Невозвратная кредиторская задолженность, накопленная жителями Кемеровской области, только за год увеличилась почти в четыре раза, достигнув 7 миллиардов 153 миллионов рублей.
Как сообщил корреспонденту VSE42.Ru главный судебный пристав Кемеровской области Дмитрий Ткаченко, "безнадёжную" задолженность накопили почти 30 тысяч кузбассовцев.
"Окончено без исполнения – в связи с невозможностью взыскания – в первом полугодии 2016 года 29470 исполнительных производств в отношении физических лиц на общую сумму в 7,153 миллиарда рублей. Для сравнения отмечу, что за первое полугодие 2015 года без исполнения остались 12779 производств на общую сумму 1,907 миллиарда рублей", – сказал Дмитрий Ткаченко.
По его словам, основная часть такой "плохой" задолженности по кредитам – это долги перед микрофинансовыми организациями. Потому и подавляющая часть невозвращённых долгов – кредиты менее 100 тысяч рублей.
"Исполнительные производства оканчиваются без исполнения чаще всего в связи с отсутствием у должника какого-либо имущества, которое можно было бы реализовать, а за счёт полученных средств погасить задолженность перед кредитором", – отмечает Дмитрий Ткаченко.
В этом смысле кредитные микрофинансовые организации становятся заложниками собственной политики выдачи кредитов, поскольку требования при проверке потенциального заёмщика в таких компаниях минимальные. А, по сути, никакие. То есть едва ли "выдача кредита по паспорту" может быть в полной мере "оценкой рисков".
С другой стороны, кредитные микрофинансовые организации с лихвой компенсируют свои повышенные риски за счёт повышенных же процентов, когда ставка по кредитам составляет сотни процентов годовых.
В любом случае можно уверенно предположить, что Кузбасс, причём достаточно быстро, становится территорией безнадёжных должников – раз только за год их число выросло более чем в два раза, с почти 13 тысяч до 30 тысяч человек.
Чуть менее пугающая ситуация складывается с задолженностью в жилищно-коммунальной сфере. Однако и здесь наметился как рост неплатежей, так и положительная динамика по объёму невозвратных долгов.
"За первые шесть месяцев прошлого года к нам поступили исполнительные производства на 658 миллионов рублей. За аналогичный период 2016 года – на 810 миллионов рублей. При этом взыскание за эти же периоды выросло со 126 миллионов до 149 миллионов рублей", – рассказал Дмитрий Ткаченко.
Стоит отметить, что в настоящее время при указанном уровне задолженности по жилищно-коммунальным услугам окончены без исполнения в связи с невозможностью взыскания более 6 тысяч исполпроизводств на сумму 109 миллионов рублей.
Что же касается в целом количества исполнительных производств, находящихся в службе судебных приставов региона, то оно, по словам Дмитрия Ткаченко, сокращается.
Это связано с рядом изменений в законодательстве. Так, например, приставы отметили значительное падение количества штрафов, которые "доходили" до них. Специалисты склонны связывать этот факт с появившейся недавно "скидкой", когда водитель, нарушивший Правила дорожного движения, имеет возможность заплатить в два раза меньше, если сделает это в первые 20 дней после совершения правонарушения.
Немного уменьшило нагрузку на приставов (на 8 процентов или 24 тысячи штрафов) и полученное право налоговых органов самостоятельно взыскивать административные штрафы "специально уполномоченных органов" до 25 тысяч рублей.
В общей сложности приставы в первом полугодии реально исполнили 274 тысячи исполнительных производств, что на 19 тысяч меньше показателей прошлого года. При этом в целом количество возбужденных исполпроизводств уменьшилось порядка на 20 тысяч.