Нежная, гибкая, волшебная: что еще стало известно о кемеровской транспортной реформе

В кемеровской мэрии состоялась пресс-конференция, посвященная городской транспортной реформе. Корреспондент VSE42.Ru побывал на брифинге и выяснил, что еще ждет кемеровчан после 15 января.

Как в Новокузнецке не будет! Наверное…

В конце 2021 года кемеровскую новостную повестку заполонила информация о грядущей транспортной реформе. Горожане узнали, что в областном центре больше не будет маршруток, появятся новые автобусы, а вместе с ними и другие схемы движения общественного транспорта. В общем, изменения довольно значительные, но и это еще не все. В Кемерове также повысили цены на проезд в общественном транспорте почти в полтора раза и разработали новые схемы оплаты проезда.

Несмотря на то, что кемеровчанам такие изменения кажутся довольно неожиданными, и они никак не могут свыкнуться с мыслью о том, что многих привычных маршрутов в городе больше не будет, местные власти обещают не проводить реформу, а "нежно" модернизировать транспортную систему Кемерова.

– Все будет происходить постепенно, чтобы не было резких изменений – плавно и безболезненно, – обещает начальник управления транспорта и связи кемеровской мэрии Алексей Ермолаев.

По его словам, постепенно, плавно и безболезненно все пройдет не только для пассажиров, но и для частников, которые больше не смогут запускать на линии города ПАЗы. Ведь они еще два года назад были предупреждены о том, что транспортная реформа состоится (как рассказывал директор УЕЗТУ Константин Лопатенко), а значит, должны быть готовы к изменениям.

– Все перевозчики города Кемерово, которые участвуют в перевозочном процессе, были предупреждены заранее... Для того чтобы наши перевозчики успели приобрести транспорт – закупить современные автобусы взамен устаревших ПАЗиков, – рассказал Ермолаев.

В случае, если частники смогут предоставить соответствующий современным требованиям транспорт, тогда они вправе претендовать на дальнейшую работу в общественных перевозках. До 19 января 2022 года они могут подавать заявки на конкурс среди перевозчиков на 25 городских маршрутов. Договоры с исполнителями будут заключаться на пять лет. При этом отмечается, что победителям аукциона будет выплачиваться субсидия за перевозку льготных категорий пассажиров.

После завершения конкурса станет понятно, сколько перевозчиков и на каких маршрутах Кемерова готовы работать. От этого во многом и зависит успешность транспортной реформы. Для наглядности – пока что в Кемерове 10 частных перевозчиков и два муниципальных (КТК и КЭТК). Возможно, чем больше их будет, тем больше автобусов будет курсировать по городу. А значит, и жизнь кемеровчан будет куда комфортнее.

В общем, власти убеждают, что лучше станет для всех: и для пассажиров, и для перевозчиков, и для водителей, которые теперь будут соблюдать режим труда и отдыха, и пока что для кондукторов – первый год после реформы они точно будут продолжать работать. Одним словом, как в Новокузнецке не будет.

– У них была реформа, у нас, как я уже сказал, плавная поэтапная оптимизация… У нас сейчас первый этап идет, потом второй… Мы наших граждан не сразу шокировали… На протяжении двух лет появлялись новые магистральные маршруты… Уже другой подвижной состав, другое обслуживание, другой класс автобусов… Мы постарались учесть все нюансы реформы, – отмечает Ермолаев. Однако других предпосылок к тому, что Кемерово не повторит судьбу Новокузнецка, не отмечается.

Кемеровчане боятся, а власти делают

В настоящее время кемеровчан в особенности тревожат возможные последствия реформы, которые не упростят их жизнь, а напротив – сделают ее только сложнее. И, что немаловажно, дороже. Однако тут городские власти жителей областного центра успокаивают и обещают, что модернизация будет гибкой.

– Будет производиться анализ пассажиропотока и путей следования, будут вноситься изменения в любом случае (после реформы, – прим. ред.). А не так, что мы сказали: "Так будет, и все!". Нет, мы будем прислушиваться к мнению горожан. Это первостепенно, – обнадеживает Ермолаев.

Другой острый вопрос, который стал причиной, скажем так, настороженного отношения кемеровчан к изменениям в транспортной системе города – дефицит транспортных карт, без которых с 15 января в общественном транспорте нельзя будет воспользоваться льготами, сэкономить на проезде и приобрести безлимитные проездные билеты. При этом власти просто обязаны были спрогнозировать резкий рост спроса на них. Кроме этого, горожан волнует и тот факт, что гарантированно карты можно купить только в одном месте – на "Летнем вокзале". Эти жалобы также прокомментировали в горадминистрации.

