Кто скрывал правду о "Зимней вишне"?

03 апреля 2018 г., 15:47

Больше 60 погибших, две трети из которых – дети. Еще почти 80 человек получили травмы. О пожаре в ТЦ "Зимняя вишня", кажется, сказано почти все. Задержаны первые подозреваемые – от охранника до директора. Теперь остается ждать, что выяснит следствие и что решит суд. Однако кемеровская трагедия показала неожиданные проблемы. В ситуации разбирался корреспондент VSE42.Ru.

Информационный периметр

Сначала напомним хронологию событий.

Воскресенье 25 марта не предвещало, казалось, никаких сюрпризов. И вдруг, как гром среди ясного неба, прошла информация о возгорании в ТЦ "Зимняя вишня". Сначала небольшое задымление, особенно никого не испугавшее. Потом из окон четвертого этажа, где был расположен киноцентр на три зала, стали прыгать люди. В том числе дети.

К "Зимней вишне" начали стягиваться пожарные и полицейские автомобили, кареты скорой помощи. Первое, что бросилось в глаза даже непрофессионалам – это крайне незначительное количество окон в здании ТЦ. И, наверное, нерешительность пожарных. Многие очевидцы рассказывали, что они сначала долго не могли подключиться к пожарным гидрантам, а затем долго просто лили воду в немногочисленные окна. В то время, когда, как позднее стало известно, на четвертом этаже ТЦ задыхались и сгорали взрослые и дети.

С первых минут и часов пожара обозначилась, пожалуй, одна из основных проблем, которая в итоге привела к стихийному митингу, состоявшемуся два дня спустя на площади Советов. И проблема эта – недостаток информации.

Об этом стоит поговорить отдельно. Начиная с первых минут пожара, журналисты, работавшие на месте ЧП, столкнулись с максимальной закрытостью силовиков, которым, казалось бы, и скрывать-то нечего. И, тем не менее, первым на журналистов "напали" полицейские во главе с одним из своих городских начальников. При этом высокопоставленный полицейский чин потребовал, чтобы представители средств массовой информации вышли за периметр, который был определен для случайных прохожих. Таким образом он, по сути, обозначил свое отношение к журналистам: такие же зеваки, которым не положено знать больше.

Несмотря на подобное отношение со стороны силовиков, представителям СМИ удалось отстоять право на получение, а значит и передачу, аудитории своих изданий оперативной информации.

Примерно через 2-3 часа на придворовой территории ТЦ появилась представитель пресс-службы регионального Следкома Надежда Ананьева. Она официально сообщила о четырех погибших в пожаре, а также о возбуждении трех уголовных дел.

Однако антирекорд оперативности поставил руководитель главного управления по взаимодействию со СМИ администрации Кемеровской области Алексей Доронгов. Он приехал в организованный в школе №7 штаб уже поздно вечером – около 23:00. Стоит отметить, что глава областной пропаганды появился на пожаре только после личного телефонного звонка первого заместителя губернатора Владимира Чернова. Который, кстати, работал на месте практически с первых минут ЧС. Впрочем, как и бывший тогда замгубернатора, а ныне назначенный врио губернатора Кемеровской области Сергей Цивилев.

Бессилие…

А тем временем события развивались следующим образом. Родителей малышей, оказавшихся запертыми в "Зимней вишне", а также родственников взрослых посетителей ТЦ разместили в расположенной неподалеку школе №7 – в спортивном зале. Поначалу люди просто не понимали, что надежды на спасение их родственников, попавших в эпицентр пожара, практически нет. А потому продолжали ждать.

И тогда опять же остро встал вопрос нехватки информации о том, что происходит в данный момент. Именно поэтому через какое-то время – около 2-3 часов ночи, – люди стали срываться, накал эмоций быстро нарастал. Родственники потребовали у чиновников, присутствующих в штабе, отчета. Несмотря на то, что ситуация в тот момент была далека от разрешения, а значит, и говорить-то особо нечего.

