Коронавирусный психоз? или Как не сойти с ума и не убить свою вторую половину?

08 апреля 2020 г., 16:48

Массовые закупки гречки и туалетной бумаги, мистические теории возникновения коронавируса, обострение нервных расстройств, агрессия и апатия – вместе с пандемией COVID-19 мир охватила паника. Корреспондент сайта VSE42.Ru пообщался с психологом и выяснил, почему одни люди в кризис впадают в отчаяние, а другие чувствуют себя, как рыба в воде, одни страдают в самоизоляции, другие наслаждаются свободным временем. Как не поддаться панике и снизить уровень тревожности в это непростое время, читайте в нашем материале.

Гречка и туалетная бумага

Массовая паника, охватившая людей на всей планете с момента начала пандемии коронавируса, вполне объяснима с точки зрения социальной психологии.

– Паника – это механизм заражения, поражающий большие массы людей. С одной стороны, он полезен и помогает передавать сородичам сигнал об опасности, необходимости спасать жизнь. С другой – паника провоцирует иррациональное, лишенное логики поведение. На простом примере объясню, как она распространяется. Представьте себе, что в праздник на городской площади собралось много людей и вдруг кто-то кричит "бомба" и бежит. Те, кто были рядом, тоже закричат "бомба" и побегут, хотя никакой бомбы они не видели. Следующие ряды людей, которые слышали и видели, как кричит и бежит вторая группа людей, тоже побегут и закричат. Хотя, возможно, слово "бомба" они даже не слышали. А потом побегут все остальные. И вот эта паника в доли секунды распространится в толпе, и начнется давка. Так работает механизм паники, – объясняет психолог Надежда Матушкина.

Специалист считает, что приблизительно также паника начала распространяться во время пандемии коронавируса, начавшейся в конце 2019 года.

– Появилась информация о необходимости самоизоляции, подешевела нефть, в России – валюта. Кто-то решил на черный день запасти гречки, рассказал об этом родственникам, знакомым. Потом информация попала в соцсети, и таким образом начался процесс заражения. Все начали повторять друг за другом: покупать гречневую крупу, туалетную бумагу и т. д. Поскольку паника – во многом процесс инстинктивный, не всегда основанный на объективных причинах, часть людей в этот период потеряла способность критически мыслить и начала действовать иррационально. Экстренной ситуации с товарами не было, а дефицит в некоторых городах возник как раз из-за импульсивной скупки товаров первой необходимости, то есть мы сами его создали, – говорит Надежда.

Психолог отмечает большое влияние на распространение паники в социальных сетях и различных чатах в мессенджерах. Именно в них, по мнению Надежды, люди находят массу "неадекватной информации о пандемии и не только, там они заражаются фейковыми новостями и боятся".

Неврозы и магическое мышление

Следствием такого мощного психологического напряжения в обществе стало обострение неврозов.

– Нервные расстройства обострились и продолжат обострятся в текущей ситуации. В первую очередь под ударом оказались люди с повышенной тревожностью. Сейчас они особенно нуждаются в поддержке, – отмечает Надежда.

В то же время специалист хочет различать тревогу адекватную и невротическую.

– Поясню: в любой непонятной ситуации переживать совершенно естественно. Нормально тревожиться адекватно стимулу тревоги. Приведу пример: власти рекомендовали неделю побыть на самоизоляции. Но предприятие не сохраняет вам зарплату. В данном случае – это адекватный стимул для тревоги. Вы теряете доход, поэтому будет нормально по этому поводу разговаривать с руководством, спрашивать мнение друзей, принимать какие-то меры, распределять финансовые запасы, – объясняет Надежда.

Но также психолог говорит о невротической тревоге, когда ее уровень неадекватен стимулу.

– Например, предприятие на неделю приостановило работу, а человек представляет себе, что продукты в магазинах закончились, наступил апокалипсис и человечество погибло. Он теряет сон, аппетит, очень боится, постоянно заводит об этом разговоры, транслируют тревогу окружающим, тем самым усугубляя свое состояние. Поведение таких людей к тому же характеризуется компульсивными действиями (ритуалы, представляющие собой вновь и вновь повторяющиеся стереотипные поступки. Их смысл заключается в предотвращении маловероятных событий – прим. ред.). К ним можно отнести и покупку излишнего количества продуктов или туалетной бумаги, – говорит специалист.

