Череп под кожей не страшнее черепа на коже: большое интервью с Йоханом

Встретиться с Йоханом, – пожалуй, самым известным тату-мастером нашего города, – у меня не получалось несколько месяцев. Отчасти из-за его загруженности: толпы клиентов, жаждущие набить тату именно у него, постоянная практика в Москве; а отчасти из-за его нежелания лишний раз где бы то ни было пиариться и общаться с малознакомыми людьми. Тем не менее моя постоянная настойчивость (или что-то ещё) сыграла свою роль, и Йохан, наконец, согласился на встречу.

Мои ожидания и терпение оказались не напрасными: встретившись одним из коротких зимних дней ещё засветло, мы проговорили часов шесть, если не больше, и разошлись, когда город уже утонул в густой темноте. Несмотря на столь продолжительную беседу, у меня осталось стойкое ощущение, что об этом человеке и его профессии я узнал очень и очень мало. Кстати, фотографироваться Йохан отказался.

О начале своего пути, странных клиентах и правильной стерильности читайте в первой части нашего большого интервью с известным тату-мастером.

О том, как я стал тату-мастером

Всё началось в 13 лет, когда я увидел клипы хэви-метал-групп. В них были крутые мужики, забитые татуировками, и я понял, что хочу тоже бить такие татуировки. В частности, большую роль сыграл клип группы Konkhra, в котором показана работа тату-мастера. Я, как только увидел этот клип, сразу понял: это моё, хочу этим заниматься!

Начал рисовать эскизы, что-то набрасывать. Потом ко мне пришёл друг с самопальной машинкой, и мы ему сделали какой-то небольшой орнамент. Правда, он недотерпел и убежал, но позже мы эту работу переделали. Тогда-то, пожалуй, я окончательно определился с тем, чем буду заниматься. Стал очень много рисовать, получил художественное образование.

Примерно в 2006 году я приобрёл своё первое профессиональное оборудование. В тату-салоне "777". Там работал такой мастер – Мактуб, – который и помог его купить. Тогда же он мне выдал стопку западных журналов, которые на тот момент достать было просто нереально. Естественно, я их все изучил от корки до корки. Понеслась более серьёзная работа. И вот я занимаюсь татуировкой уже практически шестнадцать лет.

О направлении и моде в татуировке

Изначально особого направления в татуировке у меня не было. Главное – чтобы выглядело пострашнее и "позлее". Раньше таких названий, как "олдскул" или "ньюскул", даже не знал никто. Просто смотрели, что где-то картинки цветные, а где-то – чёрно-белые.

Сейчас у меня, по большей части, идёт направление на черепа, на нео-традишнл. Это одно из подразделений олдскула. Естественно, и сам олдскул. И японская татуировка. Не совсем японская, а какие-то формы и линии оттуда. И последнее время орнаментал мне стал очень нравиться. Ну, конечно, не по типу полинезии, как у какого-нибудь Дуэйна Джонса: это уже слишком смешно смотрится. Но в основном бью черепа абсолютно во всех вариациях.

Что может быть более жуткое, чем череп? Это символ, понятный всему миру. Любой индеец, если увидит его, сразу догадается, что он несёт. Символ смерти, он показывает, что ничто не вечно, а человек должен радоваться жизни. Он лишний раз напоминает, что человек смертен. Многим людям почему нравятся черепа? Потому что это очень неоднозначная вещь, но она не пугает людей, а заставляет задуматься. Череп на руке – это не так страшно. Перед нами каждый день эти черепа, только в оболочках. Мы их видим всегда и постоянно. Почему череп на коже должен быть страшнее, чем череп под кожей?

В татуировке тоже есть мода. Сейчас, по большой степени, на изображения какие-то определённые. Например, за последний месяц я набил четырёх медведей. В прошлом году за какой-то месяц – четырёх сов. Во всех стилях – в реализме, в орнаментале, в олдскуле, в нео-традишнл. Были одно время олени популярны, когда только хипстерская мода пошла: в самых различных вариантах. Или совы с оленьими рогами. В общем, в таком духе.

Из-за того, что татуировка стала не просто модной, а появилась куча мастеров, которые думают, что могут легко заработать на этом, происходит такая штука: люди уверены, что они знают больше, чем профессиональные татуировщики. То есть появилось много форумов, пабликов, "а вот мне сказали" и прочего. Это, конечно, не очень хорошо.

О странных клиентах

Я стараюсь отказываться от татуировок, которые слишком неприемлемы для меня. Недавно один знакомый мастер выложил работу, часть которой состоит из цитаты Фаины Раневской: "Жизнь – это затяжной прыжок из п***ы в могилу". На татуировке был изображён гроб, а в нём – вагина. Причём это сделано у парня. Я бы за такое точно не взялся. Хотя, с другой стороны, я делал другому парню сатану на руке, а на его лбу набил вагину, потому что клиент так попросил.

