Один день из жизни мэра

 5828 
20 Апреля 2017, 14:18

…Разобранная кирпичная стена четырехэтажного общежития выглядит пугающе. И даже строители, снующие по этажам, как-то не очень убеждают, что всего через два-три месяца в этом старом уже здании появится не только новая стена, но и такая же сантехника и прочая инфраструктура, которая хоть как-то скрасит быт жителей этого далеко не элитного жилья. Обитатели которого, кстати, едва заметив приехавшего на место мэра Кемерова Илью Середюка, тут же поспешили к нему. Разумеется, с жалобами. Так начинается, продолжается или заканчивается практически каждый день городского главы. Один их таких дней и провел вместе с мэром корреспондент VSE42.Ru.

Власть принято ругать. Это почти хороший тон – "оторваться" на чиновниках. Если не коррупционерах, то уж точно бездельниках, получающих заплату за просиживание штанов. По крайней мере, именно так думают многие люди, далекие от проблем управления российскими городами или регионами. Однако редко кто задумывается, что представители власти – это те же самые люди, только обремененные обязанностью принимать конкретные решения, касающиеся жизни и быта жителей улицы, города, области. И, разумеется, за каждое такое решение приходится отвечать. Так что говорить о "легком хлебе" российского чиновника – это, пожалуй, поверхностный взгляд.

Чтобы увидеть реальную работу высокопоставленного чиновника, корреспондент VSE42.Ru решил провести вместе с ним всего лишь один рабочий день. В результате героем материала стал глава города Кемерово Илья Середюк. Тем более, что нашелся отличный повод для встречи с мэром: ровно год назад, 20 апреля 2016 года Илья Середюк стал исполняющим обязанности главы Кемерова.

Оговорюсь сразу: перед автором не стояло цели рассказать, как трудно быть главой областного центра или как много приходится работать избранному мэру. Вовсе нет. Эта статья – попытка получить объективное представление о том, чем и как занимается "главный" кемеровчанин…

Соцсети, мессенджеры и интерактив

Договариваться с аппаратом кемеровского главы "об одном дне" пришлось достаточно долго – у Ильи Середюка плотный график и внести в него какие-то изменения достаточно сложно. А день с журналистской бригадой – редакционными корреспондентом и фотографом – это, как ни крути, дополнительные временные затраты. И, тем не менее, встреча состоялась, день провели, за его событиями понаблюдали.

Справедливости ради, отмечу что занятость мэра – это действительно факт. Несмотря на то, что все было оговорено заранее, впервые пообщаться в режиме "один на один" нам удалось только в обед – небольшой интервал между мероприятиями, встречами и поездками.

– Илья Владимирович, вы уже рассказывали журналистам, что у вас долгий рабочий день, который начинается в 7:00, а заканчивается не раньше 20:00. А что происходит между этими "контрольными точками"? Как в принципе строится ваша работа?

– Если говорить о каждом конкретном дне, то он распланирован заранее. Причем на месяц вперед. У меня составлена так называемая еженедельная циклограмма, в которую включены все планируемые встречи, мероприятия, объезды города, отраслевые совещания, кадровые комиссии… Много чего. Разумеется, при необходимости, я могу вносить какие-то коррективы в этот план, но стараюсь все же его придерживаться. Благодаря этому в том числе удается выстроить работу не только лично мою, но и администрации города в целом, решать и текущие, и стратегические задачи, выстраивать взаимодействие с горожанами. Последнее, кстати, очень важная составляющая нашей деятельности, потому что люди должны четко понимать, что и как происходит в городе, что делается для того, чтобы решать конкретные проблемы.

– Кстати, о проблемах. Рядовые жители города наверняка обращаются к Вам именно с проблемами. Причем такими, на решение которых нужно не только желание и время, но и деньги. А ведь, как известно, городской бюджет дефицитный. Значит, "лишних" денег просто нет. Как вы выходите из таких ситуаций?

– На самом деле "лишних" денег, конечно, нет. Но ведь и задачи зачастую требуют различной степени оперативности их решения. Есть такие, что необходимо решить срочно, а другими можно заниматься в плановом порядке. Главное, понимать, куда двигаться. А это опять же плановая работа. И она просто невозможна без интерактива, когда люди могут рассказать о волнующих их вопросах городской жизни.