Надежда описывает и другие варианты поведения в этой ситуации. В частности они характеризуются появлением подобных картинок:

А также постов в соцсетях с аналогичным содержанием. Например: "Люди перестали любить близких, поэтому вирус закрыл нас в квартирах, чтобы мы снова научились быть семьями" или "Люди не уважают педагогов, поэтому вирус закрыл школы, чтобы родители сами узнали, как это – учить", а вот еще "Люди много времени проводили в торговых центрах, вирус остановил их работу, чтобы мы поняли, что счастье не в покупках" и т. п.

– В психологии существует такой понятие, как "магическое мышление". Это вид психологической защиты, который очень активно используют дети в возрасте до пяти лет. Описать его можно так: ребенку кажется, что он влияет на все, что происходит в мире, причем нередко посредством символических психических или физических действий и мыслей. Он рассуждает: "Все в этом мире происходит из-за меня, потому что я так хочу или я так делаю", – объясняет Надежда.

Бывает так, что механизм "магического мышления" фиксируется, и уже взрослый человек продолжает им пользоваться.

– Именно такие люди выдвигают версии о том, что коронавирус появился, потому что мы много грешили или много времени проводили в соцсетях или покупали вещи или что-то не ценили. Кроме этого, в интернете встречаются даже такие абсурдные версии, что коронавирус пришел для того, чтобы очистить мир от лишних людей. Есть те, кто считают, что коронавирус пришел нам в наказание или, наоборот, в избавление. Но я хочу напомнить, что вирусы возникли задолго до того, как на нашей планете появился человек. И вирусу все равно, грешили мы или нет, много ли мы себя фотографировали и выкладывали в Instagram или мало. Вирусы появляются независимо от этого, и эпидемии периодически случаются. Только за последнее время человечество столкнулось с птичьим гриппом, свиным гриппом, лихорадкой Эбола, в начале XX века бушевала испанка. Это не зависело от нашего поведения. Понимать и принимать то, что что-то в жизни происходит помимо нашей воли, неконтролируемо – это один из этапов взросления человека, – говорит Надежда.

Что делать тревожным людям?

К счастью, человек может научиться осознанно подходить к своей тревоге и снижать ее проявления.

– В первую очередь я рекомендую каждый раз, когда вас охватывает тревога, возвращаться в настоящий момент, сосредоточиваться на том, что происходит здесь и сейчас. Мысли о будущем сами по себе не имеют отношения к реальности, но вызывают очень много тревоги. Мы не знаем, что нас ждет в будущем, ситуация сегодня стремительно меняется. Поэтому, важно научиться думать не о том, что будет, а о том, что вы имеете с настоящий момент, – считает Надежда.

Психолог рекомендует рассуждать следующим образом: "Я сижу дома на самоизоляции, у меня есть еда, интернет и все необходимое для жизни. Это мое, здесь и сейчас. Я могу смотреть фильмы, читать, играть с детьми. Быть дома – это то, что я могу сделать для своей безопасности и безопасности близких".

Надежда считает, что мысли о будущем, попытки контролировать то, что от нас не зависит, как раз и вызывают страх и тревогу. Поэтому необходимо возвращаться в настоящее. Это та точка, на которую можно опираться в сложный момент.

– Второе, что я рекомендую сейчас, – мерить время короткими отрезками. Когда человек начинает загадывать, что с нами будет через месяц, полгода, это провоцирует тревогу. Поэтому чрезмерно тревожным людям я советую думать о том, как они проживут ближайший час. Менее тревожным – как они проживут ближайший день. Более стабильные люди могут планировать свои дела на неделю. Чтобы успокоиться, избавиться от тревоги и, тем более паники, имеет смысл строить только кратковременные планы. А также подкреплять положительный эффект: прожили три дня в самоизоляции – мир не рухнул, прожили десять дней – все более менее нормально. Вероятно, также будет и дальше, – говорит Надежда.