И, тем не менее, к родственникам вышли первый заместитель начальника областного управления МЧС Евгений Дедюхин, мэр Кемерова Илья Середюк и упоминавшийся уже Владимир Чернов. Что они говорили в ту ночь людям, как пытались их успокоить – наверное, это уже неважно. Ощущение того, что сейчас никто ни на что повлиять не может, было абсолютным.

Так, Евгений Дедюхин, пытался объяснить родственникам, что "пожарные работают", что "войти в здание и узнать, что стало с детьми" пока не получается. И так далее, и тому подобное.

Тут же с людьми работали психологи. Выглядело это следующим образом. Специалист, а чаще два, сидели рядом и слушали того, кто еще надеялся на чудо. Когда человек вставал, психологи шли рядом и все так же слушали, что-то говорили в ответ.

Плюс к этому традиционный корвалол на отдельном столике и бутылки с водой. Само собой, еще какие-то медицинские препараты, использование которых психологи и психиатры, работавшие на месте, особенно не афишировали.

Приблизительно к 5 часам утра появилась информация, что пожарные прошли первые три этажа здания и там не нашли тел. Теперь они готовились заходить на четвертый этаж, где и предполагалось найти жертв пожара – в трех залах киноцентра. Однако вход на четвертый этаж пришлось неожиданно отложить, поскольку огонь вновь вспыхнул – на втором этаже. Работать внутри здания в таких условиях кемеровские пожарные не могли, поэтому покинули "Зимнюю вишню" и возобновили тушение огня снаружи, через небольшие окна.

1000 градусов по Цельсию

В общей сложности ликвидация пожара в ТЦ заняла почти сутки. Однако еще до ее окончания состоялось несколько совещаний с участием чиновников областной и городской власти, а также министра МЧС России Владимира Пучкова, который прилетел ночью в Кемерово.

Примечательно, что главный спасатель проводил все совещания исключительно в шатре, который был установлен рядом со зданием школы №7. Чем его не устроило капитальное строение с отоплением, электроснабжением и высокими потолками – сказать трудно.

И также утром кемеровский мэр Илья Середюк сообщил, что уже определены две площадки для складирования конструкций сгоревшего ТЦ. Первая – постоянная, вторая – временная, для того, чтобы представители следственных органов могли работать с вещдоками, каковыми теперь являются останки ТЦ.

В этот же день в морге на Волгоградской начались опознания обгоревших тел, от которых, зачастую, не осталось практически ничего. И это понятно: как рассказал один из специалистов МЧС, работавший на месте пожара, в его эпицентре пожара температура достигала 1000 градусов. И так на протяжении как минимум 12-15 часов.

Стоит отметить, что к утру понедельника, 26 марта, была названа предположительная причина возгорания. Причем не одна. Сначала появилась версия о якобы мальчике с зажигалкой. Мол, ребенок прыгал на батуте и что-то поджег. Второй версией стало короткое замыкание.

Причем, сначала предполагалось, что огонь начался на четвертом этаже. Затем эта версия скорректировалась – специалисты решили, что эпицентром пожара стал третий этаж.

Однако до сих пор, уже почти неделю спустя, расследователи так и не дали окончательной версии трагических событий в ТЦ "Зимняя вишня".

Сломанный рупор

Установление истинных причин ЧС, как ни странно, в первые дни после трагедии не стало главным центром общественного внимания. Пока это было не очень важно. После окончания активных противопожарных действий в ТЦ, надо было похоронить останки погибших в нем. Но сначала весь город потянулся к стихийному мемориалу, расположившемуся метрах в 20 от места гибели десятков людей. Мемориал открылся рано утром в понедельник, а уже через несколько часов здесь лежала огромная гора цветов и игрушек. Люди приходили сюда без конца, выстроилась очередь. Сотни, тысячи горожан шли сюда.