Чтобы выполнить задачу открытости в плане взаимодействия с горожанами, мы и в соцсети вышли, и в мессенджеры, планируем разработать в этом году собственное мобильное приложение. Все это для того, чтобы любой неравнодушный человек мог оперативно и легко сообщить о том, что его волнует.

Кстати, недавно анализировали темы обращений жителей Кемерова и выяснилось, что порядка 80 процентов составляют предложения по благоустройству города. На мой взгляд, это очень хороший показатель. Во-первых, это говорит о неравнодушии горожан, а во-вторых, надеюсь, люди видят, что городская власть старается решать эти проблемы, видят эффект от своих обращений. И вот только один пример, касающийся благоустройства. Сегодня на совещании мы рассмотрели открытие сразу десяти новых скверов в городе.

Незамыленная проблема

Сразу после непродолжительного разговора вместе с мэром отправляемся в объезд по городу. Сегодня – это сразу несколько тем. В том числе: городские дорожники впервые за несколько лет опробовали мытье проезжей части "с мылом" – специальным моющим средством, которое добавляется в воду в автоцистернах-"поливалках". Илья Середюк, пока подъезжаем к месту проведения работ, посвящает в нюансы этой инициативы.

– Тут суть очень простая: специальный состав средства (на девять кубических метров воды необходимо всего десять литров спецсредства – прим. автора), попадая на поверхность дороги, приводит к тому, что пыль, соль, которая используется в зимнее время для очистки от наледи, твердые фракции автомобильных выхлопов – все это как бы "комкуется". В результате дорожные автомобили-пылесосы проходят следом за поливалками и более эффективно собирают все эти загрязнения. В результате повышается качество очистки дорог.

По словам Ильи Середюка, во время испытаний было решено опробовать не одно, а сразу три разных средства. В том числе два специальных дорожных, а в третью автоцистерну дорожники залили… средство для мытья посуды. Таким образом, эксперты смогут проверить не только какое спецсредство лучше, но и насколько оно отличается от аналогичной жидкости, используемой в быту. Соответственно, понять, насколько в принципе стоит переплачивать в сравнении с обычным жидким мылом.

– Что касается ремонта дорог, то тут тоже в последнее время принято несколько решений. В том числе практически полный отказ от так называемого ямочного ремонта. Автомобилисты, думаю, заметили, что эта работа велась только в начале весны. Это неслучайно. Дело в том, что ямочный ремонт при определенных условиях становится неэффективен – проще проводить ремонт классическим способом. Само собой, это стоит дороже. Но, например, учитывая, что Кемерово попал в федеральную программу, мы рассчитываем на коррректировку в сторону увеличения.

Стоит, наверное, еще раз напомнить, что благодаря этой программе на принципе софинансирования в ремонт городских дорог в этом году вместо 600 миллионов рублей (по 300 миллионов рублей из муниципального и регионального бюджетов – прим. автора) будет освоено 1,2 миллиарда рублей, половину из которых выделит федеральный бюджет.

Шатлы и заезд на время

Говоря о городских дорогах, Илья Середюк не мог не коснуться такой острой для Кемерова проблемы, как организация движения общественного транспорта. По словам мэра, в скором будущем привычная схема движения должна значительно измениться. В ее разработке учитывается опыт других, в том числе европейских городов. Середюк рассказывает о возможных вариантах организации движения общественного транспорта, пока мы едем с ФПК, где опробовалась новая методика уборки дорог, в Кировский район – там запланировано несколько встреч.

– Проблем, связанных с общественным транспортом, хватает. С одной стороны, загруженность дорог заставляет думать о том, как добиться вывода на них меньшего количества единиц транспорта, обеспечив при этом необходимый пассажиропоток. В другой – как сделать эту сферу более прозрачной, ведь это влияет и на объективное понимание экономики предприятий-перевозчиков, и на формирование, например, адекватной стоимости самого проезда.

Стоит сказать, что действующая схема движения, существующие маршруты – все это давно уже устарело. Много, например, дублирующих маршрутов. От этого надо избавляться. По большому счету, один из вариантов решения проблемы – это организация движения по "большому кольцу" – проспект Ленина – бульвар Строителей – проспект Октябрьский – проспект Кузнецкий – с помощью "шатлов", больших автобусов, которые могут вместить в несколько раз больше пассажиров, чем привычные маршрутки-ПАЗики.