Третий совет специалиста сводится к определению своей сферы контроля – к тому, что вы можете контролировать в текущий момент. Например: "Сейчас я могу контролировать то, что происходит внутри моего дома. Я могу проследить, чтобы все домашние помыли руки, были сыты, чтобы дети сделали уроки". Надежда рекомендует не распространять контроль за пределы своих возможностей. Тогда, по ее мнению, тревоги станет значительно меньше.

– Еще я бы хотела сказать об информационном поле: мониторинге соцсетей и новостных порталов. Если вы не очень тревожны, то они, кончено, не внесут в вашу жизнь лишнего напряжения. Смотрите, читайте, сколько считаете нужным. А если вам свойственна повышенная тревожность, то стоит ограничиться одним – двумя новостными порталами, где публикуется наиболее достоверная информация. Я бы рекомендовала сосредоточиваться на статистической информации, на указах правительства, распоряжениях местных властей, чтобы знать, как сейчас правильно действовать, а дальше не углубляться в проблему. Кроме этого, тревожным людям стоит ограничить время чтения новостей. Например, полчаса утром и полчаса вечером, – рекомендует Надежда.

Тем, кого тревога беспокоит слишком сильно, можно выполнять эти простые рекомендации и переводить фокус внимания на что-то приятное или повседневное: жизнь состоит не только из пандемии, нужно подумать еще и о других вещах.
Но, помимо внутренней тревоги, генерируемой собственными мыслями, негативом могут заражать друзья и знакомые. В этом случае психолог рекомендует четко обозначать свои границы.

– Если кто-то из близких или коллег перегружает вас плохими новостями, которых в информационном поле сейчас предостаточно, говорите прямо: "я не хочу об этом говорить", "я так не думаю", "считаю, что не стоит это обсуждать". Оцените, сколько времени вы можете тратить на обсуждение коронавируса без ущерба для себя, и смело переводите разговор на другую тему. Следить за информационной гигиеной будет не лишним, – отмечает Надежда Матушкина.

По мнению специалиста, если вы вынуждены находиться дома, неплохо иметь план занятий: ежедневная зарядка, список книг, фильмов, домашние дела, звонки родственникам, друзьям и т. п. Если вы работаете, то трудовая рутина отвлечет вас от неприятных мыслей. В любом случае, планируйте каждый свой день. Надежда считает, что если нечем заняться, то рука сама тянется к телефону в поисках новой информации о коронавирусе.

Самоизоляция – пространство для ссор?

В условиях кризиса и самоизоляции обостряются и семейные сложности.

– Сейчас выкристаллизовывается еще одна проблема – повышение уровня конфликтности в семьях. Мы не привыкли проводить вместе так много времени, как сегодня, находясь в самоизоляции. Поэтому я могу спрогнозировать рост напряженности. Родители привыкли, что их дети в школе, детском саду, кружках, секциях. Мужья и жены тоже привыкли большую часть времени быть на работе, а, значит, отдельно друг от друга. Теперь же многие вынуждены быть вместе круглые сутки, – говорит Надежда.

Один из способов снизить конфликтность в семье, по мнению психолога, – настроить личные границы. Надежда рекомендует понять, сколько времени вы можете спокойно проводить с родными, а сколько вам необходимо быть в одиночестве.

– Это очень важно. Нужно хотя бы для себя наметить: два часа я провожу с семьей – играю с ребенком, общаюсь с мужем. Но потом на час каждый оправляется в свой угол и занимается личными делами. Потом снова встречаемся. Чтобы снимать напряжение, нужны циклы общения. Чтобы быть много времени вместе без ущерба для отношений, следует развести границы каждого человека. Это поможет сохранить баланс в семье, – считает Надежда.

Не стоит забывать, что есть еще и одинокие люди. Их основное общение до этого сосредотачивалось на работе. А, оставшись дома, они на какое-то время лишились его и, возможно, переживают.

