«Мне всегда везло с героями материалов»

Только компетентные мнения, только проверенная информация, только авторитетные оценки экспертов. Телеканал «РБК» держит профессиональную планку на высоком уровне, потому что адресует свои передачи деловым людям. А такой зритель не прощает ошибок никому, даже самому любимому, самому обаятельному ведущему. Вот почему работать с экономической информацией так сложно.
А представлять РБК в Кемерове сложно вдвойне – ведь нужно соответствовать уровню, заданному московскими коллегами.
О том, что же собой представляет РБК ТВ в нашем городе, нам рассказала главный редактор и телеведущая канала Наталья БУХТУЕВА.
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ
– Наталья, несколько слов о том, что представляет собой канал «РБК Кемерово»?
– РБК – группа компаний, в которую входят и газеты, и журналы, и телевидение, и массовые интернет-сервисы – целая медийная индустрия. Кемеровскому РБК ТВ два года. Весь творческий процесс организован в ООО «Медиацентр «Мотив» – эта телевизионная компания работает на рынке с 1994 года. Нашим приоритетом является работа в аналитических жанрах журналистики, что, как известно, довольно сложно и требует значительного профессионализма.
– Насколько кемеровский стиль ведения программ на РБК идентичен федеральному? Или вы с коллегами, напротив, стараетесь «делать свое телевидение»?
– «Свое телевидение» может быть только на «своем канале». Естественно, мы придерживаемся формата – это часть нашего договора с РБК. Но вместе с тем наши программы – это не подражание федеральным аналогам, а авторские работы. И в центральном офисе в Москве нас ценят.
– РБК считается каналом исключительно для деловых людей. А найдет ли для себя что-то интересное телезритель, если он с бизнесом не связан, скажем, домохозяйка?
– Мы работаем для тех, кто заинтересован в экономической информации. Для рядового телезрителя наши передачи порой выглядят малопривлекательными. В деловой и финансовой информации, прежде всего, заинтересованы руководители высшего и среднего звена, сотрудники банков, представители государственных структур, предприниматели, специалисты и бизнесмены, а также студенты экономических вузов. Но есть у нас и передачи, которые будут интересны всем, например, «Сфера интересов» и «Мир путешествий».
ЖУРНАЛИСТ-ПСИХОЛОГ
– Наталья, как вы, психолог по образованию, оказались в журналис-тике, да ещё и экономической?
– Мне кажется, многие приходят в журналистику не благодаря, а даже вопреки образованию. Здесь важен, скорее, зов сердца. Взять многих замечательных журналистов: Татьяна Веденеева заканчивала ГИТИС, Владимир Соловьев – Московский институт стали и сплавов, Александр Любимов – МГИМО. Этот список можно продолжать довольно долго. В то же время лично мне очень пригодились мои «знания души», полученные в университете – ведь владеть психологическими тонкостями общения для журналиста очень важно.
– А у вас есть свои секреты привлечения внимания – как собеседника, так и телезрителя?
– Я всегда немного волнуюсь, когда разговариваю с гостем в кадре. Для меня волнение – это источник вдохновения, мобилизующий фактор. Ощущение сродни тому, что испытывает актер, выходя на сцену. Появляется кураж, экспромт – я могу неожиданно для гостя, да и всей съемочной группы, отойти от сценария и развить более яркую и актуальную тему. Когда вялый сюжет наполняется динамикой и живым интересом с обеих сторон, съемки проходят на ура. А некоторые гости после программы порой засиживаются в нашей редакционной кухоньке и без камеры рассказывают удивительные истории и факты, многие из которых потом становятся темами для наших последующих программ.
ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ
– По всей видимости, вы очень увлечены деловой журналистикой…
– Так уж получилось, что я уже давно в той или иной степени связана с бизнесом. Еще в пору студенчества я сформулировала и обозначила сама тему дипломной работы, связанной с исследованиями в бизнесе, несмот-ря на уговоры руководителя нашей кафедры «взять тему попроще».
Я рассматривала вопросы организации, управления, личностного фактора в сфере бизнеса, с удовольствием делала свою работу: вдохновенно тестировала предпринимателей, проводила опросы топ-менеджеров… Потом с головой ушла в анализ и после долгожданного «Вы защитились на «отлично» жалела только о том, что все закончилось. «Ну, вот, – подумала я, – мои выстраданные бессонными ночами таблицы и диаграммы лягут на пыльные полки в книжном шкафу». Но логическим продолжением моей учебы стала работа в экономической газете «Капитал». Считаю, что мне очень везло с героями материалов – их заботы и цели казались мне понятными. И даже больше – не раз мы поднимали темы повальной коррупции, беспрецедентного давления на бизнес со стороны «дружественных» структур. Не боялись войти «с диктофоном наперевес» в негостеприимные приемные местных горе-руководителей! Именно тогда я получила первый опыт работы в сфере бизнеса. В жизни мне тоже комфортно общаться именно с деловыми людьми. Кстати, мой муж Владимир, с которым мы вместе уже восемь лет, бизнесмен. Он для меня поддержка и опора во всем, в том числе и в работе. Не многие люди могут честно оценить твой труд, а он, как профессионал, всегда выскажет адекватное мнение.
– А кого из коллег по телевизионному цеху вы можете назвать образцом для подражания?
– Мне, как и любому тележурналисту, свойственно наблюдать за кол-легами по цеху, которые работают над своим мастерством, экспериментируют, находят какие-то новые приемы, осваивают нестандартный опыт. Я с удовольствием наблюдаю за творческими экспериментами Владимира Соловьева, мне импонирует его стиль. Интересно то, как построены его журналистские диалоги – с необыкновенной иронией, которая всегда уместна в контексте передачи. Из телеведущих на телеканале «РБК» ярче всех и интереснее, конечно же, Степан Демура. Его можно по праву назвать звездой РБК благодаря непосредственному, «живому» стилю говорить просто о том, что принято относить к серьезным материям. В настоящее время Степана в качестве ведущего можно увидеть в программах «Рынки» и «Диалоги». Великий и ужасный Демура, как назвал его один из собеседников на программе, в некотором роде легендарная личность. Его суждения часто кажутся категоричными, а прогнозы – радикальными. Но это не мешает им сбываться! На местном уровне я ценю профессионализм своих коллег по РБК ТВ. Это люди, жизнь которых связана с телевидением неразрывно, люди, с которыми я пошла бы в разведку, как говорится. А доверие к людям, которые трудятся с тобой плечом к плечу, один из залогов успеха.
Татьяна МАРКОВА, "ТелеХит"
Фото из личного архива Натальи Бухтуевой
Автор: Наталья Бухтуева
Комментарии для сайта Cackle