Кузбасс может остаться без тепла

26 октября 2018 г., 10:03

Весьма представительный круглый стол с участием федеральных органов власти недавно состоялся в Кемерове. Темой обсуждения стало развитие систем теплоснабжения городов Кемеровской области и пути решения наиболее актуальных проблем. В числе таковых оказалась и ситуация с теплоснабжением Новокузнецка. Подробности выяснял корреспондент VSE42.Ru.

Порочный принцип

Для начала стоит отметить, что в число участников круглого стола "Коммунальная инфраструктура Кузбасса: перезагрузка" попали не только представители коммунальной сферы и энергетической отрасли, чье присутствие здесь вполне ожидаемо. Помимо практиков в работе круглого стола приняли участие, во-первых, представители Минэнерго России. Во-вторых, руководители региональных надзорных и контролирующих ведомств. В-третьих, и это особенно важно, представители той самой общественности, которую как раз и коснутся последствия ожидаемых нововведений в теплоэнергетике. Из числа общественности, а точнее ее представителей, стоит отметить депутатов областного парламента и муниципалитетов.

Если коротко, то на "перезагрузку" собрались все заинтересованные стороны. А потому и обсуждение предстоящих изменений, которые могут произойти при определенных обстоятельствах, получилось достаточно горячим. Однако обо всем по порядку.

Одной из главных тем разговора стала так называемая "альтернативная котельная". Напомню ее суть. Существующая система тарифообразования в теплоэнергетике состоит в том, что региональные энергетические комиссии, являясь структурами органов власти субъектов РФ, утверждают тариф для потребителей тепла, исходя из принципа "затраты+". То есть ресурсоснабжающие организации защищают свои затраты на производство тепловой энергии, закладывая минимальную прибыль, а затем РЭК утверждает тариф, с прибылью или совсем без нее.

Как поясняют специалисты, порочность этого подхода заключается в том, что он лишает смысла делать хоть сколько-нибудь значительные инвестиции в развитие инфраструктуры теплоснабжения. А все потому, что любая модернизация приводит к снижению издержек, снижению себестоимости. Соответственно, снижению тарифа. А тот факт, что добиться сокращения себестоимости удалось за счет многомиллиардных инвестиций, получается, никого не волнует. То есть чем больше вкладываешь, тем меньше получаешь.

Метод "альтернативной котельной", утвержденный соответствующим законом правительства России в прошлом году, позволяет принципиально изменить подход к тарифообразованию. Стороны предполагаемого договора – власти региона, конкретного муниципалитета и представители ресурсоснабжающей организации – договариваются о размере тарифа на определенный период (10 лет), что в результате позволяет последним гарантировать возврат вложенных инвестиций. А потребители, в первую очередь, жители городов и местный бизнес получают гарантию того, что не замерзнут зимой.

Стоит отметить, "альткотельная" наиболее актуальна для муниципалитетов, где инфраструктура теплоснабжения находится в тяжелом состоянии. Что касается Кемеровской области, то подобная ситуация складывается в одном из крупнейших городов региона – в Новокузнецке. Крайне изношенные тепловые сети – до 85%, – неопределенность с их принадлежностью, неоптимальная структура самих сетей. И плюс к этому сложнейшая ситуация с самой генерацией. Например, с Центральной ТЭЦ, которая "сто раз" банкротилась, накопила долги под 3 миллиарда, и какого-то понятного решения с ней, как представляется, так и не найдено.

Непрозрачная бизнес-модель

И это при том, что энергетики – а именно Сибирская генерирующая компания (СГК) – хоть сегодня готовы войти в Новокузнецк и вложить около 5 миллиардов рублей инвестиций, полностью "перелопатив" инфраструктуру городского теплоснабжения. Однако, как подчеркнул генеральный СГК Михаил Кузнецов, чтобы энергетики решились на этот шаг, необходимо одно: отказаться от существующего механизма компенсации выпадающих доходов (КВД).

Напомню, система КВД предполагает оплату потребителем части тарифа на тепло, а оставшуюся часть за него платит бюджет. Однако по факту именно в результате действия КВД, а точнее длительных задержек по ее погашению, у ресурсоснабжающих организаций региона возникают миллиардные в масштабах области и многомиллионные в рамках Новокузнецка задолженности.

Вслед за Михаилом Кузнецовым о проблемах, связанных с КВД, говорит и председатель Региональной энергетической комиссии Кемеровской области Дмитрий Малюта. По его словам, эта система не позволяет энергетикам выстроить прозрачную бизнес-модель и рассчитать вероятность и сроки окупаемости инвестиций.

"Бюджет (муниципальный бюджет, откуда поступают средства по КВД – прим. автора) зависит от областного бюджета. Завтра у нас пересмотрят доходную часть, и все прекрасно понимают, что произойдет. Вопрос в том, что за топливо сегодня надо платить, зарплату надо сегодня выплачивать, электроэнергию сегодня оплачивать надо. Потом отложенный платеж – никто на это дело не идет, к сожалению. То есть основной вопрос – это отсутствие четкого бизнес-планирования", – рассказал Дмитрий Малюта.