– Мы уже договорились с поставщиками, заказали более 100 000 единиц транспортных карт. Первая партия – 6 000 штук – уже поступит в эту субботу, 15 января. Она будет доступна для покупки на "Летнем вокзале". В будущем будет организовано более 400 мест продаж карт, – сообщил Ермолаев.

Умудренные опытом оплаты проезда в общественном транспорте по карте кемеровчане опасаются и того, что многие недобросовестные перевозчики не захотят устанавливать в своих автобусах терминалы для оплаты проезда по карте. Такое и сейчас нередко встречается в маршрутках. А теперь, по мнению горожан, у перевозчиков будет еще больше соблазна не размещать электронные устройства, ведь при оплате наличными проезд стоит дороже.

– Если у меня есть транспортная карта, но у водителя не работает терминал, это же не моя недоработка, это его недоработка. Либо я оплачиваю картой, либо я еду бесплатно, – рассказали в мэрии, как поступать в случае отсутствия терминала.

Волшебство реформы

Помимо опасений, которые в теории могут и не оправдаться, кемеровчан волнуют и вполне практические вопросы. Например, как приобретать проездные билеты. И как оказалось, транспортная карта сама способна превращаться в безлимитный проездной.

– В личном кабинете приложения "Транспортная карта" эту самую карту можно превратить в проездной билет: либо дневной, либо месячный, либо недельный. Мы уже с разработчиками системы все детали обсудили, сейчас идет только техническая реализация данных решений, – сообщил Ермолаев.

Кстати, таким же волшебным способом кузбасскому РЭК удалось обойти ФЗ "О защите прав потребителей". В нем в частности предусмотрено, что стоимость услуги не может зависеть от способа ее оплаты. То есть, проезд не может быть дороже просто потому, что вы хотите оплатить его наличными средствами, а не с помощью карты. В мэрии ответили, что постановление закону не противоречит. Почему – непонятно. Видимо, чистое волшебство. И, хочется надеяться, никакого мошенничества.

В кемеровской мэрии признали, как минимум, одну серьезную юридическую неурегулированность при старте транспортной реформы. Она заключается в отсутствии нормативного документа, который определял бы стоимость проезда в маршрутных такси (которые будут работать еще до 1 апреля), поскольку данный вид деятельности является регулируемым. В постановлении РЭК на эту тему маршрутки не упомянуты вовсе. Представитель мэрии пообещал разобраться.

– Такого документа нет, но мы обратимся за разъяснениями в Региональную энергетическую комиссию, – пообещал Ермолаев.

Нашумевшая «десятка»

Среди всего потока новостей о наступающей транспортной реформе в Кемерове, горожан более всего возмутило закрытие маршрутки №10. А вернее то, что на ее место не придет автобус-дублер, который мог бы перевозить жителей областной столицы с Южного до Радуги. Как оказалось, после 1 апреля всем, кто привык пользоваться этим удобным маршрутом, придется ездить с пересадками.

Конечно, после того, как об этом стало известно, кемеровчане начали массово жаловаться. И претензии к властям дошли до мэра города Ильи Середюка. Он прокомментировал просьбы кемеровчан оставить маршрут такси №10 неизменным. По его словам, в горадминистрации анализируют ситуацию с отменой "десятки", однако точного решения о ее сохранении нет.

Остальные же преимущества и недостатки кемеровской транспортной модернизации пассажиры, водители, перевозчики и кондукторы смогут оценить совсем скоро. Но в связи с объявленным началом реформы, которая, по сути, начнется завтра, 15 января 2022 года, неизбежно возникает один только вопрос: но ведь ее запуск не мог быть сюрпризом для городских властей? Конечно, нет. Почему же тогда он стал таковым для абсолютного большинства горожан. За исключением тех разве что, кто имеет прямой доступ к чиновникам, принимающим подобные решения.

А почему так произошло? Почему люди, которые исправно платят налоги и живут в Кемерове не имеют права знать, что их ждет? Тем более в такой важной для многих сфере, как общественные перевозки? Думаю, имеют.

Говорит ли это о банальном неуважении властей к простым людям, избирателям, в конце концов? А, быть может, банальная ошибка из серии "не догадались"? Хочется надеяться, что в дальнейшем, по крайней мере, реальные интересы горожан власти областного центра будут все же учитывать. Ну и… советоваться с людьми, например.

Фото: VSE42.Ru
Автор: Валерия Коростелева
Комментарии для сайта Cackle