Или тоже случай был. Приходит как-то взрослая женщина и говорит: "Мне нужна куча картинок на ногах и на руках, хочу выглядеть как тюнингованная девочка". Показывает фотки, где изображены девушки из суисайд-гёлс – татуированные и с тоннелями. И говорит, что хочет быть похожей на них. Хотя ей очень далеко до того, что она просит. И изображения клиенты выбирают хаотично, то есть просто так, тыкая пальцем куда попало и абсолютно не задумываясь о их смысле или чём-то ещё.

Последнее время я начал отсеивать ненормальных клиентов сразу на подходе, а вот некоторые коллеги с ними часто сталкиваются. Вплоть до того, что попадаются реально сумасшедшие люди.

К примеру, женщина одна пришла и начала с порога: "Почему ты иглы не выкидываешь? Может, ты их моешь и используешь повторно? Или краску сливаешь?". В общем, начала скандалить, и мы отказались с ней работать. Тогда она отправилась к другим мастерам, где ей сделали очень качественную татуировку, ровную, с хорошими прокрасами. В итоге она звонит им через несколько дней с истерикой: "Я подам на вас в суд: у меня нога гниёт, мне врач вытягивал гной". И прочая фигня. Пришла за деньгами в салон, её попросили показать, она отказывается. Через две недели (это срок заживления татуировки) смотрят, а там всё ровно. Её посылают куда подальше, женщина начинает угрожать судом, но ни справок, ни доказательств каких-то у неё нет. Она аферистка. Но, как позже выяснилось, по слухам, у неё реально с головой не всё в порядке.

Есть клиенты, которые с ума сходят в плане татуировок на лице. Просят какие-то абсурдные вещи на пол-лица. Конечно, если это мой друг и я пойму, что это ему надо, то сделаю. В противном случае – нет.

Очень часто в Москве сталкивался с такой ерундой. Там же люди хотят выделиться всё сильнее и сильнее. Допустим, приходит малолетний пацан. Видно, что ему лет шестнадцать. Говорит: "Вот у меня все справки есть". Я спрашиваю: "Какие справки? Из дурдома есть?". "Нет, вот мне мама написала, что она разрешает сделать мне татуировку". Показывает расписку. А он хочет вокруг лица какую-то надпись. Я звоню его матери, а она, оказывается, не в курсе. Думала, что он просто на плече что-то хотел набить. Начинает орать на него, а пацан ноет и уходит домой.

О символах и приметах

Если говорить о каких-то серьёзных символах и знаках, сакральных и эзотерических, я стараюсь вообще от них отказываться. Очень редко попадается человек, способный носить на себе такие вещи.

Я не делаю православные тату. Вообще. Никогда. Потому что всегда, когда я делал православную татуировку, у людей всё в жизни становилось плохо. Были, конечно, исключения, но очень редко. Бью божественные символы, знаки или лики – и сразу всё становится плохо. Не знаю, почему так выходило.

В приметы я не то чтобы верю... Ну, немного. К примеру, есть у меня знакомый с татуировкой "молот Тора". Он купил себе такой же амулет в московском магазине, большой и серебряный. В итоге, когда он надевал этот молот, у него начинались сплошные драки и конфликты какие-то со стороны других людей. Когда он его снял – всё нормально стало. Просто бывает, что некоторые вещи друг друга замыкают. В данном случае, татуировка и амулет.

Зато я верю в то, что татуировка влияет на судьбу человека. Просто в течение пятнадцати лет, что я занимаюсь этим, наблюдаю за клиентами, в какую сторону у них меняется жизнь: в хорошую или в плохую. Я сразу могу сказать по человеку, всё у него будет хорошо после тату или нет.

Пришла ко мне как-то девушка, затюканная своим мужем. Мы с ней пообщались, в итоге сделали не то, что хотел её муж, а то, что хотела она. После чего она его бросает, покупает себе тату-оборудование и начинает сама заниматься татуировкой. Хотя до нашего общения даже слово боялась мужу сказать. Сейчас у этого человека всё хорошо, насколько я знаю.

О стерильности

В стерилизации дофига моментов. Одной статьи не хватит. Но есть несколько основных правил. Я всегда собираю стол при клиенте, чтобы он видел, что я использую всё стерильное и одноразовое. В первую очередь я боюсь не только за здоровье клиента, но и за своё. Поэтому иглы нельзя ни в коем случае нельзя выкидывать в ведро. Их собираешь в контейнер, заливаешь гипсом и только тогда относишь на помойку. Это делается для того, чтобы, если бомж какой-нибудь разворошит мусор и раскидает иглы, никто не укололся. К примеру, ребёнок идёт, увидел что-то блестящее, взял и поранился. Да и чтобы самому не уколоться случайно, когда несёшь мусорный пакет.

