Жители Кузбасса рискуют нажить себе проблемы уже следующей зимой. Дело в том, что сейчас кампания по подготовке тепловых сетей и сетей водоснабжения к предстоящему отопительному сезону оказалась под серьезной угрозой: коммунальщики вынуждены изыскивать деньги на ремонты всеми возможными способами. Причиной тому стал резкий рост неплатежей за их услуги. Каков выход из сложившейся ситуации, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Не секрет, что в Сибири короткое лето для одних – возможность погреться на солнышке, для других – подготовиться к долгой и часто очень холодной зиме. К последним относятся как раз коммунальщики. В зоне их ответственности находится содержание, например, водопроводных и тепловых сетей в надлежащем состоянии. Что, учитывая высокий износ тепломагистралей – в Кузбассе он в среднем колеблется в пределах 60 процентов, – сделать крайне сложно и затратно в финансовом плане.
Поэтому всего за несколько летних месяцев в году между концом предыдущего и началом очередного отопительного периода коммунальщики должны успеть выявить все слабые места в коммунальных системах и оперативно устранить их – до начала первых холодов.
В 2020 году традиционно и без того непростая ситуация с проведением ремонтных кампаний усугубилась если не кратно, то весьма существенно. А причиной тому, как можно догадаться, пандемия коронавируса. Многие жители Кемеровской области на фоне информации краткосрочной отмены пени за просроченные платежи за коммунальные услуги, судя по всему, решили, что это хороший повод вовсе не платить за ЖКУ.
Чем это чревато, предсказать несложно. В едва ли не самый горячий период для коммунальщиков, когда от их работы зависит то, как будут жить кузбассовцы почти девять месяцев в условиях холодной зимы и часто не менее холодных осени и весны, предприятия ЖКХ оказались в ситуации безденежья, когда найти средства на ремонты в том числе тепловых сетей стало внезапной и весьма серьезной проблемой.
Само собой, если ее не решить уже в ближайшие не то что недели, а дни, последствия могут оказаться весьма серьезными.
Насколько серьезна возникшая ситуация с неплатежами и, как следствие, несвоевременным поступлением денежных средств в сферу ЖКХ региона, в целом можно проиллюстрировать на примере конкретного крупного участника этого сегмента экономической деятельности. В этой связи мы решили обратиться в СКЭК, специалисты которой обеспечивают горячим и холодным водоснабжением, а также теплом сразу несколько муниципалитетов Кемеровской области.
Специально для редакции VSE42.Ru эксперты СКЭК подготовили данные по сложившейся в настоящее время задолженности. Признаться, ее размеры и динамика роста в сравнении с предыдущим годом поразили.
Достаточно сказать, что рост задолженности в совокупности по тепло – и водоснабжению составил больше 20 процентов. То есть не платит каждый пятый потребитель!
Чтобы рост задолженности сделать более наглядным, озвучим его в абсолютных значениях. Так, по сравнению с прошлым годом общий долг оплаты потребителями по статье водоснабжение перед СКЭК вырос на 45 миллионов рублей, а за теплоснабжение – на 97 миллионов рублей. В общей сложности СКЭК за уже оказанные потребителям услуги своевременно недополучила почти 460 миллионов рублей.
Эта сумма сопоставима с общей стоимостью всей ремонтной кампании текущего года. Что это значит в реальности? Тут все просто: нет денег – нет ремонтов.
Но такова ситуация с точки зрения сухой экономики. На деле, конечно, все гораздо сложнее. Разумеется, коммунальщики не могут просто принять ситуацию, когда потребители в следующем отопительном сезоне окажутся под риском, например, отключений теплоснабжения в лютые морозы из-за того, что своевременно не удалось отремонтировать аварийный участок трубы.
Поэтому компании ЖКХ вынуждены, что называется, изыскивать методы решения проблем, возникших далеко не по их вине. Это, возможно, и какие-то кредитные линии, и перераспределение финансовых потоков с других статей расходов. Но все это, как бы то ни было, – экстраординарные меры, которые полностью закрыть проблемы неплатежей со стороны потребителей не в состоянии. А в результате могут пострадать все. И жители Кузбасса, которые рискуют остаться в самый неприятный момент без тепла или водоснабжения. И коммунальщики, поскольку, например, устранять в экстренном режиме на лютом морозе аварию на тепломагистрали – то еще "удовольствие".
Выход из сложившейся ситуации, как видится, только один. И он до очевидности банален. Потребитель получил коммунальную услугу – потребитель оплатил ее в установленный срок! Ничего другого тут не придумаешь.
А то, что пеня за несвоевременную оплату пока отменена, так это не означает, что платить не придется вовсе. Во-первых, отмена пени – это краткосрочная кризисная мера в условиях все тех же (и, кстати, уже закончившихся) нерабочих дней, объявленных по всей России. А во-вторых, проще платить за услуги ЖКХ каждый месяц, чем копить долги за несколько месяцев, а потом выплачивать их кратно большей суммой. Для любого семейного бюджета последний вариант куда более губителен.
Помимо этого, существует еще один неприятный фактор для потребителей-должников. Накопленная задолженность, говоря на сленге юристов, затем легко "просуживается" поставщиком жилищно-коммунальных услуг (например, той же СКЭК), а дальше, если должник самостоятельно и в установленные сроки не погасил задолженность, в дело вступают судебные приставы. А с ними, сами понимаете, особенно не поспоришь. Наиболее распространенный сценарий дальнейших событий – списание денег с любого из банковских счетов должника. Причем без учета его желания или нежелания. Согласитесь, не самая приятная процедура.
Ну и в качестве итога: деньги за полученные услуги ЖКХ платить придется, как ни крути. Так, может быть, имеет смысл делать это вовремя – взамен на своевременные и качественные ремонты, обеспечивающие уверенную жизнь холодной зимой?