Кроме того, областной чиновник отметил еще одну издержку кассового разрыва (даже при условии того, что бюджет рано или поздно выполнит свои обязательства перед поставщиками тепла).

"У нас как налоги берутся? Правильно, по отгрузке. А бюджет говорит: в декабре рассчитаюсь. А в марте уже налоги (с предприятий СГК – прим. автора) сняли", – продолжает Дмитрий Малюта.

Таким образом, можно сделать однозначный вывод: действующая система КВД сдерживает модернизацию теплоснабжения. И в Кузбассе этот вопрос стоит особенно остро.

В большинстве российских регионов отказались от КВД, заменив ее на альтернативный способ социальной поддержки малообеспеченных слоев населения. Однако Кемеровская область не единственный субъект, где КВД пока остается. Например, в Санкт-Петербурге. Но! Удельный вес компенсации выпадающих доходов в общих объемах платежей за ЖКУ составляет порядка 10%. В Кузбассе удельный вес КВД достигает 43%. И если в первом случае питерские энергетики могут временно смириться с существующей системой, то для работы в Кузбассе доля КВД слишком высока, чтобы скидывать ее со счетов.

Ежегодно жители Кемеровской области платят за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям около 32 миллиардов рублей. При этом бюджет предоставляет льготы и субсидии социально незащищенным категориям граждан на 5 миллиардов рублей. А объем КВД, для сравнения, составляет 11 миллиардов рублей – почти 10% областного бюджета.

Последний шанс?

Однако об отказе от социальной поддержки малоимущих граждан в случае ухода от КВД речи не идет. Специалисты предлагают альтернативу в виде адресных субсидий. То есть вместо варианта "КВД для всех" (и обеспеченных, и малоимущих), предлагается вариант введения помощи тем категориям жителей области, кому она действительно необходима.

"В таком масштабе, как в Кузбассе, КВД в стране больше нигде нет. Это вызов долгосрочным инвестициям в теплоснабжение. Необходимо переходить от субсидирования тарифов к адресному субсидированию граждан", – отметил заместитель директора департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Алексей Храпков.

Отчасти поддержал мнение федерального чиновника и заместитель председателя областного Совета народных депутатов Юрий Скворцов.

"Сделать такой шаг и сказать, что мы сразу отменим КВД – это очень было бы смелое заявление, а вот определиться с пилотными проектами в муниципалитетах, которые могли бы это реализовать в 2019 году, возможно", – сказал Юрий Скворцов.

Вполне возможно, что в число таких пилотных проектов может попасть и Новокузнецк. В противном случае есть все шансы на то, что город совсем лишится инвестиций в теплоснабжающую сферу и ситуация в коммунальном комплексе только усугубится. Многие новокузнечане уже в этом сентябре столкнулись с проблемами при запуске тепла, когда из-за многочисленных порывов на внутриквартальных тепловых сетях десятки домов стояли с холодными батареями. А впереди – зима!

Не случайно в рамках работы круглого стола "Коммунальная инфраструктура Кузбасса: перезагрузка" Михаил Кузнецов заявил о том, что Кемерово и Новокузнецк в плане инвестиций "снижены в списке приоритетов".

"Пока у нас присутствует такой непредсказуемый элемент, как КВД, который ставит нас потенциально в конфликтную ситуацию с субъектом РФ, мы не в состоянии вкладывать большие деньги", – сказал генеральный директор Сибирской генерирующей компании.

А вот соседние с Кузбассом Новосибирск, Красноярск и Барнаул оказались в приоритетном положении и вполне могут претендовать на инвестиции, объем которых генеральный директор СГК оценил в сумму не менее 40 миллиардов рублей.

Более того, в Алтайском крае уже реализован первый проект в рамках альтернативной котельной. "Пилотом" стал алтайский Рубцовск. В этот небольшой город энергетики вложили почти 2 миллиарда рублей, построили и переложили 20 километров тепловых сетей, а также реконструировали местную Южную тепловую станцию. Обновление системы теплоснабжения Рубцовска планируется завершить до конца 2018 года. В результате жители недавно еще практически замерзающего города теперь могут быть уверены, что теплоснабжение даже в самые лютые морозы будет гарантировано. А энергетики, в свою очередь, получили гарантии того, что вернут вложенные инвестиции в течение 12 лет.

Впрочем, если власти решатся и смогут принять соответствующие управленческие решения, то те же Новокузнецк, Юрга, Прокопьевск, Киселевск и другие города Кузбасса наконец-то обретут возможность для инвестиций в ветшающие теплоисточники и теплотрассы. Вывод из тезисов круглого стола для населения очевиден: если сегодня мы платим за тепло в среднем где-то 60-70% от реальной стоимости, то совсем скоро платить придется полностью. В противном случае "Боливар не вынесет двоих" – или не выдержит областной бюджет, или – коммунальная система. А тепло в Сибири не привилегия, но вопрос выживания.

Фото: VSE42.RU