«По-прежнему считаю СМИ четвертой властью»

Стоит ли загружать детей дополнительным образованием? Вредны ли гороскопы и гадания? Опасно ли держать дома бойцовых собак? Согласитесь, довольно спорные вопросы. Именно поэтому они становятся темами ток-шоу «Городское кафе» на телеканале «Мой город». Ведущая программы Наталья Гузева сегодня стала гостьей нашей рубрики.
Просто о сложном
- Наталья Николаевна, расскажите, как Вы, будучи главным редактором «МК в Кузбассе», пришли к работе на телевидении?
- Так исторически сложилось. На самом деле, нельзя сказать, что работа на «Моем городе» стала для  меня чем-то принципиально новым. Маленький, но все-таки опыт общения с телевидением у меня был, когда я в свое время внештатно участвовала в работе молодежной студии ГТРК под руководством Галины Михайловны Бибик. Мне очень нравилось телевидение, интересные люди, ритм работы…  Но тогда же  я поняла одну простую вещь – работа на телевидении возможна только в команде.
Да, конечно, любой труд эффективен только в коллективе, но именно на ТВ конечный результат зависит от множества людей, начиная от водителя и заканчивая режиссером. Любой сбой – и это не обязательно твоя ошибка! – может влиять на результаты.  Печатные СМИ и радио дают большую степень влияния автора на конечный результат – ты знаешь, какой материал желаешь увидеть, и только от тебя зависит реализация замысла в итоге.  И в этом плане печатные  СМИ мне все-таки ближе. Но… Когда в составе «СДС Медиахолдинга» появился телеканал «Мой город», где стала складываться команда профессионалов, людей молодых, инициативных, желающих что-то сделать, и не просто сделать, а сделать хорошо,  мне предложили попробовать.   Вот и пробую…
- А какие проблемы становятся темами «Городского кафе»? Как Вы определяете, о чем пойдет речь?
- Это решается в команде, как и всё на телевидении. Стараемся найти что-то актуальное, волнующее жителей города. Критерий один – темы подсказывает сама жизнь. Нам хотелось уйти от сугубо новостной формы и освещать проблемы, которые беспокоят кемеровчан. На частных историях мы показываем общие ситуации, стремимся в них разобраться. Что-то получается, а что-то нет. А потому, как любой творческий продукт, «Городское кафе» меняется и будет меняться: и формат, и место съемки, и подача материала, и даже лица. Например, в некоторых выпусках «Городского кафе» появлялся соведущий – мы вели программу вместе с известным кузбасским журналистом  Дмитрием Сагарой.   Сейчас программа выходит в прежнем формате, но это не значит, что мы вообще отказались от этой идеи. Что касается обсуждения проблем, то к какой бы серьезной сфере они не относились, мы все равно пытаемся говорить о них неформально.
- Пытаетесь?
- Да, я не случайно употребила именно это слово. Ведь работа над совершенствованием программы идет постоянно. И у меня много вопросов к тому, чего мы хотим добиться и какими средствами. Много вопросов, в первую очередь, к себе как к ведущей. Здесь, кстати, помогает и редакторский опыт.
Его со счетов не сбросишь, да это и не нужно. В журналистике нет оторванных друг от друга областей, и все навыки пригодятся. Мне, например, редакторский опыт позволяет увидеть свои ошибки, обработать материалы, найти нужную и верную информацию.
- Наталья Николаевна, скажите, в программе Вы больше журналист с собственной позицией или ведущий, задача которого организовать обсуждение темы гостями?
- Мы обсуждаем довольно острые темы, поэтому собственное мнение
не скроешь. И, конечно, моя журналистская и человеческая позиция в программе присутствует. Но все же миссия любого ведущего – сохранить нейтралитет и дать высказаться гостям, услышать другие точки зрения.
- Задача разговорить студию – тоже не из легких…
- Главное – это донести до участников разговора, что стиль нашего ток-шоу весьма своеобразный. С одной стороны, мы говорим о важных вещах, так сказать,  без галстука,  и лишний официоз  здесь не приветствуется, поскольку не очень понятен телезрителю...
С другой стороны, темы, которые мы поднимаем, весьма серьезны, значит, неуместно и легкомыслие. Только сегодня мы снимали новый выпуск, и один из гостей спросил меня: «Как мне лучше отвечать на вопросы?» Я ответила ему то же, что и другим: не говорите на языке документов, полном сленга чиновников и официальных циркуляров. Нас смотрят обычные люди, и им будет скучно выслушивать заученные формулировки. Ведь то, что они слышат, включая «Городское кафе», должно быть доступно и образно. Хотя я понимаю, что объяснять  сложные вещи простым языком довольно непросто.
