Не так давно мы выкладывали первую часть большого интервью с известным тату-мастером Йоханом. Пришло время второй (и заключительной) части, в которой речь пойдёт о смысле в татуировке, авторских эскизах, боли, слухах и многом другом.
Часто клиенты приходят с какими-то абсурдными идеями, которые на их теле не будут смотреться вообще, либо они сами не соответствуют этой татуировке. Например, человек может прийти, и ты будешь сидеть с ним часа два и просто искать картинки, никак друг с другом не связанные. То есть он абсолютно не знает, что ему надо. Он просто хочет татуировку. И всё. Ты можешь что-то находить и предлагать ему, он будет отказываться, станет искать сам, а после передумывать через пять секунд. Доходит вплоть до того, что уже с ним выбрали картинку, сидишь, бьёшь её, а он спрашивает, не поздно ли исправить это на сову. Недавно у меня как раз такая ситуация случилась. Я на такое не обращаю внимания, продолжаю делать то, что начал. Естественно, клиент потом приходит в следующий раз и уже не хочет сову.
Последнее время, конечно, чаще без смысла люди татуируются. Однако если он – смысл – есть, то у каждого человека – свой. Например, я как-то бил одной девушке тату с надписью "Ты навсегда в моём сердце". Спрашиваю: "Зачем тебе это?". Просто я сам недавно такую же надпись сводил, вот и хотел отговорить. Она ответила, что у неё папа умер в тот день, когда мы тату делали. Мне даже стыдно как-то стало, ну и денег за работу я взял с неё гораздо меньше. Поэтому даже в самых, казалось бы, банальных вещах иногда может прятаться очень важный для человека смысл.
Последнее время я всё чаще отказываю людям, потому что, если вижу, что человеку не нужна татуировка вообще, сразу его сливаю. Это легко определяется его терпением. Очередь ко мне большая, говорят даже, что невозможно попасть, хотя это не так. Так вот, если клиент не дождался два месяца, то как он сможет ходить с татуировкой всю жизнь, если он даже столько не может потерпеть? Значит, ему это не надо.
У меня есть история. Одна девушка захотела себе татуировку, я ей отказал. Она уехала на север, вернулась через какое-то время и снова обратилась ко мне с просьбой набить тату. Хотела феникса небольшого на лопатку. Но что такое "небольшой феникс на лопатке"? Это будет кашица из кучки перьев. Говорю, давай-ка собирай альбом с фотографиями фениксов, а я буду заходить периодически и смотреть. И вот у неё уже двести с лишним фотографий, разных картинок, не только татуировок, а иллюстраций. Сначала она собирает такую коллекцию, а потом начинает выкладывать людей с татуировкой феникса во всю спину. Это длилось полгода. В итоге я решил, что она готова, и написал ей сам. Мы стали с ней работать и делать феникса во всю спину. Сделали. И, естественно, захотели его показать на фестивале татуировки в Новосибирске. Девушку не отпускают с работы – она пишет заявление на увольнение по собственному желанию. Приехали в Сиб, татуировка всем очень понравилась, правда, получили всего лишь третье место.
Перекрытий много приходят делать. Последнее время стараюсь за них не браться. Потому что краска всё равно начнёт лезть. Не все вещи можно перекрыть. Это должна быть большая работа, раз в пять больше, чем была. Далеко не все на это согласны. Была такая ситуация, когда мне надо доделать чужую работу. Я говорю, может, её перекроем, но нет, надо именно доделать. Окей. Я её доделал, но девушка спустя несколько лет пришла и попросила перекрыть её полностью.
Чаще всего перекрывают то, что было модно в 2000-х годах, – тотально всё. Иероглифы, витиеватые надписи, орнамент какой-то. Самые смешные татуировки – это из Турции, которые делаются на пляже. Это вообще дурдом какой-то. Художественной ценности они не несут, а людям говорят, что это временно.
К надписям отношусь плохо. На всех языках – и на русском, и на английском, и на латыни, и на остальных. Лучше их вообще не делать. Приходила ко мне не так давно парочка, хотели какую-нибудь надпись на итальянском. Сказали фразу, попросили перевести. А я откуда знаю? Многие считают, что тату-мастера и переводчиками работают, поэтому без проблем любую твою фразу превратят в иероглиф и набьют. В итоге подруга, которая в Италию у них ездила, с помощью переводчика им помогла перевести надпись. Я набил всё, они счастливые ушли.
