Кузбасс: лечить некому?!

Кузбасская медицина давно уже стала притчей во языцех, как говорится. Те, кто может, стараются лечиться за пределами региона. Даже губернатор Тулеев предпочитает операции в немецкой клинике. И это вовсе не от того, что в Кузбассе нет хороших врачей. Просто сама система, которая сложилась в региональной медицине, выдавливает настоящих профессионалов, приводя на их место людей, как минимум, случайных. Журналист VSE42.Ru продолжает "медицинское" расследование, начатое в статье "Валера – все хорошо".

При наличии возможности

Качество медицинского обслуживания в Кемеровской области известно жителям региона. Чтобы попасть на прием к врачу – жди неделями, а чаще месяцами, свою очередь. Чтобы сделать высокотехнологичное исследование – жди столько же, да еще и потрать на это несколько тысяч рублей. Чтобы лечиться качественными лекарствами – будь добр, плати. И так далее, и тому подобное.

Но даже не это самое страшное. Куда страшнее то, что скоро кузбасские пациенты могут и вовсе остаться без права на лечение. И все потому, что руководство областных медучреждений просто вынуждено идти на поводу у чиновников от медицины.

Здесь стоит напомнить, что чиновники в департаменте охраны здоровья населения (структура, которая находится в непосредственном ведении заместителя губернатора по медицине Валерия Цоя) – люди служивые. Соответственно, они обязаны выполнять, например, указы президента России. Согласно таковым, с 1 октября зарплата врачей должна составить 180 процентов от средней по региону, а с 1 января 2018 года – и все 200 процентов.

Правда, вот реальных денег на увеличение зарплаты, как видится, в бюджете нет. Вопреки многочисленным заверениям тех же чиновников.

Зато искусство жонглирования показателями освоено отлично. Один из примеров такого жонглирования, как утверждают рядовые врачи, это введение с 1 октября 2017 года новой системы оплаты труда. Если коротко, ее суть в том, чтобы увеличить окладную часть, а мотивационную – премии, доплаты за ночные дежурства и прочее – существенно сократить. Ярким примером того, как "вырастет" зарплата у врачей, видимо, станет скорая помощь. Ее врачи после трех лет работы пока получают 70 процентов "бонуса" – в обязательном порядке. Новая система оплаты предусматривает минимальный порог в 20 процентов и "при наличии возможности".

ДОЗН пишет…

– Помимо крайне низких зарплат, которые в реальности за последние годы практически не изменились, есть и другие проблемы. Тот же департамент (ДОЗН – прим. автора) чудит не по-детски. Они там такие документы издают – волосы шевелятся. Порой, федеральным законам противоречат, – рассказал корреспонденту главный врач одного из областных медучреждений.

Само собой, некое противостояние между врачами-практиками и чиновниками от медицины, видимо, неизбежно. Так что к словам любой из сторон стоит относиться критично. Поэтому я решил обратиться за комментариями к сотруднику ДОЗН. Увы, опытный чиновник подтвердил, что "творчества" в работе его коллег хватает.

– Чего стоит, например, письмо, родившееся в недрах департамента и разосланное по медучреждениям. Этот документ предусматривает предоставление в ДОЗН информации о пациентах с признаками неадекватного поведения и опасных для окружающих. То есть, по логике медицинского руководства области, которое, как известно, возглавляет Валерий Цой, врачи должны "стучать" на социально опасных пациентов. И это, видимо, вместо того, чтобы их лечить. А как же закон о защите персональных данных? Да и с чего вдруг ДОЗН решил подменить собой правоохранительные органы? – рассуждает наш собеседник.

Комментарий по поводу исполнения требований этого письма врачами областных медучреждений получить не удалось, однако сам факт появления подобного руководящего документа, бесспорно, интересен. Ну на самом деле, зачем медицинскому руководству области знать о том, что условный Вася Пупкин социально опасен? Просто для общей эрудиции? Едва ли. Быть может, между медиками-чиновниками и силовиками налажен тесный контакт, а вся собранная информация прямиком сливается "куда нужно"? Если это так, то, по крайней мере, становится понятно, чем именно занимаются в ДОЗН вместо развития самого здравоохранения.

Добро пожаловать в рабство!

И в завершении, как говорится, о подготовке кадров. Как известно, недавно федеральный законодатель отменил интернатуру как институт. Теперь осталась только ординатура. Что это означает на деле?

Во-первых, чтобы врач стал узким специалистом – хирургом, неврологом, урологом, гинекологом, эндокринологом или кем-то еще – необходимо после вуза отработать несколько лет врачом общей практики. Во-вторых, закончить профильную ординатуру, которая длится от двух лет и более.

И вот с ординатурой и начинается самое интересное. Дело в том, что количество бюджетных мест по многим специальностям стремится к нулю. В прямом смысле. Ну, например, может быть одно такое бесплатное для врача место в год. Соответственно, только один молодой медик сможет воспользоваться этим "выгодным предложением". Один на всю область.

А что же остальные страждущие? Им придется выложить собственные деньги. Например, два года ординатуры могут обойтись в 300 тысяч рублей. Найти такие деньги начинающий врач может только в одном месте – в банке в виде кредита. И все ради чего? Ради того, чтобы, спустя два года, прийти в какую-нибудь больницу региона на зарплату в 10-15 тысяч рублей. А может, чуть больше – но это, разумеется, с переработками, дежурствами и так далее.

А теперь вопрос: какой человек в трезвом уме влезет в финансовое рабство на 300 тысяч рублей с процентами, чтобы потом зарабатывать "пятнашку"? Ответ на этот вопрос и станет главным ответом о судьбе кузбасской медицины в ближайшем будущем. А также о том, смогут ли жители Кемеровской области нормально лечиться.

Ну и, конечно, неизбежно возникает вопрос: чем занимаются чиновники от медицины под предводительством Валерия Цоя и чем они должны заниматься на самом деле?

Фото: VSE42.Ru
Комментарии для сайта Cackle