Стратегия банка ВТБ в Кемерове: быстрый рост и стабильное развитие

08 апреля 2015 г., 10:54

В Кемеровском офисе банка ВТБ назначили нового руководителя – Анжелику Рогожкину, – из-за чего планы банка приобрели новое звучание.

Корреспонденты VSЁ42 посетили пресс-конференцию, которую банк провёл в связи со столь знаменательным событием, чтобы узнать чуть больше о новом главе Кемеровской дирекции, а заодно лучше понять дальнейший вектор развития ВТБ в регионе.

Чаба Зентаи, член правления банка ВТБ:

– В нашем офисе в Кемерове назначен новый руководитель. Такое событие – это всегда начало некой новой эры, это всегда ожидание чего-то нового. В лице Анжелики Рогожкиной мы нашли руководителя, который, безусловно, является авторитетом на местном рынке. Руководителя, который, на мой взгляд, является не просто большим профессионалом, но и самым узнаваемым банкиром Кузбасса. Её приход в банк ВТБ означает, что все планы 2015 года и все те ожидания, которые наверняка в будущем оправдаются показателями рынка, начнут сбываться.

Я уверен, что, благодаря Анжелике Рузалимовне, начнётся бурный рост всех показателей бизнеса, который нам хотелось бы видеть постоянно. Руководство банка всегда высоко ценило потенциал местного рынка, а Кемеровская область, к тому же, является одним из важнейших регионов России.

ВТБ в Кузбассе представлен двумя офисами – в Кемерове и Новокузнецке, и мы ожидаем в этих важных для нас городах начало активной фазы развития бизнеса.

Анжелика Рогожкина, руководитель дирекции банка ВТБ по Кемеровской области:

– Что касается планов региональной дирекции, то они, конечно, с моим приходом становятся крайне амбициозными. Мы в этом году планируем увеличить объём кредитного портфеля среднего сегмента как минимум на семьдесят процентов. Упор сделаем на предприятия среднего бизнеса – те, которые имеют выручку от трёхсот миллионов до десяти миллиардов рублей. Это наш основной приоритет в текущем году. Также мы планируем увеличить долю таких предприятий в общем портфеле дирекции в два с половиной раза. В прошлом году кемеровская дирекция ВТБ показала темпы роста кредитного портфеля порядка тридцати трёх процентов, поэтому заявленная планка для нас кажется вполне достижимой.

Помимо этого, мы продолжим наращивать ресурсную базу для работы с крупнейшими предприятиями региона, а также участвовать в финансировании областного бюджета.

– Вы сказали, что собираетесь поддерживать средний и крупный бизнес. Есть ли планы насчёт малого бизнеса? Каковы перспективы развития финансирования экономики Кемеровской области?

Анжелика Рогожкина:

– Что касается малого бизнеса, то это сфера деятельности банков, входящих в группу ВТБ: Банка Москвы и ВТБ 24. В компетенции Кемеровской дирекции банка ВТБ – финансирование предприятий среднего бизнеса (с объёмом выручки от трёхсот миллионов до девяти миллиардов рублей) и крупного бизнеса (свыше десяти миллиардов рублей).

Если говорить о сотрудничестве с администрацией Кемеровской области, то на сегодняшний день мы являемся одним из основных кредиторов бюджета региона. Объём финансовых вложений в областной бюджет со стороны банка ВТБ составляет порядка семи миллиардов рублей.

С точки зрения поддержки реального сектора экономики Кузбасса, есть понимание, что в этом году предприятия существенно сократят объёмы инвестиций и перейдут на амортизационные отчисления. На текущий момент инвестиционные программы представляют собой комплекс мер по поддержке технического состояния имеющегося оборудования. Это одна из точек роста бизнеса. Определённые перспективы появились у машиностроителей: областными властями поставлена задача по импортозамещению горно-шахтного оборудования. Со своей стороны мы готовы к участию в подобных программах.

Кроме того, ещё одно направление развития мы видим в рефинансировании ссудной задолженности компаний, а также в поддержании оборотного капитала предприятий среднего сектора.

– Собирается ли банк ВТБ кредитовать крупный и средний бизнес в иностранной валюте?

