Опасная столица: в Кемерове возросло количество смертельных ДТП

Как ни странно, несмотря на постоянное увеличение автопарка в Кузбассе и участившиеся упоминания об инцидентах на дорогах, по отчётам ГИБДД, количество аварий за десять месяцев 2015-го снизилось почти на десять процентов (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Уменьшилось и число погибших в результате ДТП, однако все цифры безликой статистики меркнут перед серией трагических историй.

Корреспонденты VSE42.Ru попытались выяснить, в чём же причина всплеска ДТП и роста жертв автоаварий в, казалось бы, относительно благополучном в дорожном смысле Кемерове.

На фоне относительно благополучной ситуации в Кузбассе в целом, в Кемерове наблюдается рост дорожных происшествий. Количество аварий в областном центре, по сравнению с прошлым годом, выросло с 506 до 517 аварий. Вроде бы не принципиально – всего 2,2%, но беда в том, что количество погибших в этих авариях в процентном отношении увеличилось почти на треть – сразу на 32,4%. Если за 10 месяцев 2014 года погибли 34 человека, то в 2015 году – уже 45. Самое печальное, что среди погибших есть дети: два ребёнка в прошлом году и три – в текущем. Количество травмированных в ДТП в Кемерове тоже выросло и сразу на десять человек – с 639 до 649 пострадавших, 49 из них – опять же дети.

Такой рост дорожной аварийности в областном центре не мог не привлечь внимания властей региона и сотрудников Госавтоинспекции. Все заинтересованные и уполномоченные признают: проблема действительно есть.

Василий Сысоев, руководитель кемеровской автошколы

Проблема аварийности на дорогах носит принципиальный характер, и связано это с тем, что принято называть нехваткой культуры. Причём как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов. Всем знакома ситуация, когда один автомобиль может запросто подрезать другой или начать "играть в шашки".

Тут много факторов: и скоростной режим, который многие водители не соблюдают, и другие грубейшие нарушения правил дорожного движения. Подобное бескультурье до определённой поры не становилось системной проблемой. То есть хамство на дорогах было всегда, но, чтобы оно стало системной проблемой, понадобилось время.

Сегодня с долей уверенности можно сказать, что достигнута какая-то критическая масса, когда привычные, казалось бы, для многих нарушения могут привести и приводят к серьёзным последствиям.

Проблему дорожной культуры за один день не решить. Разумеется, это должны быть и традиционные занятия с детьми в детсадах и школах, где педагоги или сотрудники ГИБДД будут объяснять, как себя вести на дороге. Но это и работа со взрослыми людьми. Например, со слушателями автошкол, что учат кемеровчан ПДД и вождению.

Наши инструкторы объясняют ученикам, как не стоит себя вести на дороге. И это не казённые фразы, а опыт, полученный из реальной жизни водителей. Кроме того, у нас достаточно жёсткий подход и к самим инструкторам. Так, например, если сотрудник сам является нарушителем ПДД и это подтверждается штрафами, обычно мы с ним расстаёмся. Тут логика простая: если ты не можешь сам правила соблюдать, то чему ты научишь будущих водителей?

Николай Смирнов (фамилия изменена), водитель маршрутного такси

В последние год-два на дороге стало сложнее – это факт. Я – профессиональный водитель, еду на большом автобусе. Нарушать ПДД, что уж скрывать, приходится. Взять, например, расчёт с пассажирами. Делать это на остановке означает терять время и выручку. Пока я стою, другие едут и забирают людей, которые могли сесть в мой автобус, так что приходится считать деньги и давать сдачу на ходу. Неправильно? Наверное, но это реальная жизнь, к сожалению. С другой стороны, мои коллеги, пожалуй, далеко не самые частые участники ДТП. Возможно, потому, что все мы профессионально занимаемся этим делом. С теми, кого принято называть автолюбителями, всё немного иначе. У людей и опыта меньше, и, как следствие, они не всегда могут адекватно и быстро среагировать на быстро меняющуюся ситуацию на дороге.

Что касается аварий, то, по моим ощущениям, их стало значительно больше в последнее время. Причём аварий мелких. Кто-то прозевал и догнал задний бампер соседа. Это – с одной стороны. С другой – лично у меня есть серьёзные претензии к качеству городских дорог. Вроде и латали их минувшим летом, а принципиально лучше не стало. Выбоины, ямки, трещины уже появились на месте ещё недавних дорожных ремонтов. Мне на автобусе такая ямка и незаметна даже, а вот водитель легковой машины старается её объезжать. А это неизбежно приводит к виляниям и, как следствие, риску новых аварий. Плюс ко всему пешеходы тоже нередко удивляют. Ну ладно, когда человек перебегает в неположенном месте, например, через улицу Гагарина. Там по одной полосе в каждую сторону. Но ведь бывает, что и проспект Ленина тоже перебегают. Причём, что характерно, часто этим грешат пожилые люди, передвижения которых бегом и назвать-то нельзя. А это уже восемь полос движения, и автомобилей на порядок больше, да и скорости здесь повыше. Так что попасть под автомобиль – все шансы.