Это позволит не только разгрузить основные магистрали города, но и сделает перевозки наиболее экономически эффективными. Существующие же ПАЗ можно использовать на подъездах к "большому кольцу", чтобы люди могли спокойно добраться непосредственно до дома, поскольку в стороне от этого кольца пассажиропоток существенно ниже. Соответственно, гонять туда большой автобус нерентабельно, а вот среднеразмерные и малоразмерные автобусы – вполне логично.

Кроме того, опять же для повышения прозрачности экономики транспортной сферы предполагается введение безналичного способа оплаты за проезд. Более того, это, в свою очередь, позволит сформировать "единый котел", куда будут поступать деньги пассажиров, из которого каждый перевозчик будет получать свою долю. А это позволит ввести принципиально новый вид проездного билета. Он будет действовать не одну поездку в конкретном автобусе, троллейбусе, трамвае или маршрутке. По нему можно будет проехать в любом общественном транспорте, но, например, в течение часа.

Это позволит решить проблему пересадок – с того же "большого кольца" на примыкающие маршруты. То есть человек сможет заплатить фиксированную сумму и добраться до точки назначения с помощью всего одного билета вне зависимости от количества пересадок.

Без стены…

По дороге в Кировский район наш автомобиль останавливается. Илья Середюк вместе с "профильными" работниками администрации обсуждает очередное обращение кемеровчан. Проблема: дорога в Кировский есть, а тротуара – нет. Люди вынуждены ходить буквально по проезжей части. А она и для двух автомобилей, движущихся во встречном направлении – только разъехаться. Так что пешие прогулки здесь на самом деле чрезвычайно опасны. Тем более зимой, когда проезжая часть неизбежно сужается из-за сугробов по обочинам дороги.

Чиновники обсуждают возможные варианты обустройства тротуара рядом, но так и не находят конкретного решения. И деньги дополнительные нужны, и ограды частных участков, принадлежащих местным жителям, слишком близко к проезжей части. Но что-то с этим надо делать. Увы, пока без конкретного решения. Однако глава поручил рассмотреть возможность включения в программу "Безопасные качественные дороги" в 2018 году.

Следующий адрес: улица 40 лет Октября, дом 10. С виду добротный кирпичный дом-общежитие на деле оказывается проблемным. И, конечно, вид разобранной (а не обрушившейся, как мог бы подумать непосвященный человек) стены от первого этажа до крыши удручает.

Как рассказывают представители районной администрации, по кирпичной кладке из-за постоянной сырости и подтекания воды пошли "трещины, выпучивание и расслоение". Поэтому было принято решение разобрать стену, заменить коммуникации, а потом восстановить кирпичную кладку.

К счастью, никого из жильцов общежития переселять на время ремонта не пришлось, поскольку стену разобрали там, где находятся места общего пользования – душевые помещения. Тем не менее на время ремонта дополнительно оборудовали работающие душевые.

Строители должны закончить ремонтные работы к началу сентября, однако обещают управиться уже к середине июля. Что, конечно, радует: и без того быт местных жителей отличается от принятых стандартов современного жилья.

Илья Середюк обещает вернуться на повторную проверку хода работ уже через две недели, так что стимул работать быстро и, надеюсь, качественно у строителей есть. Другое дело, что, по словам мэра, домов с подобными проблемами как минимум 30. И если от обнаружения проблем на 40 лет Октября, 10 до начала ремонта прошло несколько лет, то можно представить, сколько времени могут ждать жители других домов. Оно и понятно – на восстановление кирпичной стены и перекладку коммуникаций только по одному адресу выделено 3,8 миллиона рублей. Так что проведение полномасштабной кампании по борьбе со "вспученными стенами" в домах того же Кировского района нужны значительные бюджетные затраты.

Пока Илья Середюк осматривал "дом без стены", к нам стали подтягиваться местные жители. Из общего хора жалоб удается выделить несколько. В том числе неправильный (по мнению говорящего) расчет квартплаты, плохие условия в самом здании.

Дорога будущего?

Помощник Середюка скрупулезно записывает все жалобы и претензии, сам Илья Владимирович обещает разобраться по каждому озвученному вопросу.

