Представители машиностроительных предприятий региона собрались в администрации Кемеровской области, чтобы узнать, стоит ли развивать так называемое компонентное машиностроение. Причем, не абы как, а с использованием чудо-технологии, родом из соседнего наукограда Томск.
После пространных речей представителя томской инжиниринговой компании, активно оперировавшего узкоспециальными терминами, а также представителя организации-разработчика никто из зала так и не задал ни одного уточняющего вопроса. Возможно, потому, что все было понятно, а, возможно, все присутствовавшие осознавали, что никакое "компонентное машиностроение", по крайней мере, в обозримом будущем большого интереса с точки зрения развития отрасли не вызывает.
А теперь, собственно, о самом предложении томичей, которые использовали зал коллегии администрации области в качестве презентационной площадки для далеко не новой (разработанной в 2008 году) технологии эксцентрико-циклоидального зацепления. Чтобы не вдаваться в технические параметры этой технологии, отмечу лишь, что в томских "шестеренках" зубцы не обычные, а слегка изогнутые. Отчего, собственно, и все прелести. Меньший шум, меньшее количество зубцов на валу, экономия материалов при производстве, повышенная прочность зубцов, в том числе за счет их толщины, и так далее, и тому подобное.
Что же предложили томские "шестеренкостроители" кузбасских бизнесменам? А тут все просто. Если коротко, то "покупайте нашу технологию". Более того, готовые разработать конкретную производственную модель под конкретные нужды конкретного изделия с использованием эксцентрико-циклоидального зацепления томичи претендуют не только на деньги за продажу технологии, но и на роялти – компенсацию за ее использование при производстве различных деталей. В том числе редукторов горно-шахтного оборудования. Да впрочем любых машин, где требуется преобразование энергии во вращение.
В обмен на это томичи обещают кузбасским машиностроителям выход чуть ли не на мировой рынок. И даже цифры называют: мол, емкость этого рынка составляет 500 миллиардов долларов ежегодно. Соблазнительно что ни говори.
Но, судя по всему, кузбасские машиностроители не очень-то прониклись презентацией. Как уже упоминалось, от них не поступило ни одного вопроса после окончания презентации. Однако, видимо, чтобы предоставить шанс на проявление заинтересованности, первый заместитель кузбасского губернатора Владимир Чернов дал время до марта "проработать вопрос".
А вот что касается другой интересной технологии, которую разработали непосредственно в самом Кузбассе и о которой также шла речь на встрече машиностроителей, тут стоит отметить, что она вызвала определенный интерес. Речь идет о технологии защитной наплавки, которую придумали новокузнецкие специалисты.
Суть ее состоит в том, что для изготовления специальной износостойкой наплавки на металлические рабочие поверхности используется в качестве сырья отход металлургического производства, обработанный определенным образом.
Для металлургов это способ подороже продать бросовый, по сути, металлолом. Тем более, что, благодаря научным изысканиям, от такого использования втормета всем только польза. И экологическая – больше смысла активнее утилизировать отход. И экономическая: производители заработають на продаже тех самых наплавок, а потребители – на значительном, видимо, увеличении срока службы используемых инструментов.
Стоимость этого проекта, а также запуска двух новых сортов литейного чугуна оценивается в 200 миллионов рублей. Причем, время реализации проекта названо достаточно четко – он должен быть запущен уже до конца 2018 года.
И если новые сорта чугуна – это, как говорится, добавка в копилку, где уже и без того приличная производственная номенклатура, то высокотехнологичная изностойкая наплавка из бросового металлолома – это действительно хороший способ продвинуть оборудование кузбасских машиностроителей не только в Кемеровской области, но и за ее пределами. По крайней мере, один из способов.