Алексей Калошин, водитель такси

Вот смотрите: у нас в последнее время едва ли не в режиме нон-стоп вносятся изменения в организацию движения. То сделают "длинные светофоры", как это сейчас на "Швейке" (перекрёсток проспекта Ленина и улицы Дзержинского). С одной стороны, логично, больше машин успевают проскочить на зелёный сигнал. Но, с другой стороны, если попал на красный, стоять придётся дольше, чем раньше. А ведь стоять никто не хочет: все торопятся. Вот и стараются проскочить на мигающий зелёный, жёлтый и даже откровенно на красный сигналы светофора. И вот такой водитель выскакивает на перекресток, а там уже пешеход. И кому легче от того, что человек шёл на "зеленый", если он погиб или получил травмы? Правильно, никому. Признание вины водителем ни здоровья, ни жизни пешеходу не вернёт.

Хотя один из самых сложных с точки зрения безопасности новых дорожных проектов в Кемерове – запуск реверсивного движения на Университетском мосту – обошёлся без каких-либо особых проблем. Возможно, потому, что и в газетах, и на телевидении об этом много говорили ещё до запуска. Да и с запуском реверса постоянно оттягивали. Сначала вроде в ноябре прошлого года обещали, так что, пока готовились, все уже успели выучить, что на мосту будет реверс.

А вот с долгожданным открытием площади Советов в сторону Ленинского района всё не так гладко получилось. Помните ДТП, когда автомобиль, двигавшийся со стороны центра, въезжая на площадь, сбил ребёнка (мальчик в результате скончался в больнице). На момент аварии в этом месте, кстати, не работал светофор, то есть перекрёсток был нерегулируемым.

Таким образом, пешеходы, идущие по пешеходному переходу, имели преимущество, но женщина-водитель, видимо, просто не увидела на дороге ребёнка.

Сотрудники ГИБДД в неофициальных комментариях подтверждают, что любые нововведения в организации дорожного движения – это всегда дополнительный риск аварий. Конечно, без таких изменений не обойтись: дорожная реальность предъявляет свои требования, но необходимо время, чтобы горожане – и пешеходы, и водители – к ним привыкли.

В этом смысле показательна статистика ДТП в Новокузнецке – втором крупном городе региона. Машин здесь едва ли меньше, чем в Кемерове, а ситуация с аварийностью, как и в целом по области, улучшается. По крайней мере, в цифрах статотчётности.

Если за 10 месяцев прошлого года в Новокузнецке общее количество ДТП составило 445, то за этот же период текущего года – 419. При этом количество погибших сократилось на 34,1% – с 44 до 29 человек. Меньшее, но всё-таки сокращение наблюдается и по травмированным. В 2014 году в ДТП пострадали 564 человека, с начала 2015-го – 518 человек.

Стоит отметить такой показательный факт, как совершение ДТП водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. И картина по Новокузнецку тоже более оптимистична: в 2015 году здесь 20 таких аварий, и это на восемь меньше, чем в минувшем, а в Кемерове – 29 аварий с участием пьяных водителей, и показатель этот не изменился с прошлого года.

Кроме того, в отчётности ГИБДД отдельной строкой ведётся учёт ДТП, виновники которых отказались проходить медицинское освидетельствование. Это, по сути, означает, что они были пьяны. И вот эти цифры показывают куда более внушительную разницу между двумя крупнейшими городами региона. Если в Новокузнецке за год количество "отказников" сократилось в три раза – с 24 до восьми, то в Кемерове результаты куда более скромные – 18 ДТП в 2014 году против десяти – в 2015 году.

Ещё один объективный показатель, характеризующий напряжённость автомобильного движения, – это так называемые места концентрации ДТП. Всего в области, по данным областного Управления ГИБДД, зафиксировано 76 таких мест. При этом в Кемерове их – 24, а в Новокузнецке – на два меньше.

Вместо послесловия остаётся только сказать банальные вещи. Сегодня дорога – это действительно очень опасное место, которое не прощает разгильдяйства, безответственности и неосторожности. И ценой такой неосторожности всё чаще становится человеческая жизнь. Как говорят опытные водители, на дороге не стоит спешить, потому что можно никуда не успеть вовсе. Если кому-то это кажется недостаточным аргументом, то вот ещё один довод в пользу осторожной езды – от сотрудника страховой компании, которая продаёт полисы ОСАГО.

– Если вам не жалко чужой жизни и не страшно попасть за решётку, то подумайте вот о чём: даже если вы всё сделали правильно, но не подумали про дурака, который может, например, въехать в ваш автомобиль сзади или зацепить его, небрежно брошенный на парковке или обочине, то никакая страховка ОСАГО полностью не покроет ремонта. Вам придётся доплачивать, причём весьма прилично. Это факт. А оно того стоит?

Фото: vse42.ru
Автор: Кирилл Попов
Комментарии для сайта Cackle