Я никогда не работаю по чужим эскизам. Это неправильно. Потому что человек индивидуален, и с помощью тату он хочет это подчеркнуть. Зачем делать ему татуировку, которая уже у кого-то есть? Только полная проработка собственного эскиза. Конечно, можно опираться и на то, что принёс клиент, но только для того, чтобы понять, какие линии, форма и тематика ему нравятся. Ну а взять и чужую работу скопировать на кого-то – ни в коем случае.
Эскизы создаются по-разному. Иногда рисуются непосредственно перед работой с клиентом вместе, где я ему всё объясняю и, если что-то не нравится, переделываю. Но всё-таки я обычно делаю так, чтобы то, что хочет клиент, хорошо смотрелось на нём. Его желания в некоторых случаях не учитываются совсем, потому что это может испортить работу, моё имя – и вообще будет некрасиво. А вот, допустим, когда работа большая или рисунок надо правильно вписать, то рисую маркером сразу на теле.
Есть у меня и такие клиенты, которые приходят и заявляют с порога: делай, что хочешь! Я, конечно, такому удивляюсь.
Девушки терпят боль легче, потому что у них болевой порог выше, чем у мужчин. Хотя среди мужиков тоже разные случаи бывают. Приходит ко мне как-то пацан ростом 155 сантиметров, худенький, садится делать себе позвоночник. Спина как у динозавра, кости торчат, терпеть будет невозможно. Но он сидит и терпит молча все три сеанса, ни разу не пискнув даже. В то же время к коллегам приходят зонщики выводить перстак. Так один другого за руку держит, слезами оба горючими обливаются, воплей – на весь салон. Хотя лазером выводить не так больно, как тату делать.
Различные качки, боксёры и другие спортсмены переносят боль хуже остальных. То ли организм привык терпеть боль только во время вырабатывания адреналина, то ли что ещё. А тут он сидит и сделать ничего не может. Вот они чаще всего в обмороки летают.
Конечно, есть виды обезболивающего для татуировки, но они ухудшают заживление, это во-первых. Во-вторых, всё равно будет больно. Если бы татуировка была безболезненной, то в ней смысла не было бы. Её надо вытерпеть. Бывало, конечно, что я сам себе обезболивал татуировки, но это не всегда хорошо. Лишний раз экспериментировать не стоит: это страшная вещь. Тем более, что может быть аллергия на лидокаин, и, как следствие, – анафилактический шок. Мастер тебе обезболит, а у него даже лицензии на это нет. Поэтому, если и пользоваться, только специальными анестетиками для татуировок: на них всё написано и показано.
Человек, который будет работать с лидокаином, должен иметь медицинскую лицензию и всегда следить за последними изменениями в этом деле: какие-то растворы становятся запрещёнными, потому что слишком токсичны, какие-то, наоборот, становятся крутыми. Там очень много аспектов, которые татуировщик должен знать.
Пришёл ко мне как-то клиент, просил, чтобы ему сделали тату, и хотел привести своего брата-анестезиолога, чтобы не чувствовать ничего, типа он очень чувствительный к боли. Естественно, мы ему отказали, потому что у нас таких вещей делать нельзя, только в медицинских учреждениях.
Бытует мнение, что, если сделать тату, а после – пойти в качалку, она растянется. Это не совсем так. Тут эффект воздушного шарика. Растянется, конечно, но равномерно, и, если рисунок грамотно расположен на теле, с ним ничего не произойдёт. Нужно понимать, что и как располагать на теле, которое склонно к изменениям. Растолстел, похудел. На массе или на сушке. И нужно понимать, что делать с такими моментами. Если клиент сегодня пришёл на массе делать портрет любимой девушки, то на сушке он будет другой абсолютно. Но, если человек сделает его в своём нормальном состоянии, с ним ничего не произойдёт.
Самые сложные работы случаются чаще всего на сложных людях. Бывает, что дел-то – на один сеанс, а человек сам по себе тяжёлый, и невозможно работать вообще. Ты находишься с человеком от двух до четырёх часов в день, иногда – больше. И если он, допустим, – энергетический вампир, то из тебя он высосет всё. Если ему больно, а ты это чувствуешь, то к концу сеанса устаёшь так же, как и он. Иной раз – ещё сильнее. Поэтому я стараюсь отбирать таких людей, с которыми мне легко и интересно общаться. Первое представление составляю по странице в соцсети "ВКонтакте". Захожу и смотрю: если человек слушает какой-нибудь армянский рэп или, что ещё хуже, АК-47, то мне с ним, скорее всего, общаться будет не о чем.
