Кузбасские энергетики отчитались о завершившемся отопительном сезоне и рассказали, что ждет жителей региона уже в ближайшее время. На вопросы читателей VSE42.Ru во время состоявшейся прямой линии в нашем паблике во "ВКонтакте" ответил директор Кузбасского филиала Сибирской генерирующей компании (СГК) Юрий Шейбак.
Одним из первых вопросов, на который ответил Юрий Шейбак, разумеется, стало влияние пандемии коронавируса на деятельность энергокомпании.
– Разумеется, влияние это было и продолжается до сих пор и носит весьма негативный характер. Во-первых, в результате и ограничительных мер, и в целом снижения экономической активности существенно снизилось потребление и электроэнергии, и тепла, а значит и выручка. Во-вторых, и это, возможно, даже в большей степени, значительно снизилась платежная дисциплина наших потребителей. То есть получается такая ситуация: наши предприятия произвели продукцию и, соответственно, понесли затраты, а деньги за полученную продукцию потребитель платить не спешит, – сказал Юрий Шейбак.
По его словам, в апреле собираемость платежей составила 90 процентов. Что, разумеется, явно недостаточно, чтобы обеспечивать нормальное состояние расчетов. Однако в мае, по оценкам директора Кузбасского филиала СГК, становится еще хуже. Причем существенно. По его словам, текущее погашение долгов потребителей в настоящее время держится на уровне в … 60 процентов.
Разумеется, с такой ситуацией, во-первых, энергетики вынуждены бороться всеми имеющимися у них средствами, в том числе продолжают подавать на должников в суд. Впрочем, сейчас, когда российское государство в лице правительства запретило взимать пеню за несвоевременное погашение долгов за полученные тепло и электроэнергию, недобросовестные потребители почувствовали себя в относительной безопасности. Но стоит отметить, что это ложное ощущение. Поскольку, с одной стороны, по долгам рано или поздно придется все-таки платить. А делать это примерно равными платежами в любом случае проще, чем сразу одной большой суммой. С другой стороны, сейчас рассматривается вопрос о сокращении "безпеневого" режима. Если ранее его планировалось продлить на весь 2020 год, то сейчас не исключено, что он может закончиться уже 31 мая. По крайней мере, такая инициатива уже появилась. И многие ресурсоснабжающие организации, что вполне логично, ее поддерживают.
Во-вторых, еще одним побочным явлением платёжной недисциплинированности является то, что часть объёмов работ по подготовке к зиме может быть свёрнута или отложена. А это уже совсем другие риски – и именно для жителей Кемеровской области. Когда придет зима, наступит "час х", когда в худшем варианте легкомысленность должников-неплательщиков может сильно аукнуться всем.
Впрочем, как подчеркнул Юрий Шейбак, энергетики делают все возможное, чтобы выполнить максимальный объем запланированных заранее ремонтных работ.
– Учитывая, что отопительный сезон в этом году закончился раньше обычного на три недели, мы раньше смогли приступить к ремонтам. Задача, как всегда, одна. Выявить накопившиеся за отопительный период проблемы и постараться максимально их решить. В этом смысле отмечу, что минувшей зимой не было ни одной аварии, которая привела бы к длительному отключению потребителей от теплоснабжения, – сказал Юрий Шейбак.
Еще одна важная составляющая деятельности СГК – это открытость ее деятельности. Менеджмент компании, судя по всему, занимает в этом смысле принципиальную позицию: потребители и партнеры СГК должны понимать, что происходит внутри компании, какие задачи она решает, какую социально значимую функцию выполняет.
Стоит отметить, что Юрий Шейбак во время прямой линии представил публичный "Отчет о прохождении отопительного сезона".
Вот как сами энергетики объясняют необходимость именно публичного отчета о своей деятельности:
– Примерно пять – семь лет назад сфера теплоснабжения России начала меняться. Речь идет о больших городах, где развернули работу крупные энергохолдинги, среди них и наша Сибирская генерирующая компания. Большие компании начали строить солидный бизнес. А это означает большие планы на длительную перспективу. Любые долгосрочные бизнес-планы – это отношения с потребителями. Потому что без потребителей бизнеса не будет.
ЖКХ вообще и теплоснабжение в частности долгое время были, пожалуй, самой закрытой сферой советской и постсоветской экономики.