- Говорить просто о сложном – признак мастерства. Может быть, есть ведущие, которых Вы могли бы назвать своими учителями?
- Моё любимое ток-шоу давно уже не выходит в эфир. Это была программа  Савика Шустера «Свобода слова». На мой взгляд, великолепная программа с разными точками зрения.
Из современного ТВ-контента я ориентируюсь на Владимира Соловьева, Владимира Познера, Андрея Малахова.
Не удивляйтесь, они разные по формату и стилю общения, но все профессионалы. На мой взгляд, программа «Городское кафе» – некий симбиоз на местном уровне. Хотя она не повторяет «Поединок» Соловьева или «Пусть говорят» Малахова, она другая, и цель у неё особенная – увидеть проблему, которая есть в нашем городе, и решить её вместе с представителями власти.
- Журналистов и саму прессу за влияние на общество часто называют Четвертой властью. Не менее часто можно услышать и мнение об уходе этой власти в чрезмерную легкость и развлекательность.  Ваше мнение на сей счет?
- Безусловно, по степени воздействия на общество СМИ – это четвертая власть. И мы, журналисты, как ее представители, не просто можем влиять на ход событий, но меняем жизнь окружающих нас людей. Ведь с чем мы работаем? С конкретными человеческими историями. И поверьте, огромное количество всех проблем этих реальных человеческих историй решаются ещё на этапе подготовки программы, когда мы проявляем интерес к теме и начинаем  задавать вопросы тем, кто уполномочен решать эти проблемы. И как тогда не назвать СМИ четвертой властью? Правда, возникает закономерный вопрос: если у человека все разрешилось, зачем ему вообще идти на «Городское кафе»? Да затем что, какой бы уникальной ни была проблема, в общем контексте она типична. И мы хотим показать другим людям, как можно избежать такой ситуации, как можно её решить.  Но я не буду лукавить и говорить, что удается решить абсолютно каждый вопрос. К примеру, в истории воспитанницы детдома, которую незаконно лишили родительских прав, каналу «Мой город» с помощью Уполномоченного по правам ребенка удалось добиться того, чтобы дети остались с матерью.  А, например, проблема безнадзорных животных одними усилиями СМИ просто так не решится: здесь нужно менять и отношение общества, и работать с законами на федеральном уровне.
След русского рока
- Вы редактор, телеведущая, журналист, а чего мы о Вас не знаем?
- Вообще, я, как и многие, люблю путешествовать. Правда, в последнее время  выезжать за границу получалось не часто по причине рождения ребенка. Сейчас сын немного подрос, и в сентябре нам  удалось отдохнуть в Китае. Но, конечно же, практически всё свободное время  я уделяю сыну, которому два года и восемь месяцев. А ещё я хочу выучить испанский язык. Нет, не потому, что планирую уехать жить за границу, просто меня привлекает поэтика этого языка: языка первооткрывателей, Сервантеса, языка свободы. Сейчас думаю, как можно приступить к изучению испанского наиболее эффективно, чтобы не нарушить рабочий график.
- Наверное, Ваш интерес к языкам связан и с литературными пристрастиями?
- Безусловно. Я очень увлекаюсь современной зарубежной литературой. Люблю английских авторов с их искрометным жизнеутверждающим чувством юмора, которое не теряется несмотря на перевод. Могу вспомнить Лорен Хендерсон, Джеймса Мура. Очень позитивно и нетривиально.  Из последнего произвел впечатление роман «Маленький друг» Донны Тратт.
- Вы говорили о неформальности Вашей программы. Скажите, а случались ли в Вашей  биографии «неформальные» периоды или поступки?
- Пожалуй, русский рок оставил след в каждом человеке нашего поколения. И я в этом плане – не исключение. До сих пор, кстати, обожаю играть на гитаре. От моего «неформального прошлого» у меня остался только один след – татуировка на правом плече. Там изображен узор в виде колючки. Я очень её люблю, за столько лет это уже стало частью меня. Тем более что это авторский рисунок, такого больше ни у кого не встретишь. Но если бы сейчас мне предложили как-то дополнить её или сделать новую, я бы никогда не согласилась. Как бы я ни любила свое прошлое и с какой нежностью к нему ни относилась, сейчас все меняется: и жизнь, и люди вокруг, и мои привычки тоже.
Татьяна Маркова
Источник: по материалам журнала "Телехит"
Фото Дмитрия Ярощука
Автор: Наталья Гузева
Комментарии для сайта Cackle