Педагог сказал мне: «Сначала умрешь ты, а потом умрет твой голос»

«Великий артист нашей современности, выдающийся тенор 20-го столетия…», - обычно его представляют так, и дальше вверх по нарастающей. «Только вот этого не надо», - сразу предупреждает он. Обладатель большого количества российских и международных наград, тенор, выступавший на сценах лучших оперных театров мира, певец Зураб Соткилава приехал в Кемерово, чтобы дать концерт для поклонников оперной музыки. За день до концерта Зураб Лаврентьевич встретился с кузбасскими журналистами. Певец пребывал в прекрасном настроении, правда, сказывалась усталость после дороги, поэтому говорил он тихо, но как всегда увлекательно и искренне.
- Зураб Лаврентьевич, Кемерово в вашем туре город случайный или запланированный?
- Я давно не был на Урале, не был в Сибири, и вот решил проехать с концертами по этим городам. Спрос был большой, меня звали, ждали, и я сказал: «Хорошо, приеду». Тем более что я привез великолепную музыку, малознакомую, которая почти не исполняется. Например, оперу «Друг Фриц» Масканьи, которую он написал в 1935 году и которая долгое время не звучала, потому что считалось, что она посвящена фашизму. На самом деле там ничего фашистского, а есть гениальная музыка на тему любви. Самый знаменитый фрагмент оперы - «Вишневый дуэт» - входит в число лучших оперных дуэтов. Мы исполняем его вместе с моей ученицей, восходящей оперной певицей Марией Начкебия. Это невероятно красивая сцена, в которой объяснение в любви происходит через аллегорию: цветы, вишню и красивые голоса.
Я хочу сказать, что очень счастлив находиться у вас, поскольку публика замечательная. По степени восприятия, по реакции зрителей на каждую ноту вы на уровне самых лучших столиц. Я мало езжу по России, но очень рад, что вновь оказался у вас.
- Вы не жалеете о том, что состоялись как оперный певец, а не как знаменитый футболист? Вы ведь были начинающей звездой футбола?
- С детства у меня обнаружились неплохие способности в футболе. В 16 лет я уже играл в сухумском «Динамо», где подавал большие надежды. В 11 классе, сдав последний экзамен по физике, мы получили приглашение в Свердловск, в знаменитый ЦДК, в футбольную команду. И вдруг на пляже Сухуми объявляют: «Соткилава, с центрального входа пляжа тебя ожидает отец». Прихожу, папа говорит: «Что ты натворил?» - «Вроде ничего, физику на пять сдал». Хоть я был заядлым футболистом, но учился хорошо.
Оказывается, нас с отцом вызвал Первый секретарь Обкома Абхазии и сказал, что пришла телеграмма с распоряжением немедленно выехать в Тбилиси. «Мы наших спортсменов, подающих надежды, из Грузии не выпустим», - отрезал чиновник. И так я попал в Тбилисское «Динамо».
В 17 лет я уже возглавлял молодежную сборную Грузии и стал Чемпионом Советского Союза среди всех республик тогдашнего СССР, чем до сих пор очень горжусь. Потом случилась травма, после которой мне пришлось покинуть футбол. Честно скажу, когда меня отчисляли, я плакал так, что думал, - все, жизнь на этом закончилась.
Надо было думать, что же делать дальше. В то время я учился в политехническом институте, и тут произошла случайная встреча с педагогом по вокалу, который привел меня на просмотр спектакля «Фауст». Я впервые услышал эту оперу и просто влюбился в нее. Никогда не забуду, какой успех она имела у публики. А еще я помню свое потрясение и горячее желание последовать совету профессора Николая Бокучавы серьезно заняться пением. Сначала я защитил диплом горного инженера-маркшейдера в Тбилисском политехническом институте, а день спустя уже сдавал экзамены в консерваторию. И так с 60-го года началась моя оперная деятельность.
- Как-то вы сказали, что ваша мама, которая замечательно пела, была против того, чтобы вы поступали в консерваторию, а отец, который не имел слуха, как раз вас на это дело благословил. Почему мама-то была против?
- Она прокляла моего первого педагога, который привел меня в консерваторию. Я не знаю, но почему-то мама была против. Бедная, она слышала всего один мой спектакль, который закончился провалом. Я простудился и первую свою дебютную партию в опере «Риголетто» провалил. Но мама все равно сказала: «Сынок, ты был лучше всех».