– Конечно, проблемы, которые копились десятилетиями, в один момент не решить. Но решать надо – такое понимание есть, и мы будем этим заниматься. Взять те же ветхие дома. Таковых в настоящее время в городе порядка 500 зданий. Но дело в том, что в программу по переселению из ветхого и аварийного жилья попали только те, что были признаны до 2012 года. А те самые 500, что попали в список аварийных и ветхих после, – никуда не включают, программа "закрыта". По крайней мере, пока.

С другой стороны, что-то с таким жильем делать надо. Это и в других регионах понимают, а потому и Москве об этом говорят, и наш губернатор четко это осознает. Поэтому мы решили не ждать, пока будет принято конкретное решение. Уже сейчас мы начали проводить комиссионные обследования проблемных домов и готовить необходимые пакеты документов на каждый из них. То есть, как только появится возможность попасть в программу по сносу ветхого жилья и переселению в новые квартиры – у нас все будет готово. Останется только подать заявку в федеральный центр.

Кстати, аналогичная работа на перспективу ведется, например, в сфере планирования развития дорожной инфраструктуры. Так, например, сейчас мы общаемся с потенциальными инвесторами из Санкт-Петербурга, к которым обратились в связи со строительством проспекта Восточный, который может появиться за проспектом Комсомольский. Стоит отметить, что новая автомагистраль предполагается в комплексе с новым мостом через реку Томь, дальнейшим выходом на Леснополянское шоссе и проспект Кузбасский, а там проездом на яшкинский выезд.

То есть новый дорожный проект, если ему суждено реализоваться, позволит значительно разгрузить существующие мосты, а также улицу им. Терешковой и проспект Кузнецкий, перенаправив жителей Кировского района с этих двух чрезвычайно загруженных магистралей напрямую в Ленинский район.

Мы пообщались с потенциальными инвесторами, у которых уже есть опыт реализации подобных крупных проектов. По предварительным расчетам стоимость кемеровского проекта составит порядка 25 миллиардов рублей в нынешних ценах. Найти такую сумму в бюджете – это крайне сложно, почти нереально. Поэтому мы не исключаем того, что проект может быть реализован в государственно-частном партнерстве. Соответственно, проезд по какому-то из участков новой дороги может стать платным, чтобы инвестор мог вернуть потраченные деньги.

Критика как стимул

Последнее мероприятие этого дня – встреча с районными общественниками-активистами. Для начала Илья Середюк в качестве гостя оценил шутки местного КВН, а затем пообщался за большим столом во время чаепития с жителями Кировского.

Речевой штамп "состоялось живое непринужденное общение" в данной ситуации всего лишь отражает реальную обстановку встречи кемеровского мэра и горожан. Почти два часа "главный кемеровчанин" и кировчане обсуждали волнующие многих проблемы. Люди задавали разные, в том числе и не самые удобные для власти вопросы.

– Конечно, все и сразу решить нельзя, это просто нереально. Но ставить задачи на будущее, слышать людей и честно отвечать на их вопросы, понимать, что нужно делать для развития города сейчас, через месяц, через год, – это моя обязанность.

…Как оценивать работу мэра, который официально "рулит" городом меньше года? Наверное, по тому, что стало происходить с его приходом в мэрский кабинет. Отношение к Середюку у разных людей, наверняка, разное. Кому-то нравится, что он делает, кто-то критикует. Кстати, сам Илья Середюк несколько раз проговаривал: "Я не против критики. Более того, она нужна. Только с "конструктивом". Чтобы она помогала вовремя скорректировать работу".

С другой стороны, тот самый "конструктив" наметился и благодаря работе самой "новой" власти. Та же федеральная программа по ремонту автомобильных дорог и, как следствие, ожидаемое увеличение этих ремонтов. Или, например, упоминавшееся уже открытие десяти новых скверов в первое мэрское лето Ильи Середюка. Или запущенная еще прошлым летом, когда Середюк исполнял обязанности главы города, программа ремонта дворов. Все это дает надежду, что у Кемерова есть будущее, есть перспективы. Как говорится, поживем-увидим…

Фото: VSE42.Ru

Журналист: Игорь Рожков
Расскажи друзьям

Соц.сети