– Таким людям я рекомендую продумать стратегию общения. Например, договоритесь созваниваться с теми, с кем бы вам хотелось поддерживать связь. Могу сказать, что со своей подругой, с которой мы встречаемся регулярно раз в неделю в кафе, теперь так же общаемся по скайпу и пьем чай. Никаких проблем, – говорит Надежда.

Любители проблем

Нынешний кризис принес много сложностей. Одна из них – денежные потери и рухнувшие планы. Переживания, связанные с этим, крайне серьезны.

– Если говорить о потерях, то здесь нужно быть готовыми встретиться с несколькими стадиями горевания. Они неизбежны. Первая – Шок. Переживая его, мы замираем, не понимая, что происходит. Вторая стадия – отрицание, когда мы не верим в случившееся. Стараемся отогнать мысли, связанные с проблемой. Третья – стадия сильных чувств. В это время мы переживаем злость, грусть, отчаяние и т. д. Эти чувства нужно переживать, не уходя от них, не прячась. Четвертая стадия – депрессия, когда мы грустны и подавлены. И, наконец, пятая стадия – принятие. В этот период мы, приняв случившееся, готовы идти дальше, – перечисляет Надежда.

Психолог говорит, что все стадии горевания неизбежны. Они представляют собой механизм саморегуляции человеческой психики.

– Единственный способ пережить потери – позволить себе спокойно прожить все эти стадии, не отбрасывая их. Самое главное – не застревать в отрицании. Многие люди сейчас как раз находятся на этой стадии, им кажется, что жизнь осталась прежней. Такая реакция чревата отсроченным эффектом. Чем быстрее вы выйдете из отрицания и встретитесь со всеми неприятными чувствами, тем быстрее наступит принятие и появятся новые идеи, как жить дальше. Если вы находитесь в стадии сильных чувств, поймите, что злиться, грустить и отчаиваться на этой стадии нормально. Действительно, больно оттого, что планы рухнули, финансы оказались потеряны, кто-то остался без работы. Но, несмотря на это, рано или поздно вы вернетесь к нормальной жизни, – уверена Надежда.

Ну и напоследок скажем о тех людях, которые, несмотря на все беды, свалившиеся на них в кризис, настроены оптимистично. Они уже сейчас полны азарта и изыскивают для себя ресурсы именно в создавшихся условиях. Эти люди тоже тревожатся, но кризис толкает их к борьбе.

– Есть три базовые реакции на стресс. Назовем их условно "бей", "беги", "замри". Есть люди, которые в период кризиса убегают, прячутся от проблем. Есть те, кто замирает и пребывает в состоянии шока и отрицания. А те, о ком мы сейчас говорим, как раз относятся к типу "бей". Когда им тревожно, они не остаются в страхе. У них страх преобразуется в агрессию, в импульс к действию. Они воспринимают сложную ситуацию, как вызов. И под агрессией здесь я подразумеваю не зло, а скорее экспансию. Такие люди не прячутся, не бегут, а идут во вне, начинают что-то делать. Переключить страх на гнев им помогает одно очень полезное чувство – интерес. Им интересно, а что из всего этого получится, что будет, если попробовать действовать по-новому, не так как раньше. Интерес помогает им переориентироваться. Поэтому кризис они переживают оптимистично, на эмоциональном подъеме. Но вот что я хочу заметить. Вы не обязаны "выдавливать" из себя реакцию "бей". Вам не нужно заставлять себя пробовать новые способы заработка или создавать задел на будущее, если само по себе это не происходит. Сейчас важно сохранять ресурсы. В стрессе действовать тяжело. Очень много сил организма тратится на стабилизацию психики. Поэтому сейчас полезно о себе позаботиться, делать то, что вам приятно и что вас наполняет. Позаниматься в удовольствие тем, что давно откладывали из-за нехватки времени. А уже из этого ресурсного состояния могут прийти идеи, как поступать дальше, и необходимый интерес к жизни для дальнейшей реакции "бей", – подытоживает Надежда.

Фото: pixabay.com
Автор: Анастасия Ландо