Чаба Зентаи:

– Мы никогда не были сторонниками излишних валютных рисков. А выдача таких кредитов предприятиям – это явно риск, который в конце 2014-го проявился в полной силе. Мы не выдавали кредиты в иностранной валюте, кроме тех случаев, когда предприятия имеют валютную выручку. Другие банки, которые активно кредитовали предприятия в валюте, сейчас имеют качество портфеля ниже среднего именно из-за валютных заимствований.

Если говорить о кредитовании в юанях, банк ВТБ является единственным российским банком, который имеет полноценную банковскую лицензию в Китае. Мы создали свой шанхайский филиал несколько лет назад. С учётом того, что китайский Центробанк имеет очень строгие требования к банкам для получения лицензии, остальным банкам достаточно сложно зайти на этот рынок. Одним из требований китайского регулятора является условие, по которому банк должен работать в течение трёх лет без убытков в каждом квартале. Даже если другие банки пытаются создавать там свои филиалы, они отстают от ВТБ на три-четыре года. Так что в этом направлении ВТБ имеет явные преимущества.

– За счёт чего вы планируете усиливать своё присутствие в регионе?

Чаба Зентаи:

– Сейчас мы видим возможность рефинансировать финансово устойчивых клиентов из сегмента крупного и среднего бизнеса. Хочу сказать, что на сегодняшний день очень мало банков, активно кредитующих средний бизнес. Соответственно, конкурентов у банка ВТБ немного. И даже те, которых мы видим на рынке, за последнее время ввели ряд ограничений, изменений в кредитной политике, что не способствует поддержке средних клиентов.

Для тех немногих банков, работающих в этом сегменте, рынок достаточно интересен. Если банк адекватно подходит к оценке существующих рисков, имеет серьёзную отраслевую экспертизу, то кредитный портфель в текущих рыночных условиях можно наращивать достаточно уверенно. Стоит условно поделить потребности бизнеса на две категории: "короткие" деньги – оборотные, до года или полутора лет, и "длинные" – инвестиционные деньги от трёх-пяти лет.

Что касается инвестиционных кредитов, пока мы наблюдаем на них низкий спрос. Это обусловлено тем, что текущие ставки не позволяют достичь окупаемости тех проектов, которые раньше реализовывались за достаточно небольшой период. На текущий момент средний период инвестиционных проектов в России продлевается до десяти-пятнадцати лет, и становится понятно, что мало кому интересно инвестировать в такие проекты.

Сейчас мы наблюдаем заинтересованность со стороны бизнеса в "коротких" деньгах, которые в этом году востребованы однозначно больше, чем в 2014-м. Так, в феврале мы оценили объёмы кредитования в "коротких" деньгах не ниже объёмов в аналогичном периоде предыдущего года, несмотря на сложное с точки зрения общей финансовой ситуации начало года.

– Какова должна быть рыночная ставка, чтобы бизнес снова начал развиваться?

Чаба Зентаи:

– По сути, это зависит от Центробанка: вслед за снижением ставки ЦБ, снижается рыночная ставка. В декабре ЦБ принял беспрецедентное решение поднять ставку, в результате которого он за короткий срок смог взять под контроль и курс рубля, и инфляцию, а ситуация стала постепенно нормализоваться. Я уверен, что уже в третьем квартале 2015-го инфляция будет снижаться, а к концу года ставка Центробанка приблизится к комфортной отметке в 11%, что вернёт привлекательность инвестиционным кредитам для бизнеса и даст новый толчок развитию экономики.

– Что можете сказать о социальной политике банка ВТБ?

Анжелика Рогожкина:

– Если говорить о благотворительности, то банк ВТБ занимает достаточно активную позицию в этом вопросе. Так, в прошлом году Кемеровская дирекция выделила порядка одного миллиона рублей на благотворительные программы. В этом году в рамках корпоративной благотворительной программы банка ВТБ "Мир без слёз", которая реализуется в масштабах всей России, мы планируем направить детскому здравоохранительному учреждению Кемеровской области полтора миллиона рублей на приобретение дорогостоящего оборудования, медикаментов и расходных материалов. И этим наши планы в социальной политике области не ограничатся.

Фото: Максим Серков
Автор: