть уже следующей зимой, выяснял корреспондент VSE42.Ru.

Замерзнем?

Говорить о роли предприятий, работающих в сфере ЖКХ, пожалуй, излишне. Каждый из нас понимает, что без коммунальщиков в городских квартирах не будет ни света, ни холодной и горячей воды, ни отопления холодной сибирской зимой, ни, простите, нормально работающей канализации. К чему это может привести – догадаться несложно.

В этой связи стоит отметить еще один важный момент, как нельзя более актуальный именно сейчас. Недолгое сибирское лето – традиционно пора проведения ремонтных кампаний, когда у коммунальщиков есть время подготовиться к работе в условиях очередного отопительного сезона. Замена труб на магистральных сетях, ремонты линий электропередачи, очистка охранной зоны ЛЭП, установка нового или ремонт ветхого оборудования на подстанциях. На все это, во-первых, отведено, с учетом климата, всего три-четыре месяца, а во-вторых – требуются серьезные финансовые вложения.

Если все необходимые работы не сделать в срок – по сути, до наступления первых холодов, – то крайними станем все мы, жители Кемеровской области. Поскольку именно в наших квартирах – в Кемерове, Березовском и других территориях региона, – могут начаться проблемы с тем же отоплением. Без которого, как известно, зимой просто не выжить.

Соответственно, можно сделать простой вывод: не будет проведено полноценной программы ремонтов – не будет уверенности, что коммунальный сектор сможет пройти следующую зиму без серьезных аварий. В том числе с замороженными многоэтажками и замороженными же их обитателями. Согласитесь, безрадостная перспектива.

Нет денег – нет ремонтов?

Теперь к вопросу о том, почему вдруг речь зашла о возможности неисполнения запланированных объемов ремонтных кампаний и какое к этому имеет отношение коронавирус? И тут, как водится, все просто. Российские власти, учитывая режим нерабочих дней, когда практически два месяца многие предприятия, в том числе и в Кемеровской области находились в вынужденном простое, а люди не получали зарплату, отменили пеню за несвоевременную оплату коммунальных услуг.

К сожалению, многие кузбассовцы восприняли эти меры поддержки со стороны власти как повод не платить за ЖКУ вовсе. О чем, например, свидетельствуют данные, предоставленные СКЭК, чьи предприятия снабжают жителей нескольких муниципалитетов Кузбасса электроэнергией, горячей и холодной водой, а также тепловой энергией. Среди потребителей СКЭК – жители городов Кемерово, Березовский и Ленинск-Кузнецкий, Промышленновского и Чебулинского районов, почтит треть населения области.

Согласно предоставленным данным, за "коронавирусное" время долги потребителей за коммунальные услуги СКЭК достигли 15 процентов. То есть, по сути, получается, что собираемость платежей за ЖКУ упала на пятую часть. Если говорить о денежном выражении задолженности перед коммунальщиками, то она превысила отметку в полмиллиарда рублей, а точнее 523 миллиона рублей. И сохраняет тенденцию к дальнейшему росту.

Что на деле это означает для всех потребителей СКЭК? Как несложно догадаться, деньги на ремонтные кампании заложены в так называемом тарифе. То есть на производство тепла, водоснабжение и канализование необходимо тратить весьма серьезные денежные суммы. Затем они должны возвращаться за счет как раз платежей потребителей за полученные услуги – будь то от крупных или мелких предприятий, а также от рядовых жителей Кемеровской области.

Но как раз с возвратом денег в виде платежей за ЖКУ в настоящее время и возникла с особой остротой проблема, о которой я уже сказал выше.

Стоит ли доводить дело до суда?

По большому счету, коммунальщики той же СКЭК могут сложить руки и, сказав, что денег нет, просто ждать зимы и надеяться, что обойдется без серьезных аварий.

Разумеется, руководство компании едва ли так поступит. Все-таки профессиональную и социальную ответственность никто не отменял. Однако и прыгнуть выше головы (в финансовом смысле) тоже едва ли получится. Причина одна: снижение платежеспособности населения. Напомню, что долг потребителей СКЭК сейчас больше полумиллиарда рублей. Для понимания: общая задолженность потребителей перед СКЭК эквивалентна стоимости запланированных ремонтов по всем территориям присутствия компании.

Конечно, самые необходимые ремонты будут производиться. Конечно, СКЭК, наверняка, будет вынуждена, например, за счет кредитов латать дыры в собственном бюджете ради все тех же ремонтов. Но, в конце концов, это не выход, поскольку потенциально такая ситуация весьма опасна. В том числе и ростом себестоимости услуг ЖКХ (банковские кредиты, например, необходимо обслуживать в соответствие с банковским процентом, который неизбежно ложится на себестоимость всех работ). А если вырастет себестоимость, то уже в ближайшее время речь так или иначе может зайти и о стоимости ЖКУ для потребителей, в том числе для населения. В результате, в условиях, когда не платит каждый пятый, могут пострадать все потребители.

В связи с ростом задолженности стоит отметить, что СКЭК, со своей стороны, предпринимает все усилия, чтобы сделать оплату ЖКУ максимально удобной даже для жителей территорий, далеких от областного центра.

Среди таковых мер можно, например, отметить внедрение бесконтактной оплаты с помощью онлайн-касс в Промышленновском и Верх-Чебулинском районах Кемеровской области, а также в Тайге и Полысаеве.

Как уточнили в СКЭК, оплата с помощью банковских карточек внедрена именно в этих территориях для того, чтобы жителям отдаленных населенных пунктов сократить возможное время, необходимое для похода в кассу, до которой порой бывает сложно (или некогда) доехать. В ближайших планах СКЭК внедрить аналогичную систему платежей в Ленинске-Кузнецком, Березовском и Кемерове.

При этом уже в настоящее время любой потребитель СКЭК может воспользоваться личным кабинетов на сайте компании или в мобильном приложении, чтобы избежать личного обращения в кассу УК. Что особенно важно в условиях всемирной пандемии коронавируса.

Одним словом, сотрудники СКЭК не только обеспечивают своих потребителей качественными коммунальными услугами, но и стараются сделать так, чтобы людям было максимально удобно их оплачивать. Дело, как говорится, за малым: за потребителем, который должен всего лишь вовремя оплачивать ЖКУ.

Тем более, что – с пеней или без нее – платить все-таки придется. Если не добровольно, то по решению суда. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Фото: VSE42.Ru