Большие планы и связанные с ними большие инвестиции последнего времени вывели теплоснабжение из тени, поставили в центр общественного внимания. Этому способствовали и новые требования к качеству коммунального хозяйства и работе инфраструктурных компаний. Люди больше не готовы мириться с постоянными перебоями в обеспечении энергией. Жители городов хотят создания комфортной общественной среды, хотят видеть бережное отношение к природе и ресурсам. При этом жизнь заставляет всех считать деньги. Люди справедливо требуют качественную услугу за своевременную оплату коммунальных ресурсов, – говорится в преамбуле представленного отчета СГК.
В этом документе можно узнать много полезной информации о работе Компании в целом и Кузбасского филиала СГК в частности. Например, что закончившийся отопительный сезон длился 227 дней, начался 13 сентября 2019 года, а закончился 27 апреля 2020 года, сколько именно тепла пошло на отопление кузбассовцев и какой была среднемесячная температура на улице в любой месяц отопительного периода. Сколько полученных от потребителей денег будет потрачено на обновление теплосетевой инфраструктуры городов и на каких улицах заменят трубы. Здесь даже есть подробная карта с графиком гидравлических испытаний – выбираешь свой и дом и видишь, когда не будет горячей воды в доме. Любой желающий может это сделать лично, перейдя по ссылке.
Еще одна часть вопросов, которые были заданы Юрию Шейбаку о коронавирусе, касались того, как на предприятиях СГК была организована работа персонала в условиях пандемии.
– Во-первых, это тотальный контроль за состоянием здоровья наших сотрудников, который начинался даже не с проходной, где всем им измеряли температуру. В реальности он начинался чуть ли не от двери их квартир, поскольку для всех сотрудников, кто раньше добирался до работы общественным транспортом, мы организовали за собственный счет служебный транспорт. В результате количество посторонних контактов наших сотрудников снизилось многократно.
Во-вторых, это постоянный контроль уже на предприятиях. Отмечу сразу, что часть сотрудников – в первую очередь офис – мы перевели на уделанный режим работы. Те же, кто трудятся на производстве, еще раз подчеркну, проходили регулярный контроль их состояния здоровья и использовали индивидуальные средства защиты.
Кроме того, был разработан план на случай выявления заразившихся коронавирусом работников. В таком случае, например, было предусмотрено оперативное изолирование всей смены, в которой мог появиться заболевший человек.
Одним словом, в этом смысле сделано было достаточно много и эта работа продолжается в плановом порядке. Возможно, именно поэтому у нас в достаточно многочисленном коллективе за все время с начала пандемии выявлен только один случай заражения коронавирусом, человек выздоровел – сказал Юрий Шейбак.
Вопреки всем сложностям 2020 года СГК продолжает не только эффективно работать на благо всех жителей Кемеровской области, но и развиваться, делая жизнь кузбассовцев комфортнее.
В этом смысле стоит особо отметить новый проект, который начал реализовываться как раз в этом году. Это строительство новой тепломагистрали от Беловской ГРЭС до города Белова, длина которой составит порядка 12 километров, а общая стоимость – 1,4 миллиарда рублей.
В результате удастся решить сразу несколько задач. Во-первых, закроются, став ненужными, шесть котельных, а значит, существенно снизится выброс вредных веществ в атмосферу кузбасского города. Во-вторых, подключение беловчан к теплу от Беловской ГРЭС благоприятно скажется на тарифе за тепловую энергию.
По словам Юрия Шейбака, первый этап проекта должен быть реализован к осени 2021 года, то есть уже в следующем году жители Белова смогут получать тепло и горячую воду не от котельных, а от ГРЭС.
Кроме этого, в настоящее время в компании рассматривают ещё два амбициозных проекта – возможность строительства тепломагистрали от Томь-Усинской ГРЭС в Новокузнецк и в центр города Мыски.
Если никаких непреодолимых препятствий не возникнет, то, вполне возможно, и эти два проекта могут быть реализованы в долгосрочной перспективе.
В завершение директор Кузбасского филиала СГК напомнил, что, начиная с 2020 года, в Новокузнецке уже произошли позитивные изменения в связи с деятельностью энергокомпании. Речь идет о круглогодичной циркуляции теплоносителя в контуре Кузнецкой ТЭЦ (в том числе и в летнее время), что позволяет решить проблему "холодной" горячей воды, когда жители коммунального сектора были вынуждены подолгу сливать воду из крана горячей воды в ожидании, когда она действительно станет горячей. Подобная круглогодичная циркуляция в Кемерове действует с 2017 года, и за это время кемеровчане успели оценить все прелести такой работы системы.
Как подчеркнул Юрий Шейбак, для СГК это дополнительные расходы, но "потребители имеют право на получение действительно качественных услуг", что является принципиальной позицией коллектива СГК.