Состояние тепловых сетей в Кемеровской области стало уже общим местом. В том смысле, что, кажется, уже все кузбассовцы знают, что износ сетей составляет просто чудовищный размах, однако пока каких-либо экстренных мер не предпринимается. В первую очередь, властями региона. Если ничего не менять, то уже в ближайшем будущем горожане могут остаться вовсе без тепла. Подробности надвигающегося теплового апокалипсиса выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Говорить о значении централизованного отопления в сибирских городах в целом и в городах Кемеровской области, в частности, – абсолютно излишне. Достаточно вспомнить, что в минусовые температуры, когда столбик термометра опускается до 25-30°C, в городской квартире, даже при горячих радиаторах отопления, бывает прохладно.
Виной всему, чаще всего, так называемая низкая энергоэффективность зданий, которые были построены еще в середине прошлого века. Современные дома, опять же, если они построены в соответствии с необходимыми требованиями и с применением надлежащих материалов, на деле оказываются куда более энергоэффективными.
Но даже самые "правильные" дома без отопления просто замерзнут – вместе с их жителями. А значит, топить надо, и никуда от этого, по крайней мере, в Сибири, не деться.
Тут возникает неизбежно еще один момент. Раньше, во времена Советского Союза и в годы постсоветской инерции, когда власти проводили псевдосоциальную политику за счет "жира", заложенного в предыдущие годы, можно было позволить экономить расходы простых людей за счет неизбежного износа, например, тепловых магистралей. Теперь это время кончилось. И расплачиваться за "социальную ориентированность" конца 20-начало 21 века придется нам всем, живущим в настоящее время. И вот почему.
Пока власти "делали хорошо населению" того же Кузбасса и гарантировали минимальный рост тарифов, например, на теплоснабжение, тепломагистрали продолжали активно изнашиваться, в соответствии с законами физики и невзирая ни на какие социально-политические ситуации. Более того, при утверждении тарифов на тепло Региональная энергетическая комиссия как официальный орган региональной власти предпочитала экономить именно на той части формирования тарифа, что предполагала обновление труб, по которым горячая вода (теплоноситель) поступает в квартиры горожан. В результате темпы замены труб резко упали, а износ сетей возрос.
И это при том, что любая труба подвержена износу. И пока запас прочности сохранялся, магистрали можно было не менять или менять частично. А любая труба – это постоянная нагрузка на нее, расширение, сужение. В принципе труба всегда находится в движении, или, как говорят специалисты, "живая труба". Коррозийный износ, давление и так далее – все это, если так можно сказать, дополнительные факторы риска для тепломагистралей, которые нельзя не учитывать, принимая решение о сроке службы конкретного участка трубного хозяйства.
Чтобы уйти от голословных рассуждений, стоит обратиться к конкретным цифрам. А они таковые. Средний срок службы металлических труб в режиме эксплуатации их в качестве тепломагистралей составляет порядка 25 лет. Чтобы поддерживать сети в надлежащем состоянии, необходимо ежегодно заменять 4% сетей. В Кузбассе этот показатель последние годы составлял порядка 1%, или в четыре раза меньше нормативного.
Но суть в том, что, согласно действующему законодательству, у энергокомпаний-собственников тепломагистралей в распоряжении только один источник финансирования – это тариф. Соответственно, сколько заложит на предстоящий год РЭК на замену труб, ровно столько энергетики и поменяют. Заложила власть 1% – поменяют 1%. Как говорится, ничего личного.
Расплата неизбежна. Яркий пример – это проблемный теперь поселок Белогорск, что в Тисульском районе. Как только здесь начались реальные проблемы с теплом, люди поняли: любые деньги, лишь бы батареи были хотя бы теплыми. Впрочем, если вдаваться в подробности ситуации в Белогорске, то там явно что-то не так с местной котельной, которая и работает-то всего второй отопительный сезон. А проблемы на ней начались буквально с начала ее открытия. Но тут совершенно другая история.
А потому вернемся к проблеме тарифообразования и всему, что с ней связано. Итак, многие годы отрасль теплоснабжения хронически недофинансировалась из-за псевдосоциальности властей. На самом деле, эту политику можно вполне уложить в принцип "главное день продержаться и ночь простоять". Но если в условиях войны такая логика может работать – мол "главное, – дождаться подкрепления", то в условиях отопительного сезона никакие свои не придут. Они просто замерзнут по дороге.
К чему же привела такая "забота о населении" со стороны властей? Возьмем для примера тепловые сети крупнейшего в Сибири энергохолдинга Сибирская генерирующая компания, предприятия которой работают в том числе в Кемеровской и Новосибирской областях, Алтайском крае, Хакасии.