- Зураб Лаврентьевич, как вас занесло в телепроект Первого канала «Призрак оперы», ведь вы не очень жалуете наше телевидение?
- Я туда попал только потому, что руководство Первого канала попросило меня принять участие в жюри. К тому же, они предложили мне исполнить арию, чтобы каждую программу открывать моим пением. Мы с дирижером Скрипкой записали арию Сида. Когда я ее спел, народ в зале встал. Я всех друзей предупредил, что трансляция будет по телевидению. Вдруг звонит мне один из начальников канала и говорит: «Мы не можем пустить это. После вашего выступления остальных показывать просто нельзя, слишком велика разница». Я очень обиделся, получилось, что мое выступление так никто и не увидел.
Работа над этим телепроектом была совсем нелегкой. Мы сидели по 17 часов, кто-то из участников был сильнее, кто-то слабее. Я как артист не имею права критиковать людей, которые зарабатывают сегодня большие деньги своим творчеством, которых любят миллионы поклонников. Если начать критиковать, то можно и Карузо в пух и прах разбомбить. Я старался в каждом из них найти зернышко и из этого хорошего сделать еще большее. В итоге мне самому стало любопытно, появился интерес у них, они спрашивали, некоторые приходили и занимались дополнительно, и надо сказать, за время проекта очень сильно выросли. Мне очень нравилась Гагарина. Валерия выступала ровно и вокально, и стилистически. За месяц очень сильно выросли Билан, Лазарев, Киркоров. Филипп простит меня, если я расскажу про него случай. Как-то во время съемок передачи он сказал мне: «Если я буду петь нечисто, покажи мне пальцем». Запел. Я показал ему раз, показал два, показал три. Режиссер не выдержал, прибежал ко мне и выдал: «Зураб, не надо ему указывать на его ошибки, иначе мы здесь до утра будем сидеть. Мы потом на компьютере все поправим».
И потом, такая интересная вещь… Когда я приходил в консерваторию, профессоры мне говорили: «Зураб, как не стыдно тебе там сидеть!» Я отвечаю: «Профессор, а ты смотришь «Призрак оперы»? - «Смотрю». - «А завтра тоже будешь смотреть?» - «Буду». - «Тогда что ты от меня хочешь?» Интерес к проекту был огромный, рейтинги просто небывалые.
Пропагандирует ли передача великое оперное искусство? Я бы сказал: «Нет». Просто люди узнали, что есть такие великие композиторы и есть такие гениальные произведения.
- А такой певец как Николай Басков пропагандирует оперное искусство?
- Не надо про Баскова. Пропагандируют оперное искусство Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко.
- У вас есть любимые партии в собственном исполнении?
- Все любимые. Но самое большее количество наград мне принесла работа Отелло. Например, народного артиста СССР я получил, будучи совсем молодым, за исполнение этой партии. За исполнение Отелло в Италии я был избран почетным членом Болонской академии искусств. И это в самое плохое время – в январе 1980 года. Я был за рубежом и даже не знал, что случилось в СССР. Помню, что по всей Италии висели плакаты: «Позор Советскому Союзу!», «Брежнев – мерда!» Со мной тогда был сопровождающий из КГБ. Я спросил у него: «А что случилось?» - «Наши войска вошли в Афганистан».
И в свете этих событий после седьмого спектакля ко мне подошел президент Болонской академии искусств и сказал, что он приглашает меня стать почетным членом их академии. Человек в штатском тут же засуетился, намекнул, что надо спросить разрешения Москвы. Через неделю мы получили положительный ответ.
- Как удается столько лет сохранять голос?
- Главное – владение техникой пения. Чем лучше ты владеешь техникой, тем больше при своем интеллекте и музыкальном богатстве ты можешь отдать публике. Когда я приехал в Италию, самой главной задачей для меня стало овладение фурберией – высшей техникой пения. Немногие певцы владеют ею, но тот, кто постиг законы фурберии, считается феноменальным певцом. Когда я прощался со своим великим педагогом Нодаром Ангуладзе, он сказал мне: «Сначала ты умрешь, а потом умрет твой голос, - такую технику я тебе дал».
- Зураб Лаврентьевич, напоследок грузинский тост…
- Я вам не желаю много богатства, я вам не желаю большого здоровья. Все это было у пассажиров «Титаника». Я вам желаю удачи!
Текст: Надежда ГАЛАНИНА
Фото: Гагик МХИТАРЯН
Автор: Зураб Соткилава
Комментарии для сайта Cackle