Несмотря на то, что я человек не самый разговорчивый, молча работать не получается, потому что человека нужно чувствовать. В момент общения с ним ты начинаешь понимать, как повести линию, что из себя будет рисунок представлять. Если сложный кусок, то можно и помолчать, чтобы сосредоточиться. Но всё-таки человека нужно изучить от и до. Иногда тяжело: у людей бывают такие проблемы в жизни, что только татуировкой их и спасёшь. Потому что татуировка является хорошим антидепрессантом. Мне кажется, одним из лучших.
Часто бывает такое, что, когда я не делаю человеку тату, он мне благодарен больше, чем если бы я её ему набил. У меня есть такие клиенты, которые пришли, я им перенёс рисунок на кожу и говорю, что эта татуировка вам не нужна, – посмотрите в зеркало и подумайте ещё раз. Уходят расстроенные. Однако потом звонили и говорили спасибо, что я их отговорил. Мы до сих пор общаемся.
Дофига рамсов в салоне происходит, особенно в московском, на Арбате, где я работаю. Туда очень часто пьяные люди заваливаются. В Кемерове такого нет. И сам пьяным я не бью ни в коем случае.
Ходит много слухов, что я работаю пьяным. Приходит ко мне как-то клиент и спрашивает: "А ты чё трезвый?" Я: "В смысле? Я как бы всегда работаю трезвым". "Я слышал, что ты работаешь только пьяным".
Я работал выпившим только со своими друзьями, с которыми не виделся несколько месяцев: они живут в других городах. Они приезжают, естественно, в процессе работы мы можем чуть-чуть поддать, но не напиваться.
Хотя есть случай, когда я работал пьяным, но он единственный. Друг приехал, мы посидели с ним, выпили нормально, что даже стоять не смогли. И он попросил татуировку. На следующее утро я просыпаюсь, ничего не помню, а он мне звонит и говорит: "Вань, у меня рука обмотана". "Что там?". "Карп. Японский". Встаю и вижу, что у меня оборудование всё подключено, а я вообще не помню ничего, я ж друга в шесть утра на такси отправил в аэропорт. В итоге заняли с этим карпом второе месте на фестивале японской татуировки.
Бывало так, что некоторые тату-мастера втирались в доверие, я им помогал, настраивал машинки, объяснял технику исполнения и прочее. Когда я им становился "не нужен" и чтобы отвадить моих клиентов, для саморекламы они начинали за спиной пускать такие слухи.
Меня уже и хоронили три раза. Клиенты звонят, интересуются, как дела. Я думаю, записаться хотят, а они просто где-то слышали, что я умер. Вот такие дела.
У меня только те тату, которые несут какие-то моменты жизни, переживания. Много татуировок, связанных с хэви-метал-группами, которые я люблю с самого детства. Есть изображения, посвящённые какому-то периоду моей жизни. Чаще всего татуировки спонтанно делаю. Недавно забил ступни: считаю, это моя лучшая татуировка. Сделал там два глаза и набил black metal. Хотел делать портрет Дракулы гравюрой, но как-то сидел ночью и подумал: да нафиг Дракулу, я же люблю блэк-метал, чёрт возьми, поэтому надо делать. Притом, что это самое болезненное место, какое только может быть, я его вытерпел.
Очень часто просятся в ученики, но, когда я спрашиваю, зачем им это надо, слышу такой ответ: подзаработать. Многие хотят заниматься тату ради заработка. Хотя на этот вопрос я бы сам не ответил, потому что не знаю, зачем мне это нужно. Но пускай мне скажут всё что угодно, но только не то, что хотят заработать.
Я стараюсь абсолютно не пиариться, прятаться от людей, а получается наоборот. Человек сделал тату, сфотался в зеркало, выложил "ВКонтакте", народ это всё видит и ломится. Бывают такие моменты: идёшь по улице, и прохода не дают. И при всём при этом ты стараешься быть невидимым.
Помимо того, что тату-мастер должен развиваться в медицинской сфере, он ещё обязан и рисовать. Всё время. Обычный художник, который пишет картины, всегда рисует. Так вот, татуировщик ничем не отличается от него. Он тоже должен рисовать картины, бесконечно развивать свои навыки в изобразительном искусстве. Я захожу к друзьям в салоны, и они всегда рисуют – маркерами, акварелью, акрилом. Каждую секунду, когда они не заняты татуировкой, они уделяют её рисованию. В Кемерове это большая редкость. И это проблема, которая очень сильно отличает наш город от Москвы.
В последнее время я даже не знаю, как относиться к татуировке. Одно время были разговоры, что это: уже искусство или только может им стать. Сейчас мне это неважно. Мне важны те люди, которые ко мне приходят, и именно наше с ними общение. И тогда уже мы сидим и очень камерно общаемся, искусство это или нет.