Стоит отметить, что показатели изношенности тепловых сетей в Кузбассе одни из самых высоких в Сибирском федеральном округе. Так, например, в Кемерове износ составляет 34%, а в Новокузнецке – почти в два раза больше, или 66%. То есть если говорить про тот же Новокузнецк, то там почти 70% труб – это практически решето или то, что готовится им стать в ближайшее время. А значит, аварии, отключения, холодные квартиры. Как вы считаете, такой расклад устраивает жителей второй столицы Кемеровской области? Думаю, ответ очевиден. Да только выхода в существующих условиях нет. Точнее, он есть. Более того, он законодательно прописан, да вот власти региона и муниципалитетов, видимо, не готовы к тому, чтобы принять его. Пока ждут. А ситуация тем временем продолжает опасно скатываться вниз.
Главная проблема в том, что в условиях действующей системы тарифообразования у потенциального инвестора нет гарантий возврата вложенных денег. Точнее, не было еще недавно. Теперь есть. И гарантия эта предусмотрена законом о так называемых "альтернативных котельных". Суть закона состоит в том, что компания-инвестор вкладывает определенную сумму в инфраструктуру теплоснабжения конкретного муниципалитета, а возврат денег гарантируется зафиксированным на определенный срок тарифом.
Так, например, уже произошло в алтайском Рубцовске, где состояние тепловых сетей стало просто угрожающим. Необходимо было срочно действовать. Власти это поняли и совместно с Сибирской генерирующей компанией заключили соответствующее соглашение. В результате уже во время подготовки к наступившему отопительному сезону энергетики вложились "по полной" и сделали очень много – по меркам прежних лет, предшествующих запуску "альтернативной котельной".
То есть с момента подписания соглашения прошло меньше года, а результаты уже есть. И, разумеется, дальше – больше. С одной стороны, да, тариф немного вырос. Но с другой, потребители города получили гарантии, что у них будет тепло. А это в условиях холодной сибирской зимы крайне важно.
Руководство СГК рассматривало в качестве второго возможного проекта по закону об "альтернативной котельной" кузбасский город Новокузнецк. Чтобы понять предполагаемый объем инвестиций, достаточно сказать, что на "приведение в порядок" городской тепловой инфраструктуры здесь необходимо более 9 миллиардов рублей.
Местные власти должны решиться и еще на один важный шаг – отказ от так называемого КВД, компенсации выпадающих доходов, когда часть тарифа платит потребитель, а часть за него доплачивает бюджет. Правда, делает это с большим скрипом и запозданием. Однако, речь шла не об отказе от КВД как от меры социальной поддержки вовсе, а отказ именно от КВД с пересмотром ее на адресные субсидии тем, кому действительно необходима финансовая помощь.
В результате пока отказа от выплаты КВД город имеет, точнее, не имеет, инвестиций в размере 9 миллиардов рублей. А также высокий риск аварий на тепловых сетях.
Кстати, если оценивать подобную ситуацию в Кемерове, то здесь, как уже упоминалось, износ тоже достаточно высок, так что инвестиции необходимы и в тепловую инфраструктуру областного центра – порядка 8,4 миллиарда рублей. Тоже сумма более чем огромная. Для наглядности, доходная часть городского бюджета составляет около 15 миллиардов рублей. Разумеется, отдать половину всех доходов городского бюджета никто никогда не решится. Это может сделать только крупный инвестор и только под адекватные гарантии возврата вложенных денег.
Кстати, сроки завершения проектов – это еще одна непростая задача, которую энергетикам предстоит решать. Ведь строить и даже перестраивать тепломагистрали можно только в отопительное межсезонье – с 15 мая по 15 сентября. Так что вполне возможно, что проект может растянуться на несколько лет. Например, на реализацию инвестиционного проекта в Новокузнецке, по самым осторожным оценкам, может понадобиться 22 года, а в Кемерове – в два раза меньше, около 10 лет.
Не стоит опасаться столь внушительных сроков – все-таки инфраструктура теплоснабжения таких городов как Кемерово или Новокузнецк представляет из себя достаточно большое хозяйство. А потому на обновление необходимы не только значительные финансовые, но и временные инвестиции.
Кстати, подробнее о том, что ждет теплогенерацию и пути ее развития как в Сибири, так и в Кемеровской области, в частности, можно узнать в статье (sibgenco.online/news/element/why-the-cold-tear-of-the-pipe-or-how-much-it-costs-to-replace-all-of-the-old-network), опубликованной на сайте sibgenco.online.
Одна из основных идей, изложенных в этой публикации, состоит в том, что благодаря реализации проекта "альтернативной котельной" удастся добиться основного: "Энергетики смогут повышать свою эффективность, оптимизировать теплоснабжение, а сэкономленные средства направлять на ремонты. Им не нужно будет ждать, сколько средств на ремонт сетей заложит им орган регулирования в следующем году, и гадать, сколько эта цифра будет через год. Они смогут самостоятельно, исходя из потребностей инфраструктуры, определять, сколько труб нужно менять в этом году, а сколько в следующем и рассчитать наиболее эффективный график работ".
Результат такой плановой работы – повышение надежности теплоснабжения. А это, по большому счету, все, что волнует потребителей.