Что нужно знать клиенту, когда он попадает к мастеру? В первую очередь ультрафиолетовый шкаф – это не стерилизационный шкаф: он нужен только для хранения стерильного инструмента. Иглы и насадки должны вскрываться при клиенте, они обычно сразу стерильные, так с завода поставляются. Краски наливать нужно тоже только при нём, ни в коем случае не сливать обратно. Моё мнение такое: вся работа по собиранию стола должна делаться при клиенте. Если кто-то из врачей приходит бить ко мне тату, то очень сильно удивляется, как я заморачиваюсь над стерильностью инструмента.

Самое главное – чтобы всё находилось в барьерной защите. Стол должен быть обмотан пищевой плёнкой, на кушетке – всегда одноразовые простыни. Провод, который подсоединяется к машинке, тоже обязательно затянут специальной плёнкой. Потому что он "ездит" по каждому человеку и собирает кучу бактерий. Особенно, если это резина или силикон, которые впитывают всё в себя на ура, о чём многие мастера забывают. У нас в Кемерове пока более-менее люди стараются, но некоторые относятся халатно.

Многие мастера думают, что достаточно просто протереть инструменты. Многие стерилизуют "держаки" в обычной духовке. В принципе, духовка достигает тех же самых градусов, что и сухожаровой шкаф. Но почему тогда врачи не пользуются духовкой, а пользуются лишь шкафами? Потому что это специальный аппарат, разработанный для стерилизации инструментов, а не печка для еды. Есть свой цикл работы, нагрев, время. Всё должно стерилизоваться либо в нём, либо в автоклаве. Если раньше достаточно было кипячения, то сейчас уже давно не так, что некоторые почему-то забывают.

Это всё миф из 2000-х. Раньше такая проблема действительно была: из-за недостатка оборудования и краски, иглы стерилизовались как – почистил и прокипятил. Часто мастера сливали использованную краску назад в бутыльки. Из-за этого – большая степень заражаемости. Венерические и подобные болезни (кроме гепатитов) живут только во влажной среде, а умирают на свежем воздухе. То есть иглу, по сути, можно положить на солнце, чтобы она простерилизовалась. Сейчас такой проблемы, конечно, не существует, потому что иглы и насадки стоят не настолько дорого, чтобы рисковать здоровьем своим и здоровьем клиента.

Как можно проверить на "вшивость" своего мастера? Спросить, скольки процентным спиртом он протирает кожу и вообще всё делает. Если процент спирта выше 70, это ухудшает его свойства. Об этом знают единицы. Потому что мастеров в наше время много, но они не хотят развиваться. Прочитали пару форумов по техникам – и всё, а медицинский аспект в основном либо пролистывают, либо не читают вообще. По той простой причине, что большинство купит ультрафиолетовый шкаф и успокоится.

О тату в России и Кемерове

Развитие тату в России сейчас – бешеное. В частности, благодаря интернету. Хотя очень многих людей вводят в заблуждение, чтобы заработать больше денег. У татуировщиков качество сильно растёт, потому что конкуренция большая, – пытаются стараться.

Много появляется хороших мастеров, реально хороших. Но с ними в геометрической прогрессии растёт количество и плохих. Если появляется в небольшом городе типа нашего три хороших мастера, то плохих – в три раза больше. Сейчас мастеров в Кемерове – около 150 человек, из них десять на слуху, человек семь – действительно стоят внимания. Многие набирают себе учеников, причём платно. То есть они сами ещё не натренировались на людях как следует, а уже пытаются обучать других, не зная почти ничего.

150 – не просто цифра. Если поискать тату в "ДубльГИСе", то выдаст около 50 мест, где можно их сделать. Параллельно у меня друг продаёт оборудование, и заходят каждый день новые люди. Одно время считали, сколько их, сейчас перестали. Лица постоянно новые.

Почти все выпускники института культуры или училища понимают, что дизайнерами работать они не хотят, но, например, есть хэндпоук (стиль в татуировке – прим. редакции), и все начинают его бить. Я не удивлюсь, если с такими тенденциями придётся открывать отделение художественной татуировки. И правильно.

Россия сильно направлена на реализм. Причём в каждом регионе – свои фишки. К примеру, в Новосибирской области делают сплошных белок и медведей в шишках: Сибирь, вся фигня, животный мир. В Кемерове (по большей степени) – много черепов и всякое зло. В Томске – примерно так же. В Москве больше олдскула, орнаментала, чернухи. Там людей уже ничем не удивишь: они просто заливаются чёрным цветом – и всё.

Фото: из личного архива Йохана
Автор:
Комментарии для сайта Cackle