И это вполне понятно: огромное горе по сути коснулось каждого.

Однако неожиданно появилась еще одна линия развития событий после ЧС. В социальных сетях практически в ночь и на утро понедельника в полной мере начала появляться информация о том, что власти скрывают количество погибших на пожаре. Речь шла о сотнях тел, которые пожарные якобы вывозили ночью с пожарища.

В соцсетях появлялись фотографии якобы тел в мешках даже, например, рядом со штабом в школе №7. Конкретно это фото получили в том числе несколько журналистов, работавших ночью в штабе. И они специально нашли место, изображенное на фотографии. Там, разумеется, не было даже намека ни на какие мешки, ни даже на следы на снегу от них.

Но дезинформация уже пошла в народ.

То 400 трупов, которые вывозят на крытых грузовиках, то 200 могил, вырытых на кемеровском кладбище, то останки сотни детских трупов, которые якобы прячут от общественности в холодильниках хладокомбината.

И вот здесь, среди всего этого потока дезинформации в полной мере проявилась роль главного управления по взаимодействию со СМИ администрации Кемеровской области под руководством Алексея Доронгова. Точнее, полная беспомощность властного пропагандиста.

Казалось бы, задача максимально проста и понятна: обеспечить людей таким количеством информации, которое им необходимо, чтобы понять, что от них ничего не утаивают. Сделать каждое действие власти и силовиков максимально прозрачным, привлечь всех желающих к общественному надзору за происходящим. И так далее.

Было ли сделано хоть что-то из этого списка. Судя по всему, нет! Ничего! А потому можно уверенно сказать, что именно подчиненные теперь уже экс-губернатора Тулеева стали виновниками того, что во вторник почти пять тысяч кемеровчан вышли безо всякого согласования с властями на стихийный митинг к администрации Кемеровской области. Площадь Советов такого столпотворения не видела уже лет 25, не меньше.

Выйти к такому количеству людей, находящихся на эмоциональном накале – это уже поступок. И его совершили упоминавшиеся Сергей Цивилев и Владимир Чернов, которые почти восемь часов выстояли на крыльце первого здания обладминистрации, отвечая на вопросы митингующих. Здесь же был Илья Середюк, который и на площади стоял, и с родственниками погибших ездил по моргам, чтобы опровергнуть слухи.

А вот того же Алексея Доронгова не было. Как впрочем, не было и рупора пропаганды региональной власти, а по совместительству главы ГТРК "Кузбасс" Андрея Андреева. Более того, не было Андреева и в ночь на месте трагедии.

Видимо, не счел необходимым оторвать свой рот от рупора и находиться там, где действительно было важно освещать происходящее.

Подытоживая, можно уверенно сказать: информационная служба АКО, которая годами рассказывала о достижениях в сельском хозяйстве и очередном 90-летнем юбиляре, об открытии именных аудиторий в пустеющих кузбасских вузах и добыче очередного миллиона тонн угля, оказалась совершенно не готова к работе в условиях реального ЧС. Когда людям понадобилась оперативная информация о трагедии в Кемерове, пресс-служба администрации и ее СМИ оказались за информационным бортом.

Скорее всего, будут сделаны выводы и о работе регионального МЧС. Ведь не секрет, что к непосредственному тушению пожара его сотрудники приступили через час после сигнала о возгорании. Не секрет также, что у пожарных, например, не оказалось костюмов, позволяющих работать при высоких температурах – ни одного! Потому никто и не пошел в огонь, чтобы спасти людей.

Сейчас можно много говорить о причинах и виновниках пожара в ТЦ "Зимняя вишня". Но в свете того, что сказано уже предостаточно, в том числе много недостоверной информации, возможно, стоит остановиться и дождаться официальных выводов специалистов. В том числе лучших следователей, специально приехавших в Кемерово из Москвы.

Фото: VSE42.RU
Автор: Игорь Рожков